search
main
0

Когда начинается мама? Моргосье – праздник обновления

Статистика неумолима: ежегодно в России умирают почти миллион человек. При общей численности населения в 145 миллионов столь масштабная смертность через несколько лет приведет к полному вымиранию нации. Улучшить ситуацию способна совокупность многих факторов, и один из них, возможно, самый действенный и эффективный – возрождение отечественной школы материнства.

В Санкт-Петербургской государственной академии последипломного педагогического образования давно думают над тем, как помочь женщине-матери воспитать девочку в духе материнства, подготовить ее к семейно-родительской деятельности. Не европейскими противозачаточными средствами, а с опорой на отечественную культуру семейного мышления. Существует целый ряд интересных программ, наработок. Новая школа материнства, по мнению преподавателя истории педагогики АППО Натальи Гительсон, должна включать в себя несколько составляющих. Прежде всего необходима база в виде осознания глубинного исторического опыта. Этапы становления материнской школы проходили в рамках и традиционной народной культуры, и дворянской, купеческой, царской культур. Следующей ступенью должно стать осмысление отечественной педагогической системы, которая имеет опыт работы детских садов, школ. Еще одно слагаемое – изучение европейского опыта. Само понятие «материнская школа» подразумевает комплексный подход. Сюда входят медицина, психология, педагогика, культура, искусство, философия, социальные вопросы. В каком-то смысле материнская школа должна стать мировоззрением сегодняшнего поколения.

В этом году составленная педагогами АППО программа будет посвящена теме «Российская материнская школа в исторических образах».

– Когда мы сегодня обращаемся к истории, то, как правило, позитивный опыт матери там не находим, – говорит Наталья Гительсон. – Подсознательно чувствуем его, но не видим этих людей, не знаем, какие грани материнства идут к нам из глубины веков. Мы хотим начать путь истории российской материнской школы с Анны Кашинской. Это удивительное явление в России ХIII века. Анна Кашинская – и великая княгиня, и мать, и супруга. Эта женщина могла бы повести Россию за собой.

Когда мы говорим о материнской школе, нельзя забывать о такой функции, как бабушка. Здесь можно упоминать о Екатерине II как о создательнице нравственной азбуки для своих внуков. Вполне допустимы возражения, что материнство Екатерины не носит позитивного характера, но это очень тонкий вопрос. Наша задача – выводить положительные моменты и сознавать, что было подлинным. Для Екатерины это воспитание внуков. Царская семья вообще была средоточием опыта российского и европейского семейного воспитания. Здесь отрабатывалась модель для всей России.

Не можем мы оставить в стороне и материнскую школу Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской. Все знают о дуэли, но почти ничего не ведают о том, что этой женщине принадлежат разработки методики воспитания в семье, методики обучения языкам, математике, шахматам, манере себя вести, нравственности. Она создала уникальную материнскую школу сначала для детей Пушкиных, потом для детей Ланских. Кроме того, эта женщина замечательна опытом двух счастливых браков. Ведь школа материнства – это еще и школа родительства, и школа супружества.

Пройдем мы и опыт Александры Федоровны, и Марии Федоровны. Главная цель этой ретроспективы – посредством осмысления исторических примеров прийти к материнству ХХI века.

Возвращаясь к материнской школе традиционной культуры, надо сказать, что традиция воспитания праздником – одна из древнейших воспитательных технологий. Как только народ отказывается от каких-то аспектов нравственности или культуры, уходят праздники, культивирующие эти аспекты. На Руси один из стариннейших женских праздников, прародителей нынешнего Дня матери, – праздник обновления, перерождения женского начала. Назывался он моргосье. Для того чтобы справиться со всеми жизненными циклами – от зачатия до бесконечной молодости – моргосье проводились четыре раза в год. Осеннее, зимнее, весеннее, летнее. Праздник не приурочивался к какому-то определенному дню. Мужчины на него не приглашались. Собирались женщины и девушки детородного периода. Устанавливался алтарь, совершалась ссыпка: каждая женщина приносила угощение для всех остальных. Потом женщины заключали круг обмена опытом. Беременных поддерживали, наставляли, благословляли, невест тоже наставляли и благословляли. Зрелых молодых женщин брали в круг и опевали. Опевали также и тех, у кого был трудный период в жизни, невзгоды в семье, чтобы укрепить, восстановить их. Все песни и танцы были посвящены культу женского начала. Моргосье – это своеобразный народный университет, где воссоздавался механизм обновления, преображения, и каждое поколение помогало следующему переживать свои жизненные циклы.

Все праздники на Руси были связаны с ритуально-обрядовой деятельностью. В древности на День матери, к примеру, дарили поднос. На нем должны были возлежать подношения женскому началу. То есть предметы с очень сильной символической основой. Скажем, яблоко, груша, персик, цветы, виноград, символизирующие соответственно здоровье, миротворчество, благодать и т.д. Подносящий с каждым плодом говорил благопожелание: «Желаем тебе быть, как наливное яблочко, здоровой, полной, несущей радость».

Еще одна из древнейших технологий воспитания на Руси – это внутриутробное пестование. «Пестушки», «потешки». Например: «Ручки-хватунушки, ножки-ходунушки, в роток говорок, в головку-разумок». Что делала мать? Одухотворяла части тела, напитывала их, опевала. По сути, каждый орган напитывался собственной программой развития. Существовало, кстати, не только родительское пестование, но и супружеское. Оно выражено в «Песне песней» Соломона.

– Насколько актуальна сейчас проблема возрождения в женщине женского начала?

– Мы сегодня живем в мужском мире, и не то чтобы отождествляемся с мужским началом, но оно в нас становится очень сильным. Женская энергия угасает. Какой опыт мы оставим последующим поколениям?

– Что в этапе становления современной школы материнства может сделать школа?

– Это сложный вопрос. Когда начинается мама? С зачатия. Именно в период беременности формируются репродуктивные органы. И далее по всем жизненным циклам: младенчество, раннее детство, детство, школа. От позиции последней зависит многое. Это создание и реализация программ, направленных на культивацию семьи, формирование положительного отношения к семейным ценностям. Но первым учителем, воспитателем, безусловно, является мама. Именно она величальными песнями, пестованием «программировала» девочку на будущее материнство и супружество.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте