Известны случаи, когда дети до трех лет молчат, что невероятно пугает родителей, а потом вдруг начинают активно разговаривать. Как определить, стоит ли волноваться в подобных случаях? Важно ли к школе ребенку выговаривать все звуки без исключения? Эти и множество подобных вопросов волнуют родителей дошколят. Ответы на них можно найти в беседе с логопедом-дефектологом Инной Сипкиной.
Речевые умения детей являются важными показателями их развития. Любой родитель ждет от ребенка сначала гуления, затем – детского лепета, первых слов и простых связных предложений. Однако каждый малыш развивает речь в собственном режиме. Одни радуют мам и пап первыми словами в возрасте 10 месяцев, другие – в год или даже в три года. В возрасте двух лет кто-то рассказывает длинные стихи, а кто-то только начинает говорить. В этом случае нельзя говорить об отклонениях: это все различные варианты нормы.
Однако существуют признаки, появление которых должно насторожить взрослых и подсказать им, что стоит обратиться с ребенком к логопеду. О советах Инны Сипкиной сообщает сервис deti.mail.
В 2,5 года родители не наблюдают у ребенка связную речь
Если в 2,5 года ребенок говорит бессвязно, его словарный запас скуден, в течение нескольких месяцев речь не становится более сложной – тогда стоит показать малыша логопеду. Чем раньше обратиться к специалисту, тем более эффективной будет помощь.
Можно и не дожидаться этого возраста, а обратиться с тревожными признаками к врачу раньше. Так следует поступить, если в 2 года ребенок говорит очень мало и, как кажется родителям, его речь значительно отстает от сверстников.
Случается, что речь в этом возрасте задерживается, но затем ребенок самостоятельно нагоняет других ребят. Есть примеры, когда ребенок до 2,5 лет молчит, а потом резко начинает говорить. Однако стоит учесть, что подобные случаи единичны и что у таких детей могут быть логопедические проблемы.
Если к 5 годам ребенок не выговаривает некоторые звуки (исключение — «Л» и «Р»)
Если вы замечаете, что речь ребенка меняется, она становится активнее, словарный запас пополняется, то до 4 лет можно точно обойтись без логопеда. Полезно чаще с детьми беседовать, задавать вопросы, проводить игровые занятия по возрасту. Если при этом родители отметят, что ребенок не выговаривает определенные звуки, то в 4-4,5 года можно обратиться к специалисту.
Норма предполагает, что до 4,5 лет дети овладевают всеми звуками языка, за исключением «Л», «Ль», «Р», «Рь». В этом возрасте уже не должно быть пропуска или перестановки слогов, несформированности падежных окончаний. Единичные ошибки вполне допустимы, однако в целом к 5 годам ожидаема правильная речь.
Если пятилетний ребенок говорит неразборчиво, то его необходимо показать логопеду. При этом родителям не стоит целиком уповать на специалистов – педагогов или врачей. Важно самим уделять внимание детям: заниматься в игровой форме, много общаться, хорошо пользоваться специальными пособиями. Однако постановку звуков стоит доверить лишь специалисту. Если правильное произношение звуков не сформировать до учебы в школе, это скажется на письме и чтении ребенка.
Если до 6 лет не появились звуки «Л» и «Р»
Звуки «Л», «Ль», «Р», «Рь» ребенок учится выговаривать позднее остальных: в норме их произношение можно ожидать до 5,5 или 6 лет. Логопед-дефектолог Инна Сипкина рекомендует обращаться с этим вопросом к специалисту в возрасте 5-5,5 лет. Сначала среди этих сложных звуков у ребенка получаются «Л» и «Ль». Логопед на занятиях будет их ставить и автоматизировать правильное произношение. Одновременно с этим он подготовит артикуляционный аппарат, чтобы поставить звуки «Р» и «Рь» – для этого нужна тренировка мышц, языка, щек, важно научиться формированию воздушной струи.
Бывает, что «Р» и «Рь» сами «встают» на фоне артикуляционной гимнастики, но это бывает не так часто, как хотелось бы. По этой причине стоит обратиться к логопеду заранее, чтобы к школе необходимые речевые навыки были сформированы. Если до 6 лет эти звуки ребенку не даются, то у него сохранится нарушенное звукопроизношение.
Специалист отмечает, что к ней приходят подростки с просьбой помочь выработать правильное произношение, чтобы поступить в вуз. Иногда такое желание у них возникает, когда случается первая любовь. Но в таком возрасте исправлять речь сложнее. Хотя, если есть желание, то и это возможно. Например, в практике Инны Сипкиной был случай, когда мужчине в возрасте 27 лет удалось поставить произношение звука «Р» – ему этот вопрос был чрезвычайно важен для продвижения по карьерной лестнице. Также и у студента МГУ через полгода упорных занятий получилось выговаривать этот звук. Однако, чем раньше начать решать проблему, тем скорее удастся добиться результата.
Согласно сведениям Минпросвещения России, в настоящее время в детских садах помогают малышам в развитии речи более 30 тыс. логопедов. В школах работают около 14 тыс. таких специалистов. С ними, как ранее сообщало сетевое издание «Учительская газета», занимаются более 45 тыс. учеников с нарушениями речи.
Комментарии