Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Когда работают и голова, и руки

УГ - Москва, №33 от 14 августа 2012. Читать номер
Автор:

Главный смысл разработки федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.

ФГОС нацеливает нас на смену образовательной парадигмы (цели): вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Главными становятся умения добывать знания и ими пользоваться. Новый стандарт провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотиваций). Деятельностный подход – концептуальная основа нового стандарта.

Формирование универсальных учебных действий, а также способов деятельности, уровень усвоения которых предопределяет успешность последующего обучения ребенка, – одна из приоритетных задач начального общего образования. С введением ФГОС нового поколения на первый план выступает дея-тельностно-ориентированное обучение: учение, направленное на самостоятельный поиск решения проблем и задач.

Современная школа становится более интересной и привлекательной для детей, технологичной для учителей. В последнее десятилетие широкое распространение в начальной школе получили ЛЕГО-техно-логии, которые позволяют осуществить плавный переход от игровой и предметной деятельности к деятельности учебной.

Работа с конструкторами ЛЕГО позволяет облегчить трудный период адаптации первоклассников к школе, помогает детям построить содержательный образ «настоящего школьника», индивидуализирует процесс обучения, развивает навыки работы в паре, в группе, в команде. Работа с конструкторами ЛЕГО вовлекает всех детей в творческий процесс, что позволяет учащимся с разной подготовкой и интересами ощущать свою нужность и значимость, при этом устраняются перегрузки учащихся, обучение становится доступным и интересным каждому ученику. Налицо отказ от средневекового понимания начальной школы как места обучения чтению, письму и счету, создание новой модели начальной школы как фундамента всех ключевых компетенций, и прежде всего желания и умения учиться.

Традиционные формы и методы обучения все в меньшей степени способны откликаться на изменения, характеризующие современность. Исходя из этого, были предложены новые подходы к организации обучения на первой ступени образования посредством учебно-дидактического оборудования ЛЕГО Дакта. Эти материалы используют на различных уроках, включая математику, чтение, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, материальные технологии, проектную деятельность.

Достижение задач начальной школы во многом затрудняет то, что в школу приходят дети, имеющие очень большой разброс в стартовых условиях и возможностях. Причем, как правило, этот разброс обусловлен не столько физиологическими особенностями детей, сколько социально-экономическими условиями их проживания (полная или неполная семья, материальный достаток, занятость родителей). Практика показывает, что за счет правильно организованного обучения возможно преодолеть изначальное неравенство детей, вызванное социально-экономическими причинами. Успешность дальнейшего обучения во многом зависит от того, как начальная школа справляется с решением таких педагогических задач, как:

О поддержка педагогически запущенных детей; в укрепление здоровья ослабленных и часто болеющих детей;

• поддержка и развитие интереса к учению и любознательности у тех, кто их имеет изначально (или хотя бы не загасить их);

• стимулирование и развитие интереса к учению и любознательности у тех, у кого они явно не выражены или выражены недостаточно.

Наиболее перспективны при этом:

• формирование на уроках в начальной школе богатой и разнообразной предметной (конструкторы ЛЕГО), информационной и инструментальной среды, располагающей учащихся к познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности, решению учебных задач, формированию необходимых коммуникативных навыков и навыков работы с информацией;

9 вовлечение детей в проектную деятельность, так как выполнение проектов с элементами поисково-исследовательской и конструкторской деятельности может резко повысить положительную мотивацию учения, сделать его осмысленным и интересным.

В силу своей универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками, позволяющими разнообразить процесс обучения, в комплексе решать многие задачи, стоящие перед школой.

Работа с ЛЕГО помогает детям войти в мир социального опыта. Работая с конструкторами ЛЕГО, мы соблюдаем принципы адаптивности – в процессе работы себе находят место все дети, в том числе и те, кто по тем или иным причинам оказался позади своих сверстников, а также дети с разной подготовленностью и разными интересами; психологической комфортности – в ходе работы снимаются все стрес-сообразующие факторы учебного процесса, предполагается создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы, опора на внутреннюю мотивацию успешности, постоянного движения вперед (неудачных работ не бывает); целостности и интегра-тивности – у детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. Ребенок учится решать проблемы, применяя знания из различных областей.

Курс ЛЕГО-конструирования имеет направленность на формирование у детей навыков самоконтроля, умения планировать свою деятельность. При изготовлении любого изделия ребенок учится планировать, то есть устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы. Ученик действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся умения планировать, выполнять действия «про себя», «во внутреннем плане», что, как подчеркивают психологи, существенно для развития личности школьника. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операций, что сказывается на качестве изделия школьника, позволяет ему познать радость труда.

Формы и методы уроков разнообразны – практическая работа, наблюдение, беседы, дидактические игры, подготовка к праздникам. Все это позволяет сделать задания интересными и увлекательными для детей. Учитель сам решает, какие методы и формы он будет использовать на уроках. Благодаря урокам ЛЕГО повышается интерес детей к учебе, повышается уровень и качество знаний, ребята учатся работать в группе, парами и индивидуально, проявляя свою фантазию, творческие способности. На занятиях учащиеся не только воспринимают, обсуждают и запоминают содержание того, о чем говорил учитель, но и сами конструируют многочисленные познавательные модели.

Ребенок – ученик по своей природе, от рождения наделенный потребностью и способностью расти, развиваться, исследовать и изучать окружающий мир. Дети лучше учатся в процессе игры-исследования, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность, поэтому обучение маленьких детей должно быть направлено на ребенка в целом, иными словами, обеспечивать внимание ко всем аспектам его развития. Конструкторы ЛЕГО дают взрослому возможность помочь детям реализовать присущие им способности к обучению в полной мере.

Маленькому ребенку трудно даются абстрактные математические понятия, в то же время манипулирование теми или иными предметами помогает привязать эти понятия к тактильному и двигательному опыту ребенка. Традиционно в качестве счетного материала учителя используют счетные палочки, картинки, разрезной материал. Этот материал неудобен тем, что, будучи сыпучим, часто теряется, трудно осуществлять проверку выполнения детьми задания.

ЛЕГО же имеет преимущества:

• ЛЕГО-кирпичики обладают дискретными свойствами (размером и цветом), поэтому их удобно классифицировать, сравнивать, производить над ними арифметические действия;

• при помощи ЛЕГО-кирпичи-ков можно выстраивать любые конструкции;

• учитель видит результат с большого расстояния, ему легко корректировать работу отстающих детей;

• происходит постоянный массаж мелкой мускулатуры рук;

• этот материал удобен для быстрой сборки и разборки, помогает детям осознать простейшие арифметические операции, которые ученику нужно научиться выполнять сначала своими руками, а потом в уме;

• усиливается мотивация к учебе;

• облегчается усвоение учебного материала за счет придания наглядности абстрактным понятиям, ЛЕГО учит понимать суть процессов сложения и вычитания;

• ЛЕГО позволяет индивидуализировать подход к усвоению материала детьми с разными типами восприятия;

• ЛЕГО обеспечивает каждому ребенку возможность работать в собственном темпе, дает ему достаточно времени для приобретения необходимых знаний и навыков, прежде чем он приступит к следующему этапу обучения, когда задачи будут несколько сложнее и интереснее. Поэтому мы выдаем ЛЕГО-кирпичики на каждом уроке всем детям, а затем предлагаем учащимся по мере усвоения учебного материала отказываться от ЛЕГО;

• ЛЕГО позволяет сделать урок интересным, красочным и понятным каждому ребенку;

• ЛЕГО-кирпичики можно использовать на всех этапах урока, в любых программах по математике;

• ЛЕГО позволяет организовать как фронтальную работу учащихся, направленную на изучение различных тем.

Дети младшего школьного возраста лучше понимают и запоминают то, что узнали не со слов учителя, а открыли сами в деятельности, в игре, ощутив руками. Способности детей развиваются быстрее, если дети сами в деятельности, в игре работают самостоятельно, с помощью собственных действий приходят к новым результатам, приобретают новые умения.

Практика показывает, что оптимальный набор по математике для детей – 20 кирпичиков 2х2 двух цветов и строительная плата. Для учителя набор может быть дополнен кирпичиками 2х4 разных цветов и более разнообразной цветовой гаммой кирпичиков 2х2.

С первых уроков математики дети могут начинать работу с ЛЕГО, используя его как счетный материал, выкладывать кирпичики как на парту, так и на плату. Если кирпичики выкладывают на плату, то необходимо размещать их с небольшим промежутком (1 кнопочка), для того чтобы зрительно ряд кирпичиков не сливался.

При помощи данного набора можно отрабатывать следующие темы и задания по математике: «Счет» (дети, перебирая кирпичики парами и тройками, пересчитывают их); «Соотнесение числа с группой предметов» (учитель показывает карточку с числом, а дети должны выложить такое же количество кирпичиков); «Иллюстрация к решению задач» (с помощью ЛЕГО-кирпичиков выкладывают условие и решение задач); «Сравнение»; «Пространственные представления»; отношения «длиннее», «короче», «выше», «ниже»; графические диктанты; «Число и цифра», задания на тренировку внимания и памяти (учитель выкладывает определенную последовательность из ЛЕГО-кирпичиков, показывает на некоторое время детям и просит повторить последовательность); составление таблиц сложения и вычитания; «Состав числа»; иллюстрация числовых выражений; комбинаторика; «Классификация предметов»; цепочки примеров; «Свойства предметов»; логические цепочки и квадраты; «Равенства и неравенства»; решение уравнений; смысл умножения и деления; «Сложение и вычитание в пределах 100»; «Площадь»; «Периметр»; «Доли и дроби»; «Симметрия» и многие другие.

Добавление красочных и многофункциональных элементов ЛЕГО Дакта значительно облегчает усвоение курса многих предметов школы, в том числе и русского языка (чтение). Учитель заранее готовит мобильные наборы кирпичиков ЛЕГО Дупло или ЛЕГО Дак-та. В этот набор входят 3 кирпичика красного цвета, 3 кирпичика синего цвета, 3 кирпичика зеленого цвета, головка человечка, плата. Этот набор предназначен для индивидуальной работы учащихся. Все наборы удобнее хранить в отдельной коробке (удобно переносить, занимает мало места), кирпичики можно выкладывать на парте и на плате, что более удобно, так как плата – средство обратной связи.

Возможные варианты заданий: «Определение количества предложений в тексте» (учитель произносит текст, дети выкладывают столько кирпичиков на плате, сколько они услышали предложений); «Выкладывание схемы предложения» (на строительную плату учащиеся выкладывают определенное количество кирпичиков, соответствующее количеству слов в предложении, с помощью кирпичика 2х2 можно обозначить заглавную букву в схеме предложения, человечком дети обозначают точку); «Деление слов на слоги. Ударение» (договариваемся с

детьми о том, что 1 кирпичик -один слог, 2 кирпичика – два слога, человечек – знак ударения; учитель произносит слово, дети составляют на плате схему); «Выделение звуков и их обозначение» (при изучении темы «Звуки» договариваемся с детьми о том, что: гласный звук – кирпичик 2х2 красного цвета, твердый согласный -кирпичик 2х2 синего цвета, мягкий согласный – кирпичик 2х2 зеленого цвета; учитель произносит различные звуки, а дети выкладывают кирпичики определенного цвета; задание можно усложнить: учитель произносит слово, дети выкладывают кирпичик, определяя первый или последний звук слова, учитель показывает кирпичик определенного цвета, дети называют звук или слово, начинающееся с этого звука); «Звуко-буквенный разбор слова» (на строительную плату дети выкладывают последовательность кирпичиков определенного цвета, которая соответствует порядку звуков в слове, произнесенном учителем, можно видоизменить задание: учитель показывает схему слова, а дети называют подходящие к схеме слова); конструирование букв.

Конструкторы ЛЕГО можно использовать и на уроках литературного чтения. Учащиеся выстраивают декорации и героев тех произведений, которые изучают по программе. Это позволяет использовать элементы драматизации, создавая небольшой ЛЕГО-театр. Дети распределяют роли, озвучивают героев, авторов, сопереживают вместе с ними происходящие события. С помощью ЛЕГО-кирпи-чиков и другого вспомогательного материала можно изготовить фигурки и декорации для кукольного ЛЕГО-театра.

Большие возможности есть при использовании конструкторов ЛЕГО в проектной деятельности. Наиболее помогает развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Она всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям творческой деятельностью, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление трудностей. Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку.

Цель курса работы с конструктором ЛЕГО – воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности и способности учащихся решать любые задачи творчески, изобретательно. Работа с ЛЕГО дает возможность ребенку проявить многие скрытые качества, свою индивидуальность; развивает мышление, внимание, сообразительность, фантазию, воображение, речь; учит программированию своих действий; развивает творческие способности детей; формирует моторные навыки; служит ненавязчивому закреплению материала, пройденного на уроках чтения, окружающего мира, истории, русского языка, ОБЖ; способствует воспитанию положительных нравственных качеств личности (доброта, взаимопомощь, уважение к товарищам и к результатам их труда). При изучении этих и других предметов учащиеся не только воспринимают и запоминают содержание того, о чем говорит учитель, но и сами активно конструируют многочисленные познавательные модели. ЛЕГО побуждает работать в равной степени и голову, и руки учащихся.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту