Какую роль в истории русской литературы и дипломатии сыграл алмаз “Шах”? Зачем бывшая жена Наполеона Жозефина Богарнэ подарила русскому императору Александру I камею “Гонзага”? Что такое “кандальные” кольца и на что намекает портрет императора Александра III под изящной хрустальной крышкой карманных часов? Не счесть захватывающих историй, которые немые, казалось бы, ювелирные вещицы могут рассказать о своих обладателях. Дело за малым – обратиться в слух и “разговорить” все эти кольца, перстни, браслеты и подвески. Так, как это сделала писатель, журналист и исследователь Екатерина Варкан в своей книге “Тайны драгоценных камней и украшений”, презентация которой прошла в московском Государственном музее А.С. Пушкина.
Сегодня большинство описанных в книге меморий, помнящих тепло рук (и непростой нрав) великих, – “достояние республики”. Что-то – например, кольцо знаменитого МХАТовского премьера Василия Качалова, перстень Льва Толстого или кольцо Софьи Андреевны, подаренное ей после публикации романа “Анна Каренина” – хранится в семьях потомков. Но это скорее исключение. А так – иди в музей, любопытствуй! Но интереснее, конечно, с проводником, который сможет превратить дорогую безделушку в действующее лицо исторической или любовной интриги, а иногда и в знак судьбы.
За стеклом в одном из залов Государственного исторического музея тускло поблескивает небольшой позолоченный сосуд, украшенный драгоценными камнями. Это чарка Петра I. Симпатичная, этого не отнять, но больше о ней при первом знакомстве сказать в общем-то и нечего. А теперь открываем книгу Екатерины Варкан, находим главу “Русский вопрос и русский размер” и становимся свидетелем настоящей драмы под условным названием “Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”. Если коротко, то дело было так. Царь Петр, большой умелец и на все руки мастер, самолично вытачал эту чарку на токарном станке и подарил ее князю Матвею Петровичу Гагарину, в то время – московскому коменданту. Матвей Петрович отнесся к царскому сувениру со всем почтением, велел позолотить и украсить бриллиантами, эмалью и рубиновой шпинелью. Но пройдет всего несколько лет и Гагарина казнят. Официальная версия – за взяточничество и растраты. На деле – за подозрения в госизмене. По одной из версий, он собирался провозгласить Сибирь независимым государством. Чарка не уберегла…
Обрамляет этот скорбный сюжет масса подробностей – про ассамблеи, потешные кубки и бокалы и даже про напитки, которые предпочитал император. Оказывается, слухи о непомерной страсти Петра к крепким спиртным напиткам сильно преувеличены. На деле он предпочитал рейнское и сладкие мадьярские вина, а вовсе не то, о чем можно было бы подумать…
Главные герои книги – это в основном обитатели века девятнадцатого. Пушкин, Грибоедов, декабристы, прекрасный “архивный юноша” Дмитрий Веневитинов, Герцен, Толстой, легендарные меценаты, императоры и царедворцы. Между нами не более двухсот лет, но усыпанная драгоценными камнями карта их жизней не становится от этого менее загадочной. Вот, например, Пушкин. Ну, казалось бы, чего мы о нем не знаем? Но место для “открытий чудных” находится всегда. Поэту посвящены целых три главы. В одной рассказывается о его, как он сам выражался, “бабьей страсти” к тростям с великолепными набалдашниками. Здесь Александр Сергеевич выглядит самым настоящим спортсменом, прямо-таки фитнес-иконой. Трости он использовал не только как придающий солидности аксессуар, но и как настоящий тренажер, укреплявший бицепсы, трицепсы и кисти.
Еще одна глава повествует о пушкинских перстнях. И если про утерянное кольцо, подаренное при расставании графиней Воронцовой, в общих чертах широкой публике известно, то скромное сердоликовое, доставшееся по случаю Марии Раевской, будущей жене декабриста Сергея Волконского, – артефакт не столь разрекламированный. А ведь история замечательная! Во время путешествия Пушкина на Кавказ вместе с семьей Раевских молодежь затеяла лотерею. И Мария Николаевна выиграла пушкинское кольцо, где на камне были выгравированы три амурчика, усаживающиеся в лодку. Не такое уж и авантажное, прямо скажем. Наверняка, были у генеральской дочери в шкатулке с драгоценностями вещицы и подороже, и попышнее. Но именно этот сердолик (покровитель всех влюбленных) она взяла с собой, отправляясь за мужем в Сибирь, и бережно хранила. Теперь этот перстень обитает в петербургском музее Пушкина на Мойке.
Третья же глава посвящена непростым отношениям поэта с Анной Олениной, к которой он сватался, да был отвергнут. А рассказывает об этой драме браслет Анны Алексеевны, хранящийся, как и чарка Петра, в Историческом музее.
А в фондах Государственного музея А.С. Пушкина, где проходила презентация книги, можно увидеть кольца декабристов, выкованные из их кандалов. И эта история – настоящий героический эпос.
А что там все-таки с уже помянутыми алмазом “Шах”, камеей “Гонзага” и Александром III под крышкой, резонно спросите вы. О! Эти истории, как и все остальные, впрочем, надо читать в оригинале. Пересказывать их – только портить…
Фото предоставлены издательством АСТ и пресс-службой Государственного музея А.С. Пушкина
Комментарии