search
main
0

Когда пушки палят, музы молчат?

Одним из открытий семинара 2003 г. был приезд в Москву из Грозного старшего преподавателя Чеченского госуниверситета Элисы Магомедовны Гелагеевой. Собравшиеся были поражены, узнав, что в Грозном работает университет, а в нем исторический факультет, где есть кафедра музееведения.

Элиса Магомедовна привезла с собой не только прекрасные рисунки детей и кинофильм о них, но и свою мечту – создать в Грозном Детский музейный центр. Участники семинара предложили свою помощь в проведении мозгового штурма по этой проблеме. Ведь этот центр должен быть особенным, непохожим на уже существующие детские музеи. Семинар предложил свою помощь не только в разработке научной концепции, но и в комплектовании коллекции заново, практически на пустом месте.

– Насколько мне известно, еще в 1984 г. в Центральном Дворце пионеров, позже – Дворце детского творчества, с детьми уже занимались музейные педагоги, велась серьезная работа.

– Все верно, – грустно улыбается собеседница. – Только от дворца практически ничего не осталось, один каркас. Сейчас ребята ютятся в частном секторе, в ужасных условиях.

– Элиса Магомедовна, не могу не спросить, как в условиях войны у вас могла возникнуть такая невероятная идея: создать музейный центр?

– Вы знаете, огромное количество детей на протяжении длительного времени находятся в неимоверно сложных условиях. Мы опрашивали 14-летних подростков, о чем они, например, мечтают. Запомнился ответ одного мальчика: «Хочу стать юристом, помочь Родине решать проблемы прав человека». Я удивилась: «Почему ты, молодой парень, решил приобрести эту серьезную профессию, не связанную с какими-то сиюминутными удовольствиями?» – «Все мое детство прошло на войне, и мне никогда не приходило в голову чему-то радоваться».

Мне это было больно слышать. У меня самой дети, им сейчас по 10 лет, и они не видели ничего, кроме крови. Мы ведь все десять лет прожили в Грозном. И я просто понимаю, что, наверно, кто-то должен завести нормальный механизм жизни, прерванный войной. Если этим не заниматься, можно идти по кругу еще много-много лет.

– Вы не пробовали найти достойное помещение для занятий с детьми?

– Какое-то определенное постоянное место «жительства» нереально в городе, которого в большей своей части нет. Все снесено. Так что собираемся взять в аренду частный сектор и там организовать работу, которая не будет заменять деятельность клуба, школы, где все будет построено на партнерских принципах.

– Как же все-таки возникла эта идея – ведь вы приехали с ней из Грозного?

– Осенью я была в Москве на курсах повышения квалификации в МГУ. Познакомившись с огромным количеством информации о работе музейных педагогов, вернулась домой со стопроцентной уверенностью, что буду заниматься этим делом. Я предполагала, какие огромные трудности меня ждут: ни денег, ни единомышленников. И тогда предложила провести «круглый стол», куда собрались все руководящие работники разных ведомств – и Министерства культуры, и Минобразования, Департамента по делам молодежи при правительстве, директора детских библиотек, домов детского творчества, пригласили директора государственного музея, в общем, всех людей, которые в той или иной степени занимаются детьми, организацией их досуга.

Вопрос поставила так: «Нужен ли нам сейчас музейный центр? Решайте сами». Ну и, естественно, другого ответа от них не ждала: «Самое время вернуть детям детство». Мои коллеги в большинстве своем энтузиасты.

Замечательно, что в течение недели на семинаре поднимались такие «несерьезные» вопросы – воображения, желания познать мир, все его особенности, сформировать мировоззрение, мироощущение детей. Верю, что красотою мир спасется.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте