Если вам когда-нибудь повезет оказаться на станции Ермолино, расположенной в 20 километрах от города Иванова, если вы не проедете мимо нее на поезде, следующем из Петербурга в Самару или из Самары в Петербург, а выйдете из вагона, то вам непременно покажут одну из местных достопримечательностей, и, поверьте, она того стоит. Это местная школа. Красивая, ухоженная, в теплое время года окруженная роскошными цветами, декоративными кустарниками и редкими видами деревьев (прямо-таки южных), она создает впечатление санатория советских времен. Хотя здание построено по типовому проекту, школа отнюдь не типичная, особенная, можно даже сказать, в чем-то уникальная. На пришкольной территории всегда чисто и уютно. Уходить отсюда не хочется, наверное, поэтому сюда с охотой приходят и дети, и взрослые, и бабушки с дошколятами.
Ермолинская школа – в прямом и переносном смысле центр станционного поселка. Здесь проходят праздники и многие торжественные мероприятия. Неудивительно, что ермолинцы любят свою школу, уважают педагогов и, даже окончив учебу, часто приходят сюда помочь или просто пообщаться и посоветоваться со своими учителями. Еще два года назад школа была средней общеобразовательной, год назад из-за реорганизации и оптимизации она получила статус основной. Старшеклассников здесь больше нет, они разъехались кто куда. Опустели многие классы, стал ненужным пристрой, целый этаж переоборудован под детский сад. Дошкольных мест в Ивановском районе, как и в целом по Ивановской области, не хватает. Правда, учителя задаются вполне резонным вопросом: что будет, когда дошколята подрастут? Ведь им потребуются места в школе. Но пока до этого светлого завтра еще далеко, поэтому то и дело поговаривают о предстоящем закрытии или слиянии то одних, то других школ района. Учителя, понятное дело, нервничают, и на их хорошем рабочем настрое эти разговоры не могут не отражаться. В беседе с некоторыми ермолинскими педагогами мне тоже слышались упаднические ноты. Сравнивая то, что было в школе когда-то, с тем, что есть сейчас, и вправду начинаешь сомневаться в разумности реформ и преобразований, проводимых в школьной сфере. Что же было в ермолинской школе всего каких-то год-два назад? Шла активная жизнь, происходили видимые движение и развитие. Все учащиеся с начальных классов были включены в общий созидательный и, самое главное, радостный, дающий конкретные и зримые результаты труд, который не только не мешал процессу обучения, но и стимулировал, поддерживал его. Организатором этой системы, созданной вполне в духе Макаренко, был школьный учитель биологии Валерий Николаевич Андрианов. Кстати, именно его стараниями школа окружена такой редкой красотой. Все его ученики участвовали в работе школьного лесничества и выращивании рассады, которая не только высаживалась на пришкольном участке (был у школы и свой собственный сад, и огород), но и продавалась жителям станционного поселка и ближайших деревень. Деньги не тратились на всякую ерунду. Они копились, как и у Макаренко, на поездки в разные города России. Все ученики Андрианова, а некоторые и по нескольку раз, побывали за время учебы в Москве и Питере, в Костроме, Плесе и Ярославле, Нижнем Новгороде и Муроме. А уж сколько Валерий Николаевич организовал для своих учеников походов по родной Ивановской области – так этого и сосчитать нельзя! Не только пеших, но и водных! Были и незабываемые сплавы на плотах, и байдарочные походы. Труд должен дарить детям не только моральное удовлетворение, но и реальную радость – это принципиальная позиция Валерия Николаевича, заслуженного учителя Российской Федерации (звание получено им еще в 1997 году), депутата районного совета, куда земляки его регулярно избирают. Это и неудивительно. Думаю, трудно найти в современной школьной системе, ориентирующей педагогов на самопрезентацию, человека более скромного, чем он. Труженик и бессребреник, кажется, что он и думает только о школе и о детях. Все его заботы о том, чтобы его землякам жилось лучше. Как же переживает он сейчас изменения, которые коснулись и его годами налаженной учебно-воспитательной системы! Ужесточились требования СанПиНов, вследствие этого был закрыт пристрой, выращивать рассаду стало негде. С баланса школы списан участок, нет больше школьного сада. Что делать теперь подросткам? Труд как основа процесса ушел из школы, вместе с этим дети лишились других познавательных возможностей. У большинства родителей нет средств оплачивать поездки не только в дальние города, но даже путешествия по родному краю – заработки местных жителей таковы, что позволяют лишь поддерживать скромное существование, не до жиру… Сегодня нет больше созидательного труда, нет радости от выращенного из семечка саженца, нет и доходов. А ведь рассада, выращенная школьниками под руководством педагога, пользовалась большим спросом, поскольку зарекомендовала себя отлично в зоне рискованного земледелия: выращенная по всем правилам, закаленная и адаптированная к здешним условиям, она не болела и всегда давала отличный урожай на грядках. Отбором семян, их культивированием Валерий Николаевич, тонкий знаток растениеводства, ботаник по призванию и образованию, занимался лично, учил своих учеников распознавать некачественные семена. Посев, замачивание, пикировка рассады, температурный режим, особые требования к освещению и влажности – все эти тонкости ребята осваивали постепенно, но и запоминались они на всю жизнь. Вроде бы это совсем немного, но, проследив вместе с учителем несколько раз все этапы от семечка до зрелого плода, приняв активное участие в «жизни растений», школьники учились не только ценить чужой труд, но постигали законы роста, становились наблюдательнее; вырастив деревце, они гораздо трепетнее относились ко всему живому. Об этом мы говорили с Валерием Николаевичем осенью, когда он и его ребята помогали расположенному недалеко от станции монастырю разбивать сад. Кто-то из детей занимался обустройством дорожек, кто-то копал ямки под кустарники, кто-то закапывал луковки гладиолусов, лилий и тюльпанов. Весь посадочный материал школьники принесли из бывшего школьного сада. Для них, как и для их педагога, работа на земле, да еще во славу Божию, была большой радостью. Монахи и насельники монастыря охотно помогали ребятам, радостно благодарили их за помощь и бескорыстное участие. Детей и учителя, разумеется, накормили в трапезной, им сказали много добрых слов и приглашали приходить еще. Они, конечно же, придут. И весной придут, и летом… Привычка к труду благородная, надеюсь, никуда не исчезнет, это радует, но одна мысль с тех пор так и не дает мне покоя: неужели монастырский сад – это все, что у них осталось? станция Ермолино, Ивановская область
Комментарии