search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

«Когда звучит живое слово…»

2010 год вошел в нашу жизнь под знаком Года учителя. Именно учитель, осуществляя связь времен, передает эстафету из настоящего в будущее. Важнейший инструмент воспитания нового поколения – «великое и могучее» русское слово, красоту которого показывает наша классическая литература.

«Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти», – сказал Михаил Салтыков-Щедрин. Литература – зеркало, в котором отражается не только историческая эпоха, но и бессмертная человеческая душа. Именно книги передают духовный потенциал, накопленный веками, сохраняют нравственные заповеди и заветы, бередят совесть, проникают в сердце. Академик Дмитрий Лихачев писал: «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Пройдя вместе со страной весь путь исторического развития, наша литература стала достоянием не только русской культуры, но и культуры мировой, обогащая ее высоким зарядом справедливости и нравственности, патриотизма и поиска идеалов.

К классической литературе мы обращаемся всю жизнь, стараемся сделать ее достоянием будущих поколений. Эту цель ставят и решают ежедневно тысячи учителей литературы. 2010 год – год памятных дат, год, когда в школах с особым трепетом произносятся имена писателей, чьи юбилеи пришлись на этот год. Культурно-образовательный проект Департамента образования «Литературный венок России», реализующийся в этом году в московских школах, призван создать особое образовательное пространство для ребят, учителей и родителей, в котором они вместе смогут неординарно и творчески пережить мгновения жизни любимых писателей, встретиться с литературными героями, обратиться к страницам дорогих им книг.

Проект нашел свое отражение в работе педагогов и школ Северного округа. В рамках основного и дополнительного образования школ намечены и уже проведены интересные мероприятия, направленные на воспитание и развитие вдумчивого читателя, на формирование всесторонне развитой личности современного гражданина.

Каждую неделю ребят ждут открытия новых горизонтов – в школах проводятся различные мероприятия, многогранно представляющие творчество писателей-юбиляров: это не только открытые уроки учителей русского языка и литературы, но и литературные гостиные, театрализованные праздники, литературно-музыкальные композиции, конкурсы исследовательских и творческих работ, экскурсии в музеи, посвященные жизни и творчеству русских писателей, и посещение театральных спектаклей, поставленных по произведениям русской классики.

Играем Чехова

Январь 2010 года прошел под знаком Антона Павловича Чехова. Да и весь нынешний год объявлен ЮНЕСКО Годом Чехова. Русская и европейская культура благоговейно отмечают 150-летие со дня рождения великого писателя. Само время поместило его имя в первый ряд русских гениев.

Жизнь Чехова – урок высокой нравственности. «В жизни он был именно тем, чем он был в творчестве, – человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности при редкой правдивости», – так писал Иван Бунин в статье «Памяти Чехова».

О том, как Антон Павлович всю жизнь создавал себя, свой характер, как бескорыстно и щедро отдавал себя людям, рассказывали на открытых уроках учителя школ №№141, 684, 706, 1224, 1481. Ученики школы №183 сами подготовили презентации на тему «Жизнь и творчество Чехова».

Учитель русского языка и литературы школы №849 Ольга Дьяченко в рамках интегрированного урока по рассказу «Репетитор» беседовала с семиклассниками и о тонком юморе, и о мастерстве Чехова, и о «вечных» проблемах учеников, и об актуальности творчества писателя, который абсолютно соответствует современной динамичной эпохе. В 10-м классе школы №1474 урок «Делайте добро» по рассказу «Крыжовник» провела Любовь Зеленюк. После него, по признанию учащихся, призыв Антона Павловича: «…пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» – стал их жизненным девизом.

Урок-исследование «Лингвистический анализ текста рассказа А.П.Чехова «Устрицы» проведен в 5-м классе школы №2043 учителем Хохловой. Педагог уверена, что знакомство с жизнью писателя и работа над его произведениями должны пробудить у учащихся живой интерес к Чехову как к замечательному художнику слова.

Учащиеся школы №152 замечательно сыграли спектакль «Рецепты доктора Чехова». Блистательная игра юных актеров, выразительный язык чеховских произведений нашли искренний отклик в сердцах всех, кто сидел в зале: учеников, их родителей, гостей праздника.

Кропотливая работа была проведена учителем школы №1291 Л.Аглинскас, которая поставила с учениками комедию «Юбилей». «Ребята буквально «заболели» Чеховым, – поделилась своими впечатлениями учитель. – Его добрый смех пробуждает активность юного читателя, требует работы мысли и души».

В рамках дней Чехова в школах №№183, 207, 208, 218, 656, 885, 1223 учащиеся 6-7-х классов с удовольствием отвечали на вопросы викторин по теме «Смеемся вместе с Чеховым».

Изучение творчества А.П.Чехова в школьном курсе литературы оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека, его произведения формируют читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость учеников. В этом убеждены педагоги школ №№218 и 1288, в которых был проведен Чеховский фестиваль. Ребятам из школы №218, участвовавшим в конкурсе юмористического рассказа, удалось представить себя на месте Антона Павловича и научиться «кратко говорить о длинных вещах».

Столичные театры предоставляют широкие возможности для погружения в мир чеховских пьес – от классических спектаклей в Малом театре и МХАТе до авангардных и спорных постановок Някрошюса и Кончаловского. Учителя округа решают на примере драматургии Чехова не только теоретико-литературную задачу – показать на конкретном материале мастерство писателя, единство содержания и формы в художественном произведении, но и на практике знакомят учеников со сценическим новаторством.

Невозможно представить себе юбилей писателя без экскурсии в Литературный музей. Учащиеся 6-7-х классов школы №698 вместе со своим учителем Ю.Яблочкиной провели урок в доме-музее А.П.Чехова. Чеховская усадьба Мелихово гостеприимно распахнуло двери для ребят из школы №1121.

Диапазон мероприятий, посвященных творчеству А.П.Чехова, в школах очень широк: это и литературные гостиные в 208-й и 1244-й, и литературные вечера в школах №№251, 603, 656, 660, и балы чеховских литературных героев в школах №№1224, 662, 2020, и читательская конференция «Диалог о литературе» в 9-11-х классах в 222-й и 1583-й. В школе №149 состоялся урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Символом урока стал сделанный руками учеников молоточек со словами Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные».

Любовь к людям, уважение человека было верой Чехова, его мировоззрением – это близко и современным читателям. В этом основная причина того, что Чехов продолжает жить с каждым новым поколением.

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской»

Вся жизнь Александра Сергеевича Грибоедова – подвиг во славу Отечества. «Это был один из умнейших людей в России со способностями человека государственного», – так Александр Пушкин отозвался о своем современнике и тезке Грибоедове – выдающемся драматурге и блестящем дипломате, экономисте и историке, лингвисте и талантливом композиторе. «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему отечеству», – считал сам А.С.Грибоедов.

Внеклассное мероприятие «Знакомый незнакомый Грибоедов…» надолго запомнится ученикам школ №№1251, 1424 интересной подачей материала, замечательной игрой юных талантов, виртуозным исполнением музыкальных сочинений Грибоедова. Литературная гостиная «Грибоедовская Москва» была открыта в школе №1224.

«За Коньком-Горбунком в сказку русскую войдем»

22 февраля исполнилось 195 лет со дня рождения талантливого русского писателя Петра Ершова, автора известной всем сказки «Конек-Горбунок», написанной им в студенческие годы, в возрасте 19 лет, сказки, которую читают и перечитывают дети в течение 175 лет и не только в России. Это событие нашло живой отклик у учеников и педагогов многих школ Северного округа.

В начальной школе и в пятых-шестых классах многих школ САО прошли уроки по творчеству Петра Ершова. Особенно понравилось ребятам школ №№216, 603, 660, 929 отвечать на занимательные и каверзные вопросы викторины. Ученики активно, азартно и увлеченно играли, показывая отличное знание тематического словаря и содержания сказки.

Важную роль сыграли выставки, организованные в школьных библиотеках «П.П.Ершов – автор «Конька-Горбунка». Учителя начальной школы и изобразительного искусства провели конкурс иллюстраций к сказке. Выставку лучших детских работ оформили в ГОУ №1424.

Есть книги, известность которых не знает границ в пространстве и времени, к ним относится сказка «Конек-Горбунок». Когда учитель школы №929 Елена Ильюхина в заключение викторины задала вопрос: «О чем же эта сказка?», одна ученица очень верно сказала, что эта сказка о дружбе, которая победила все беды. Главное – не потерять нравственные ориентиры, идущие от наших корней, от наших замечательных сказок!

«Игра стихов, игра златая»

Евгений Баратынский – тайна, и тайна эта открывается лишь в «воздыханиях неизреченных». Поэтический мир Баратынского постигается не рассудком, а сердцем. Именно так произошло на вечере романса к 210-летию Баратынского в школе №662 .

Литературный вечер представлял собой сплав музыки, пения и литературного повествования о жизни и творчестве поэта. Горят свечи. На сцене музицируют, поют, читают стихи и письма Баратынского, воспоминания о нем современников – Пушкина, Плетнева, Киреевских, Хомякова… Все это сливается в единое действо, в котором как бы воскресает дух эпохи, дух самого Баратынского. И хочется повторить вслед за другим русским поэтом – Георгием Ивановым: «…С Баратынским нельзя расстаться, раз узнав его. С ним, как с Пушкиным… узнав его, хочется жить и умереть».

«Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Жизнь Бориса Пастернака совпала с эпохальными событиями XX века – от Первой мировой войны и до хрущевской «оттепели». В короткий период надежд на свободу слова Пастернак закончил свой роман «Доктор Живаго», который был удостоен высшей из литературных наград мира – Нобелевской премии. Его лирические произведения принадлежат к вершинам поэзии, а переводы Шекспира, Гете, французских и грузинских поэтов считаются непревзойденными.

К 120-летию со дня рождения Бориса Пастернака приветливо распахнули свои двери литературные гостиные школ №№222, 743, 1287, 1288. Учитель школы №141 Софья Сергеева посвятила свое мероприятие Борису Пастернаку и Марине Цветаевой. Все, кто интересуется творчеством этих поэтов, узнали об их сложном жизненном и тернистом творческом пути.

«Жить, думать, чувствовать, любить»

Программа проведения в образовательных учреждениях Северного округа мероприятий в рамках «Литературного венка России» поистине неисчерпаема. В гимназии №1576 прошел традиционный праздник эпохи «Блистательное XVIII столетие», посвященный юбилею Д.И.Фонвизина, который организовала Ольга Зарецкая. Ученики школы №698 участвовали в интеллектуальном турнире по творчеству писателей-юбиляров, в школе №231 показали литературно-музыкальную композицию «Журчат ручьи…» (по лирике Фета и Майкова). Шестиклассники и семиклассники школы №236 разыграли призы в литературной игре-конкурсе «Знатоки творчества Гоголя». Экскурсия на выставку кукол «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!», посвященную 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя, надолго запомнится ребятам из школы №1249. А сколько еще в школах Северного округа было конкурсов творческих работ, фотовыставок и выставок иллюстраций…

В гимназии №1583 в рамках городского культурно-образовательного проекта «Литературный венок России» был проведен «круглый стол» «Филологический анализ текста». Серьезной работе предшествовали инсценировки ребятами произведений классики.

Праздник начался с ярких, талантливых детских выступлений, в которых сочетались разные виды искусства: литература, музыка, театр. Ученики гимназии представили литературно-музыкальную композицию «Литературный венок».

Поэзия Александра Твардовского и проза Михаила Булгакова, романсы на стихи Марины Цветаевой и песни Булата Окуджавы, воздушный вальс и страстное танго исполнялись ребятами с особым настроением, искренне и трепетно. Зал живо откликался на все, что происходило на сцене. Можно сказать, что всех собравшихся объединила любовь к русской литературе, ведь именно она заставляла замирать сердца в этот вечер.

Затем для учителей русского языка и литературы школ САО состоялся «круглый стол», посвященный актуальной для словесников теме «Филологический анализ текста», без которого невозможно представить современный урок литературы. Кандидат филологических наук, преподаватель МГУ имени М.В.Ломоносова А.Молдавский в докладе «Анализ поэтического текста» не только напомнил аудитории алгоритм анализа стихотворений, но и на конкретных примерах показал, как внимание к отдельному слову в тексте раскрывает потаенный смысл всего произведения, помогает понять его идейно-художественное содержание и авторскую позицию. Эту идею продолжил в своем выступлении кандидат филологических наук, доцент А.Кунарев, который страстно, эмоционально говорил о великой силе поэтического слова. На примере анализа программного стихотворения А.С.Пушкина «Памятник» он показал, как работа со словом может не только открыть много нового для ученика, но и увлечь его, зажечь в нем любовь к поэзии, чтению, литературе, родине. О важности воспитания вдумчивого читателя говорила методист кафедры русского языка и литературы МИОО В.Ситникова, предложившая собравшимся один из вариантов урока-диспута в старших классах по творчеству А.П.Чехова, и на примере экранизации рассказа «Дама с собачкой» еще раз показала роль художественной детали. Работе с художественным словом как основе филологического анализа были посвящены выступления: «Функции имен собственных в драмах А.Н.Островского «Гроза» и «Бесприданница» (кандидат филологических наук, учитель литературы гимназии №1583 Якимова); «Цветопись в поэтическом тексте» (заслуженный учитель РФ, учитель литературы гимназии №1583 Н.Казакова). Библиограф Центральной городской юношеской библиотеки имени М.Светлова О.Кушель подготовила обзор литературы по обсуждаемой проблеме. При подведении итогов «круглого стола» учителя русского языка и литературы говорили о различных аспектах филологического анализа текста, о проблемах, возникающих в преподавании литературы на современном этапе, и пользе проведения таких мероприятий, где академическая наука приходит на помощь школьному учителю и стимулирует творческий поиск педагога.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте