В своих последних статьях Владимир Ильич подчеркивал, что для создания социализма требуется определенный уровень культуры, что нам не хватает цивилизации для того, чтобы перейти непосредственно к социализму, хотя мы и имеем для этого политические предпосылки.
«У нас, – писал В.И. в статье «О кооперации», – политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, пред лицом которой мы все-таки теперь стоим». Несомненно, в этой культурной революции одно из первых мест – теперь мы в этом уже не сомневаемся – будет принадлежать учителю. Для победы на третьем фронте должны работать советская власть, профсоюзы, партия, комсомол, а не один только учитель. Но без учителя эта победа невозможна. И советский учитель все больше и больше осознает, как нужна его работа для победы социализма. Это сознание вырывает его из его одиночества, освещает ему его трудный путь. А путь труден. Отрывает забота о куске хлеба, отрывают болезни, мешает то, что приходится работать с голыми руками – не вооруженным необходимыми знаниями, трудно работать с безграмотными, темными родителями, при отсутствии часто самых элементарных культурных условий. Трудно, но светит маяк социализма. И учитель страстно тянется к знанию, но стыдится с громадным трудом переучиваться с азов, тянется к советской власти, от которой часто никак не может добиться помощи в работе, тянется к коммунистической партии. В этом настроении советского учительства – залог победы на культурном фронте. Мы приступаем к организации «Учительской газеты». Газета имеет громадное организующее значение. Одна из задач – сделать слышнее голос учительства. Необходимо, чтобы у учителя была «своя» газета, куда он мог бы писать о том, что его волнует, мучает, о своей жизни и борьбе, о тех трудностях, которые приходится преодолевать, о тех достижениях, которых удалось добиться, несмотря ни на что. Через газету учитель сможет говорить с учительством в целом, с теми, которым дорог каждый шаг на фронте просвещения. И он перестает чувствовать себя таким безнадежно одиноким, безнадежно затерянным в водовороте жизни. Чтобы работать в одиночку, нужна железная воля – у многих ли она найдется? На миру работать куда легче, артелью, миром легче поднимать большие тяжести. Каждому учителю надо стремиться стать учкором, учителем-корреспондентом. «Учительская газета» – при условии, если учительские массы будут считать ее «своей», будут писать в нее, будут писать письма в редакцию – свои пожелания, – будет выразителем учительских масс. На конференциях и съездах слышен голос передового учительства, тех, кто умеет и не стесняется выступать; в газете может высказываться рядовое учительство, и чем больше оно будет высказываться, тем лучше, тем более совершенным рупором коллективного мнения учительства будет газета. Мы надеемся, что «Учительская газета» выполнит свою задачу – быть коллективным организатором учительства. Н.Крупская
Комментарии