Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Когда учитель может стать ведущим за собой?

УГ - Москва, №15 от 15 апреля 2014. Читать номер
Автор:

Вопросы, чему учить, как, кого, а главное – зачем, с завидным постоянством возникают в профессиональном педагогическом сообществе. Как сделать так, чтобы образование не оказалось прокрустовым ложем, загоняющим ребенка в жесткие рамки искусственно созданных измерителей и обрубающим все, что не находит соответствия в каталоге требований?

Должна ли школа жить сегодняшним днем или есть острая необходимость все время делать опережающие шаги, смотря на несколько десятилетий вперед? Каковы необходимые и достаточные условия, для того чтобы существующая на протяжении нескольких столетий образовательная модель изменилась, а фраза «не для школы, для жизни учимся» перешла из разряда теоретических в практические? Вопрос, какими качествами должен обладать педагог, чтобы в полной мере оправдать звание ведущего за собой, далеко не последний, если не первый по значимости – с нового учителя начинается новая школа, а значит, и новые ученики. Когда городской методический центр выступил с инициативой проведения конкурса педагогического мастерства среди начинающих специалистов, возникла потребность определить, будет ли это конкурс ради конкурса или он станет чем-то большим для участников. Название «Молодые педагоги – московскому образованию» обязывало не только к широкому анонсированию молодежных инициатив, но и к предоставлению конкурсантам новых возможностей для профессионального развития. В этом смысле слоган «Московскому образованию – молодые (современные, способные решить задачи сегодняшнего дня) педагоги» имел бы не меньшие основания. По сути дела, без образовательной составляющей конкурс для начинающих специалистов имеет мало смысла. Наряду с увеличением социальной активности профессионального сообщества, а также поиском инновационных моделей повышения качества и открытости системы образования конкурс «Молодые педагоги – московскому образованию» призван решать куда более локальные задачи:  ознакомление участников с некоторыми из ведущих тенденций в области обучения и воспитания, создание площадки для обмена первым опытом, выявление тех педагогов, которые нацелены на непрерывное самообучение и дальнейшее сотрудничество. С декабря по февраль, пока шел заочный этап профессиональных испытаний, методисты городского методического центра, а также столичные педагоги  разработали обучающие семинары для всех конкурсантов. Кроме того, были подготовлены рекомендации по каждой из номинаций. В этом году их оказалось четыре: «Личное информационно-образовательное пространство», «Образовательный проект», «Урок в Москве» и «Директор школы – это я!». Выбор номинаций во многом был предопределен теми требованиями, которые предъявляют к педагогам новые стандарты, включая современный профессиональный стандарт учителя. Сегодня уже не кажется чем-то исключительным персональный сайт или блог, на страницах которого идет интерактивное взаимодействие всех заинтересованных участников образовательного процесса. Все меньше удивления вызывают ситуации, когда ученики начальной школы, сделав мультфильм по мотивам прочитанной книги, самостоятельно выкладывают его в мультимедийном разделе пространства. Все больше доверия завоевывают дистанционные формы обучения, позволяющие добиться индивидуализации не на бумаге, а на деле. Это постепенно подводит нас к мысли о том, что образовательный потенциал виртуальной среды если и не безграничен, то по крайней мере не до конца изучен. Выявление скрытых и явных учебно-воспитательных возможностей сайтов, блогов, отдельных страниц на школьных порталах, нахождение баланса между необходимостью и чрезмерностью в отборе, изложении, оформлении материалов, превращение образовательных пространств из блюдечка с голубой каемочкой в поле для дискуссий, совместной работы и самостоятельных открытий – все это оказалось в центре внимания участников первой номинации. На этапе подготовки к презентации молодежных инициатив мастер-класс для участников конкурса провела учитель русского языка и литературы школы  №479 им. маршала В.И.Чуйкова, победитель городского профессионального конкурса «Лучший сайт педагога» Е.Маханова.Вторая номинация – «Образовательный проект» – стала закономерным следствием повышенного внимания в педагогической среде к различного рода исследовательским и проектным работам учащихся. Мы вновь вспомнили о некогда существовавших традициях отечественной и зарубежной школы, взяв курс на практико-ориентированность в образовании. Готовясь к тому, что индивидуальный учебный проект становится такой же неотъемлемой частью школьной жизни, как сдача ЕГЭ по русскому языку или математике, педагоги начали активно вовлекать детей в конференции, конкурсы и научные фестивали. Один вопрос при этом оказался краеугольным: какими компетенциями должен овладеть педагог, чтобы быть способным помогать учащимся осваивать новый загадочный предмет? С особенностями построения проектной деятельности в образовании участников номинации ознакомил методист городского методического центра И.Смирнов, рассказавший об истории возникновения метода и его судьбе в отечественной педагогике, об отличии проектов от исследований и природе понятия «проектно-исследовательские работы», об основополагающих принципах и алгоритме деятельности педагогов. Хочется надеяться, что предложенные молодежные инициативы не только станут конкурсным материалом, но и в дальнейшем получат поддержку среди коллег. Еще один обучающий семинар методисты городского методического центра (В.Марков, Р.Самаренко, Д.Сковородкин и В.Федоров) провели для конкурсантов в рамках номинации «Урок в Москве». Как показывает статистика, именно эта номинация вызвала наибольший интерес участников. Среди возможных причин можно назвать желание начинающих специалистов овладеть новыми способами организации деятельности учащихся, стремление выйти за привычные рамки школьного кабинета, поиск столичных площадок, обладающих образовательным потенциалом и позволяющих реализовать самые смелые идеи педагогов. Появление номинации в конкурсе «Молодые педагоги – московскому образованию» было прогнозируемо: еще в сентябре некоторые начинающие специалисты стали участниками коуч-сессии «Урок в Москве», где ознакомились с идеями общегородского проекта; затем в ноябре на базе Центра дополнительного профессионального образования «Поведники» для молодых педагогов из всех округов  столицы был проведен трехдневный выездной семинар «Урок в Москве: использование культурного, научного и экономического потенциала столицы для повышения качества образования»; наконец, в январе для конкурсантов состоялись мастер-классы, подготовленные методистами ГМЦ. Об эффективности такого сопровождения судить пока рано. К сожалению, даже выявление интересных задумок, четкое оформление конкурсных материалов, скрупулезное наполнение «конструктора» урока и яркая презентация во время очной защиты не всегда служат гарантией реальных образовательных результатов. Лучшим доказательством того, что было выбрано верное направление, станут достижения учеников сегодняшних конкурсантов – постоянных участников проекта. Четвертая номинация, как и ожидалось, стала камнем преткновения для многих молодых педагогов. Ее претенциозное название «Директор школы – это я!», первоначально привлекшее всеобщее внимание, позже вызвало большое количество вопросов. Участникам предстояло проанализировать действующую программу развития своей образовательной организации, выявить комплекс актуальных проблем и предложить альтернативную программу, отразив в планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к учреждениям в условиях модернизации. Эти задачи оказались под силу педагогам ищущим, готовым меняться и брать на себя ответственность. Установочную встречу в преддверии очного этапа для них провела заместитель директора по воспитательной работе Центра образования №175 Т.Алимова. Финал конкурса «Молодые педагоги – московскому образованию!» состоялся 14 марта в школе №1726. Из ста четырнадцати участников в очный этап прошли тридцать четыре педагога. Именно они представили на суд жюри образовательные инициативы во время секционных заседаний. Экспертизу конкурсных материалов осуществляли методисты городского методического центра и территориальных групп ГМЦ, специалисты педагогических вузов, МГО Общероссийского профсоюза образования, Московского городского Дома учителя, члены городского Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и Совета ветеранов педагогического труда, а также педагоги, ставшие лауреатами и победителями профессиональных конкурсов. Участие в независимой общественной экспертизе принимали также и  активисты городского Совета молодых педагогов.По итогам работы жюри победителями были признаны учитель физики школы №1021 П.Денисенко (номинация «Личное информационно-образовательное пространство»), учитель русского языка и литературы школы №1320 А.Пашутина (номинация «Образовательный проект»), учитель английского языка школы №1400 К.Красева (номинация «Урок в Москве») и учитель истории школы №2094 В.Сетежева (номинация «Директор школы – это я!»).Все конкурсные материалы финалистов будут размещены на официальном сайте городского методического центра http://mosmetod.ru/ в разделе «Молодым специалистам» и получат широкую информационную поддержку.Мария БАКАНОВА, методист городского методического центра


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту