search
Топ 10

Когда школы объединяются, это создает перспективы для их развития

​В школе №844 под председательством Виктора Круглякова состоялось итоговое заседание наблюдательного совета за ходом реализации пилотного проекта по развитию общего образования в Москве. В работе совета приняли участие министр образования Москвы Исаак Калина, начальник управления развития организационных механизмов системы образования МДО Светлана Юрьева, начальник Западного окружного управления образования Татьяна Баринова.В повестке дня совета были два важных вопроса: «Об опыте школ в реализации пилотного проекта» и «О реорганизации образовательных учреждений». В дискуссии приняли участие директора и председатели управляющих советов школ – участниц пилотного проекта.

С сообщениями по первому вопросу выступили первый заместитель председателя Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования Марина Иванова, директора школ: №844 – Тамара Новикова, №498 – Тамара Гордзейко, №623 – Рушан Халилулин, №914 – Тамара Чужмарова, а также председатель управляющего совета школы №914 Лариса Нестерова. Члены совета одобрили опыт работы этих школ, отметив, что в результате существенно возросли зарплаты учителей, а соответственно и качество их работы. К 1 августа 2012 года наблюдательный совет должен представить свой доклад об итогах реализации пилотного проекта Правительству Москвы, его проект будет создан рабочей группой, которую утвердил совет.Второй архиважный вопрос был связан с реорганизацией образовательных учреждений, которая вызывает живой интерес общества, поскольку есть как сторонники слияния, так и его решительные противники. Обсуждение началось с того, что директора школ-пилотов рассказали о том, каким образом их учебные заведения прошли или проходят процесс объединения с другими учебными заведениями.Тамара НОВИКОВА, директор школы №844:Наш коллектив решил объединиться с вечерней сменной общеобразовательной школой №226, которая находится по соседству, и уже прошли большую часть этого процесса. Еще год назад мы подали документы в Департамент образования, поэтому имели большую возможность для проведения разъяснительной работы в коллективах наших школ. Мы провели обсуждение в управляющем совете, на общем собрании трудовых коллективов, согласовали этот вопрос с профсоюзной организацией, вывели всю информацию на сайт школы и посвятили этой теме родительские собрания. В результате на сегодняшний день мы прошли период информирования о реорганизации налоговых инспекций (№29 и №46), у нас есть первая публикация в «Вестнике государственной регистрации», сейчас наши школы заняты подготовкой изменений в устав. Конечно, процесс реорганизации не безболезненный. Мы предполагали, вступая в этот процесс, что будет недовольство родительской общественности, но, поскольку контингенты детей в наших двух школах разные (в нашей – дети, а в вечерней – люди, которые в свое время по тем или иным причинам не получили среднее образование), родители поняли, что впрямую их детей процесс реорганизации не коснется и не отразится на образовательном процессе, поэтому тут напряженности не возникло. Мы предполагали, что будут проблемы психологической совместимости педагогических коллективов, поскольку эти два коллектива устоявшиеся, сложившиеся, например, в нашей школе нет ротации кадров, но сегодня мы с директором вечерней школы думаем, что с этой проблемой справимся. Мы сейчас предполагаем, что произойдет уменьшение учебной нагрузки у учителей, так как должны подумать о педагогах вечерней школы и догрузить их часами еще и в нашей школе. Профсоюзные организации высказывают опасение, что может уменьшиться зарплата учителей, мы тоже это предполагаем, но когда посчитаем наши деньги, поймем, так это будет или нет. С заработной платой связаны и стимулирующие выплаты, мы пока предполагаем, что и их может быть меньше. Но тем не менее, несмотря на все эти риски, мы думаем, что преимуществ от реорганизации будет гораздо больше. Во-первых, наши учащиеся получат возможность продолжать свое образование и в другой форме – очно-заочной, вечерней либо экстернате. Я понимаю, что экстернат для детей не выход, но он возможен в рамках теперешнего вечернего отделения нашей школы, хотя мы и не предполагаем массового перехода наших детей на экстернатную форму обучения. Мы предполагаем, что реорганизация благотворно отразится на совершенствовании педагогического мастерства учителей путем обмена опытом, ведь наши учителя получат возможность при желании поработать с другим контингентом детей, для педагогов будет создана конкурентная среда. Это тоже положительный момент, поскольку учителя смогут сразу сравнивать свою работу с работой коллег. Мы предполагаем провести оптимизацию штатного расписания, но не в ущерб административному персоналу школы, эти вопросы мы тоже уже обсудили. В процессе реорганизации мы получим дополнительный контингент обучающихся – теперь в нашей школе вместо 587 детей будет 720 (без экстерната), увеличение материально-технической базы, дополнительное финансирование за счет того, что придет дополнительный контингент старшеклассников, а на их обучение предусмотрен больший норматив, чем на ребят первой и второй ступени.Рушан ХАЛИЛУЛИН, директор школы №623:Наша школа находится в процессе реорганизации – к нам присоединяется еще одно учебное заведение. Мы знаем, что это один из самых сложных процессов, который должен происходить не мгновенно, каждый из участников которого должен понять его необходимость. Как педагоги все мы знаем: для того чтобы ребенок выбрал то решение, которое тебе нужно, необходимо создать такую педагогическую ситуацию, когда он сам сделает этот выбор. В случае реорганизации у нас произошло так: в рамках работы стажировочной площадки ко мне пришла директор соседней школы и сказала, что в ее школе всего 313 детей и выжить будет трудно. Мы с ней долго считали, что у нас получится, если объединить две школы, и директор сама пришла к выводу, что нужно идти на объединение. Только после того, когда она приняла это решение, процесс пошел. Процесс реорганизации длительный, поэтому мы с директором школы с ноября вели свои расчеты-подсчеты того, что получится в результате, а к коллективу вышли только в феврале. Мы встретились с педагогическим коллективом, я с мелом в руках и с презентацией рассказывал, что такое новая система оплаты труда, к чему придет педагогический коллектив, когда перейдет на НСОТ. После этого мы вместе с коллегой-директором стали говорить о необходимости и целесообразности проведения реорганизации, вместе провели анкетирование того коллектива, который предполагали присоединить, задав при этом каждому простейшие вопросы (имя, отчество, фамилия, сколько лет работает в школе и в каких классах, какие звания имеет, какие пожелания у него есть на будущее). Затем мы решили, что должны провести какие-то совместные мероприятия. Для начала провели большой педагогический совет, собрав вместе два учительских коллектива, распределив всех по методическим объединениям, и каждое методическое объединение возглавили члены профсоюза (у меня большая организация – 60 членов профсоюза). Вся эта работа была организована таким образом, чтобы вновь пришедшие в коллектив поняли: здесь работают люди, которые готовы принять коллег и работать вместе с ними. Каждое методическое объединение встречало своих коллег хлебом-солью со словами: «Хлеб у нас один, и соль тоже будет одна!» Мы сначала работали в рамках педагогического совета, затем пошли на то, чтобы совместно провести праздники. В марте отпраздновали Международный женский день, затем я встретился с каждым педагогом персонально, для людей было важно то, что, когда мы разговаривали, я обращался к каждому по имени-отчеству, знал о нем всё (сколько лет работает, какие звания имеет, какие результаты работы прописал в своей анкете). Когда новый педагогический коллектив принял идею о реорганизации, мы встретились с родительской общественностью и управляющими советами как одной школы, так и другой, затем я собрал родительские комитеты, советы трудовых коллективов, мы поговорили о целесообразности объединения, причем выступали учителя и говорили о том, почему нам нужно провести реорганизацию. Когда мы прошли через все эти этапы, состоялись встречи в ученических коллективах, потому что просто обыкновенное слияние и перемешивание классов может привести к очень серьезным последствиям, мы подготовили почву сначала в одной школе, потом в другой, рассказывали о том, что ребят ждет, каким образом у них пройдет новый учебный год. Тамара ЧУЖМАРОВА, директор школы № 914:Рядом с нашей школой есть еще другие образовательные учреждения – три детских сада, с которыми мы сотрудничаем уже довольно давно. В нашей школе есть педагогические классы, и ученики этих классов проходят в ДОУ в течение недели педпрактику – работают помощниками воспитателей. Коллектив нашей начальной школы раз в год проводит вместе с воспитателями ДОУ семинары, которые