В Казани в Доме правительства Республики Татарстан прошло пленарное заседание коллегии Министерства образования и науки Республики Татарстан «Результаты международного сравнительного исследования граждановедческого образования как инструмент изучения факторов, влияющих на качество обучения и воспитания» с участием Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова. Открыл заседание заместитель Премьер-министра Республики Татарстан – министр образования и науки Рафис Бурганов.
Он отметил, что для дальнейшего развития системы учебно-воспитательной работы важно учитывать результаты Международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования (ICCS-2016), которое позволило определить основные тенденции и уровень знания и понимания учащимися их роли как граждан, а также их отношение к гражданству и гражданскому долгу.С основным докладом «Международное сравнительное исследование качества граждановедческого образования (ICCS-2016) в Республике Татарстан. Основные факторы, влияющие на результаты учебных достижений учащихся» выступил национальный координатор исследования в Российской Федерации главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Он, в частности привел данные, касающиеся распределения результатов по уровням достижений. Средний балл учащихся Республики Татарстан составляет 548 единиц. Он выше среднего показателя по исследованию на 31 балл. На базовом уровне в Российской Федерации находятся 3,7% учеников, в Республике Татарстан – 2,4%. Средний показатель по исследованию – 9,8%. Первого уровня в Российской Федерации достигли 16,6% учащихся, в Республике Татарстан – 15% (в среднем по исследованию – 21,2%). Достижения второго уровня продемонстрировали 37,3% школьников в Российской Федерации, 39% в Республике Татарстан (средний показатель ICCS – 31,5%). Наконец, третьего, самого высокого, самого престижного уровня достигли чуть меньше половины российских учащихся – 42,1%, в Республике Татарстана 43% при среднем международном значении 34,7%.Петр Положевец детально остановился на том, как на достижения учащихся влияют такие факторы, как социально-экономический индекс, общение с родителями, открытый климат в классе и школе, методики и технологии обучения, а также язык, на котором разговаривают дети дома.Профессор Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук Андрей Иоффе в своем выступлении рассказал о возможностях системы образования для формирования гражданских качеств современной молодежи.Подвел итоги заседания Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, который сказал, что Республика Татарстан будет и в дальнейшем участвовать в международных сравнительных исследованиях качества граждановедческого образования, а главная задача сейчас – в каждой школе, каждом муниципальном образовании внимательно изучить результаты исследования, посмотреть, почему в сельских школах результаты ниже, чем в городских, хотя материальное обеспечение практически везде одинаковое.Коллегия приняла решение о необходимости разработки концепции граждановедческого образования в общеобразовательных школах республики, предусмотрев следующие основные направления:- профессиональное развитие педагогов и повышение их компетентности в области граждановедческого образования;- поддержка сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса, а также представителей социокультурного окружения в области становления гражданских качеств школьников;- анализ и оценка образовательной ситуации в области граждановедческого образования.Коллегия рекомендовала Министерству образования и науки Республики Татарстан проработать меры по развитию социального проектирования в области граждановедческого образования; разработать комплекс мер, направленных на повышение мотивации школьников при изучении предметов обществоведческого цикла; внедрить эффективные процедуры оценивания достижений обучающихся в области граждановедческого образования.В заседании коллегии приняла участие заместитель председателя Правительства Республики Татарстан Лейла Фазлеева.
С основным докладом «Международное сравнительное исследование качества граждановедческого образования (ICCS-2016) в Республике Татарстан. Основные факторы, влияющие на результаты учебных достижений учащихся» выступил национальный координатор исследования в Российской Федерации главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Он, в частности привел данные, касающиеся распределения результатов по уровням достижений. Средний балл учащихся Республики Татарстан составляет 548 единиц. Он выше среднего показателя по исследованию на 31 балл. На базовом уровне в Российской Федерации находятся 3,7% учеников, в Республике Татарстан – 2,4%. Средний показатель по исследованию – 9,8%. Первого уровня в Российской Федерации достигли 16,6% учащихся, в Республике Татарстан – 15% (в среднем по исследованию – 21,2%). Достижения второго уровня продемонстрировали 37,3% школьников в Российской Федерации, 39% в Республике Татарстан (средний показатель ICCS – 31,5%). Наконец, третьего, самого высокого, самого престижного уровня достигли чуть меньше половины российских учащихся – 42,1%, в Республике Татарстана 43% при среднем международном значении 34,7%.
Петр Положевец детально остановился на том, как на достижения учащихся влияют такие факторы, как социально-экономический индекс, общение с родителями, открытый климат в классе и школе, методики и технологии обучения, а также язык, на котором разговаривают дети дома.
Профессор Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук Андрей Иоффе в своем выступлении рассказал о возможностях системы образования для формирования гражданских качеств современной молодежи.
Подвел итоги заседания Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, который сказал, что Республика Татарстан будет и в дальнейшем участвовать в международных сравнительных исследованиях качества граждановедческого образования, а главная задача сейчас – в каждой школе, каждом муниципальном образовании внимательно изучить результаты исследования, посмотреть, почему в сельских школах результаты ниже, чем в городских, хотя материальное обеспечение практически везде одинаковое.
Коллегия приняла решение о необходимости разработки концепции граждановедческого образования в общеобразовательных школах республики, предусмотрев следующие основные направления:
– профессиональное развитие педагогов и повышение их компетентности в области граждановедческого образования;
– поддержка сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса, а также представителей социокультурного окружения в области становления гражданских качеств школьников;
– анализ и оценка образовательной ситуации в области граждановедческого образования.
Коллегия рекомендовала Министерству образования и науки Республики Татарстан проработать меры по развитию социального проектирования в области граждановедческого образования; разработать комплекс мер, направленных на повышение мотивации школьников при изучении предметов обществоведческого цикла; внедрить эффективные процедуры оценивания достижений обучающихся в области граждановедческого образования.
В заседании коллегии приняла участие заместитель председателя Правительства Республики Татарстан Лейла Фазлеева.
Фото из архива \”УГ\”
Комментарии