посвящены подготовке детей к школе. При этом мы никогда не подозревали, что наши четыре учреждения могут быть объединены под одной крышей. Надо отдать должное заведующим детскими садами – они первыми пришли в нашу школу с разговором об объединении. Дело в том, что эти детские сады маленькие, в каждом не больше 3-4 групп, то есть почти по 90 детей. С того самого момента мы и стали задумываться, зачем, собственно говоря, нам это нужно и что это даст и коллективу школы, и коллективам детских садов, а самое главное, детям и родителям. Мы очень долго вместе с заведующими обсуждали, какие преимущества будут иметь дети, родители, педагогические коллективы от такого слияния. В этом году при наборе в первые классы 50 процентов выпускников этих ДОУ пришли в нашу школу, что, конечно, хорошо. Но детские сады очень разные. Есть там группы с 14-часовым пребыванием, есть детский сад, в котором дети ясельного возраста от полутора лет, есть детский сад, в котором работает центр игровой поддержки семьи, созданы группы временного пребывания. То есть спектр работы ДОУ широкий и разнообразный. В результате всех наших обсуждений мы выявили преимущества объединения. Это прежде всего, конечно, территориальная близость – мы никуда не уходим, остаемся в рамках действия СанПиНов. Для детей важно то, что обучение в образовательном комплексе, который будет создан в результате реорганизации четырех наших учреждений, не будет создавать стресса при переходе из дошкольного отделения в школу, они изначально будут жить под крышей школы. Для родителей прежде всего хорошо, что снизится нервозность при определении ребенка в школу, они будут изначально знать коллектив, школу, педагогов. Именно с объяснениями этих преимуществ мы и выходили на встречи с родительской общественностью. Родителям мы говорили, что в стенах нашей школы они могут продолжать дополнительное образование своих детей, потому что у нас довольно широкие возможности для этого. Родителей интересовали здоровье детей, логопедические программы, поэтому в конце концов мы решили создать объединение педагогов, различных специалистов детских садов и школы, установить взаимодействие медицинских работников, психологов, логопедов. Совместные программы школы и детских садов позволят школе не начинать свою работу с нуля, а развивать накопленный в ДОУ опыт. Мы думаем, что обучение ребенка в образовательном комплексе позволит педагогам и специалистам наблюдать развитие детей от дошкольного возраста до окончания школы, кроме того, надеемся, что в результате нашей реорганизации произойдет повышение зарплаты в детских садах. Приказ о начале реорганизации вышел в июне 2012 года, и мне, как руководителю, уже видны те проблемы, которые тревожат. В первую очередь это организационные моменты, связанные с тем, насколько четко мы сможем все стать единомышленниками, чтобы наши планы были приняты и реализованы. Надо сказать, что наши встречи с родителями дали неожиданный результат: у них родилась идея создания большого районного образовательного комплекса в результате объединения трех детских садов, нашей школы, межшкольного стадиона и еще одной школы. Наша школа небольшая по площадям, поэтому родители хотели бы присоединить еще одно здание к нашему комплексу. Это, конечно, удобно, потому что можно перераспределить ступени образования по зданиям, организовать работу учителей по параллелям, что снизит их нагрузку по подготовке к урокам, развивать профильность обучения, удовлетворить все запросы родителей, которые существуют, повысить качество обучения. Пока мы только вошли в процесс реорганизации, говорить об итогах рано, но мы уверены в будущем.Марина ИВАНОВА, первый председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования:Наша профсоюзная организация не стала противником реорганизации образовательных учреждений. Мы считаем, что Департамент образования как учредитель имеет полное право на определение того, какие учреждения нужно создавать. Нам понятна цель, с которой это делают, – это, конечно, создание образовательных учреждений, обладающих новыми качественными характеристиками, получающих большие возможности для оказания услуг населению на новом должном, качественном уровне. Мы считаем, что реорганизация может привести к изменению показателей деятельности образовательных учреждений, но при этом есть вещи, к которым, на наш взгляд, надо относиться с большой осторожностью, потому что всякий раз должно быть выработано взвешенное решение с учетом всех тех рисков и последствий реорганизации, которые можно получить в результате. В первую очередь я говорю о масштабе, о количестве тех учреждений, которые сейчас вступают в период реорганизации или будут проходить реорганизацию в дальнейшем. Когда мы начинали пилотный проект, у нас возникали такие же опасения, связанные с тем, что очень быстрое и масштабное введение этого проекта может повлиять на качество результатов, во всяком случае на первом этапе. Я далека от мысли, что все 1457 школ Москвы, которые входят в проект по развитию образования, в равной степени успешны в его реализации. Поэтому мне кажется, что надо постараться не допускать ошибок в массовом переходе, который сейчас задуман в плане реорганизации. Это касается соответственно и темпов реорганизации. Реорганизация – процесс очень долгий, мы наблюдаем такой процесс по вузам и видим, что он занимает не менее года, это время нужно для того, чтобы провести необходимую подготовку по изменению статуса учреждения, выведению его из реестра и введению его туда как нового юридического лица. Мы видим, как много времени уходит на разного рода процедурные моменты, которые как раз и связаны с обеспечением гарантий работникам образовательных учреждений, а это особенно волнует профсоюз. На мой взгляд, при получении в июне приказа от Департамента образования о реорганизации учебные заведения сразу попадают в ситуацию, когда все процедурные моменты не могут быть осуществлены до первого сентября, то есть до начала нового учебного года. Дело в том, что этих моментов очень много: от уведомления о реорганизации, от существенных изменений условий труда до дополнительных соглашений к трудовому договору, внесения изменений в коллективный договор, составления общего расписания. Самое главное, как мне кажется, что это все предпосылки для создания единого учреждения с общим коллективом как детей, так и педагогов, и родителей, и сотрудников, потому что без этого качественно изменить деятельность учреждения невозможно. То же самое касается программ развития образовательных учреждений – хотела бы заблуждаться, но мне кажется, это остается слабым местом. Понятно, что будут возникать сложности при реорганизации, когда объединяются школы и дошкольные учреждения, у которых разные системы оплаты труда, или школы, в которых разная цена ученико-часа. Все это требует большого пересчета, объединения в едином бюджете всех средств, очень тщательной и длительной проработки. Некоторые учреждения, например дошкольные, объединяются без фактического решения о том родительской общественности или управляющих советов, потому что часто управляющие советы существуют только на бумаге. При таком слиянии руководитель, еще не назначенный в новое учреждение, дает уведомления своим работникам о том, что будут сокращены те или иные ставки, в частности психологов. Уже сейчас, могу сказать, есть одно уведомление, которое получено работником, о том, что ему предоставляется на новый учебный год нагрузка в 15 часов. При этом уведомление дал директор школы, который не будет руководителем в объединяемом комплексе, у которого нет таких полномочий, тем не менее этот процесс уже идет. Поэтому у меня есть очень серьезное опасение, что мы сможем войти в новый учебный год без большого количества конфликтных ситуаций. Все это очень серьезные моменты, которые, на мой взгляд, не могут быть качественно учтены в связи с недостатком времени. Поэтому в целом мы, конечно, поддерживаем реорганизацию образовательных учреждений, но считаем, что к ней надо относиться в более штучном режиме. Может быть, стоит выработать некий пилотный подход, чтобы некоторое количество учреждений проходило этот процесс реорганизации, а потом передавало свой опыт другим учреждениям. Когда в пилотном режиме будут освоены все процедурные моменты, когда станет ясно, каков алгоритм, каков временной порядок осуществления этих действий, можно будет ввести процесс в масштабах города в определенное русло. И еще одно: когда мы пытаемся сказать, что реорганизация происходит исключительно по инициативе снизу, то это некое преувеличение. Понятно, это связано с нашим желанием, чтобы осознание перспектив, прежде всего учителей, было высоким, чтобы они были настолько готовы к такой реорганизации, что напряжения в коллективах не возникало бы, но на самом деле это не совсем так. Мы провели собеседование в округах с 639 председателями профсоюзных организаций и можем сказать: напряжение в той или иной форме есть в 172 коллективах и оно связано либо с проводимой, либо с планируемой реорганизацией. Это связано с отсутствием или недостатком объективной информации, даже председатели первичных профсоюзных организаций не всегда владеют ею в достаточной степени, не всегда они в полной мере осведомлены о том, что происходит. Наше предложение: вернуться к рассмотрению количества объединяемых учреждений, сроков реорганизации, ввести процесс в рамки пилотного проекта с отработкой механизма, что, на мой взгляд, даст гораздо больший эффект в дальнейшем продвижении этого процесса. Лариса НЕСТЕРОВА, председатель управляющего совета школы № 914:В наш совет входят 8 представителей родительской общественности, пять работников школы и трое учащихся с правом совещательного голоса. Мне, как практикующему юристу, неудобно, что нет никакого нормативного документа, регламентирующего работу совета, его полномочия и компетенции, мне непонятно, можем ли мы расширить наши полномочия по сравнению с уставом. При переходе к новым стандартам образования у нас возникают и другие вопросы. Мы хотим, чтобы кто-то по всем этим проблемам вышел с законодательной инициативой, тогда бы понятней была наша работа, а мы чувствовали себя более уверенно. Мы сейчас участвуем в реорганизации школы, она проходит безболезненно, так как основная позиция директора школы – информированность. Когда родители знают, что происходит и каковы перспективы, у них не возникает вопросов. Нам объяснили преимущества как для учеников школы, воспитанников детских садов, так и для родителей, провели общее собрание школы, где родители получили ответы на все интересующие их вопросы. Я выходила вместе с директором в одно из ДОУ, где у родителей было наибольшее количество вопросов, объясняла преимущества вхождения детского сада в комплекс. Лично я не вижу недостатков в нашей ситуации реорганизации. Сегодня уже управляющий совет хочет выйти с инициативой присоединения к нам соседней школы, с которой у нас есть общие территории и спортивные площадки. Это нужно, по нашему мнению, для того, чтобы развивать качественное профильное и дифференцированное образование, повышать качество образования, набирать группы для углубленного изучения предмета. Безусловно, в каждом отдельном случае нужно подходить особо, необходимо разъяснять родителям преимущества и аргументы «за».Виктор КРУГЛЯКОВ, председатель Комиссии по образованию и молодежной политике Московской городской Думы:Сегодня мы много внимания уделяем повышению качества образования. Тот самый пилотный проект по развитию общего образования, казавшийся нам когда-то каким-то локальным, фактически начавшись, ознаменовал собой, по моему мнению, прорывные позиции в системе образования, если не революцию, потому что этот проект подтолкнул нас к другому пилотному проекту по развитию школьных управляющих советов. Можно провести параллель между товариществами собственников жилья и управляющими советами. Мы учим наших граждан основным принципам самоуправления, которые в мире насчитывают сотни лет. Может быть, нам надо было начинать с создания управляющих советов в школах, а уж потом браться за ТСЖ в жилом фонде, вероятно, тогда темпы и результаты создания этих объединений граждан были бы несколько иными?! Сегодня мы придаем большое значение управляющим советам, видим, что тут нужна какая-то нормативная база для их работы. Сегодня у нас в Москве идет очень важный процесс – принят в первом чтении закон, расширяющий права муниципальных собраний в районах города, 1 августа он будет принят в третьем чтении. Роль управляющих советов можно рассматривать через призму этого закона, работу муниципальных собраний, которые непосредственно ближе к жителям. Тема важная, нужная, требующая обсуждения. Та реорганизация, о которой мы сейчас говорим, процесс длительный. Сначала нужна была внутренняя реорганизация самого администратора – директора школы, потом внутренняя реорганизация в самом коллективе. Та реорганизация, которую мы сейчас обсуждаем, уже внешняя, она стала следствием того самого пилотного проекта, который начался у нас в прошлом году. Действительно, нигде, ни в каких нормативных документах, не сказано, что Департамент образования обязан как-то ориентироваться на решения управляющих советов. Кстати, даже если управляющие советы двух-трех юридических лиц (учебных заведений) примут решения об объединении, не факт, что Департамент образования обязан принять эти решения. Это государева служба, которая отслеживает все нюансы и несет ответственность за те решения, которые принимают в ходе реорганизации. Но не надо увлекаться такой позицией: мы ничего не будем делать, пока управляющие советы учреждений не примут своего решения, мы вообще не будем рассматривать вопросы реорганизации, если управляющие советы не дают на то добро. Я присутствовал на нескольких заседаниях в Департаменте образования, где обсуждали проблемы реорганизации, и слышал, как директорам говорили: «Раз вы не договорились с управляющим советом, так как у вас позиции разные, то мы документы вам возвращаем и рассматривать их не будем!» Такая позиция оправдана понятно чем, сегодня есть много граждан, которые хотели бы раскачать ситуацию. Мы понимаем, что такое социальный мир, что значит такой социальный институт, как школа, отсюда такая некая осторожность к принимаемым решениям. Но в обществе есть определенная и не тонкая прослойка учреждений, которые годами могут паразитировать на такой позиции, потому что им ничего, никаких изменений, даже к лучшему, не нужно. Там, где два директора школы или два заведующих детскими садами понимают, что реорганизацию они делают ради детей, возникает главная задача – качество образования, а не их личные амбиции, и процесс объединения проходит очень легко. А наиболее тяжелая ситуация там, где директора агрессивны, где, понимая, что теряют свой кабинет, диван, кресло, должность, они вводят в заблуждение родителей, нагнетают ситуацию в СМИ. Более того, такие директора вовлекают в противостояние детей, что вообще недопустимо, организуют протесты старшеклассников, грозят перекрытием улиц, провоцируют столкновения учащихся разных школ. Ради чего все это происходит, какая тут педагогика, какие позиции учителя? Этого вообще в такой ситуации нет. Есть только личные амбиции, болото, которое ничего не хочет. Таким директорам и педагогам зарплата в 50 или даже в 80 тысяч рублей не нужна, им хватит 30 тысяч, но так, чтобы никто их не трогал. Такие коллективы существуют. Если Департамент образования и дальше будет смотреть на этот процесс так же, как сейчас, то я, как представитель Московской городской Думы, где принимают законы и контролируют их исполнение, буду вынужден обратить внимание департамента на то, что это учреждение государственное, что департамент образования как учредитель имеет все права, прописанные во всех документах. И если директор школы по каким-то причинам не согласен с теми решениями, которые принимает учредитель, то ему, видимо, надо сменить работу и перейти в какую-то другую сферу. Кстати, это касается не только учреждений, которые мы относим к неуспешным, есть и другие примеры, когда вполне успешное, самодостаточное образовательное учреждение занимает точно такую же позицию, и ему тоже ничего не нужно. Оно добилось каких-то высот, у него все налажено, ему нет дела до каких-то других школ и их проблем, в результате появляется такой миф: сейчас в наше аристократическое элитное учреждение войдет республика ШКИД, а нам этого не нужно. В какой-то момент нужно и власть употребить, и все-таки посчитать деньги. В школе 200 учеников, реорганизации школа не хочет, но за тепло, свет, воду в этом здании, рассчитанном на 600 учеников, полной мерой будет платить бюджет города, а в это время соседняя школа будет задыхаться от детей до такой степени, что нужно открыть вторую смену. Мириться с этим тоже нельзя. Лично я сторонник резких действий в отношении тех руководителей школ, которые паразитируют на должности, которые управляют школой в режиме функционирования, а не развития. Здесь я не вижу никаких проблем и не считаю нужным выбирать путь исключительно разъяснений. Там, где болезнь уже зашла далеко, нужно резать, иначе все погибнет. Как худшие, так и лучшие такие учреждения нам известны, поэтому нужно принимать решения, которые находятся в компетенции Департамента образования, и не бояться, иначе мы все эти проблемы загоним глубоко-глубоко, а чем глубже они будут, тем потом сложнее будет выводить школы на высокое качество образования. Да, есть включенные экономические механизмы, которые рано или поздно все равно сработают, но многое можно сделать и за год, не ожидая естественного развития процесса, которое может длиться лет десять. За недостаточную решительность в решении некоторых вопросов, за излишнюю осторожность можно было бы критиковать Департамент образования, но и директорам нужно брать на себя ответственность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту