search
Топ 10

Когда мы вместе, мы многое можем изменить к лучшему

В рамках празднования 75-летия Департамента образования состоялась встреча родительской общественности города с руководящими работниками департамента, в которой участвовали также начальники всех окружных управлений образования. Впрочем, такие встречи стали в Москве уже хорошей традицией, родители и педагоги, управленцы и ученые встречаются регулярно и обсуждают все самые острые и актуальные проблемы взаимодействия семьи и школы, семьи и детского сада. Так было и на этот раз.

Ирина ЯРЧАК, председатель Московского городского совета и Западного окружного совета родительской общественности:

– В преддверии встречи с руководителями городской и окружных систем образования мы провели консультации с родителями, определив для себя не только результаты достигнутого, но и те перспективные направления, в которых мы можем объединиться для дальнейших действий на благо развития московского образования и воспитания наших детей.

Многие вопросы (питания, оплаты охраны и так далее), которые возникают у родителей в течение учебного года, могут быть решены и успешно решаются на уровне администрации школ и округов. Но мы хотим привлечь внимание к тем проблемам, которые имеют значение для всего московского образования в целом и в решении которых конкретную помощь может оказать родительская общественность.

В течение этого учебного года состоялись встречи с депутатами Московской городской Думы, мы обратились к председателю Комиссии по науке и образованию Евгению Абрамовичу Бунимовичу с просьбой принять дополнения к московскому закону об образовании в той его части, которая касается государственно-общественного управления образовательными учреждениями. Нам хочется, чтобы роль родителей в этом процессе была раскрыта и подтверждена законом. Это даст нам платформу для дальнейшего полноправного участия в решении вопросов, касающихся воспитания и образования детей. Нам предложили участвовать в разработке нескольких законодательных актов: по учреждениям дополнительного образования, по трудоустройству подростков, профессиональной подготовки, организации отдыха учащихся, защите их здоровья и безопасности жизнедеятельности.

В этом году городской родительский совет был включен в состав московского совета по реализации национального проекта «Образование». Мы работали в экспертной комиссии по присуждению Премии Президента РФ в области образования. В ближайшее время будет подведен итог работы комиссии и определены 118 лучших образовательных учреждений Москвы, внедряющих инновационные образовательные программы.

К 75-летию Департамента образования городской совет совместно с ученическим активом Москвы подготовили экспозицию «Вместе – в будущее» для выставки на ВВЦ, которая с успехом прошла в апреле. Многие родители и учащиеся посетили эту выставку, экспозиции вузов, техникумов и колледжей Москвы помогли учащимся сориентироваться в выборе дальнейшего места учебы. На сайте Департамента образования (www.educom.ru), на сайте «Московское образование» (www. mosedu.ru) созданы родительские странички, на которых можно узнать о структуре и работе родительских советов. Информация на страничках периодически обновляется.

Мы продолжаем работу по тем направлениям, которыми занимаемся традиционно, – это решение вопросов питания, оздоровления, отдыха учащихся, охраны школы, организации мероприятий на уровне округа, родительский всеобуч, выпуск информационных изданий, работа со СМИ.

Среди перспективных планов работы на следующий год можно отметить следующие:

– продолжение работы с Московской городской Думой;

– продолжение работы по обеспечению безопасности детей, по сохранению здоровья учащихся;

– организация оперативной информации на родительской странице сайта Департамента образования, проведение интернет-собраний для родителей;

– участие в подготовке сборников «Ученик – учитель – родители», методических сборников по проектной деятельности, организации работы школьных родительских комитетов;

– организация работы по профориентации и трудоустройству учащихся, в том числе проведение мониторинга по определению запроса на временное трудоустройство среди подростков;

– продолжить развитие проектной деятельности, в частности, семейное проектирование, создание и реализация проектов, предложенных родителями в интересах детей;

– создание и включение в общегородскую систему родительской общественной деятельности родительских активов дошкольных учреждений.

В течение предыдущих дел мы совместно с управлениями образования и Департаментом образования нарабатывали определенный опыт работы родительской общественности и сейчас, опираясь на него, приняли решение о выделении приоритетных направлений в работе каждого окружного совета родительской общественности. Такая работа позволяет нам более углубленно совместно с органами управления образованием участвовать в решении тех или иных задач, а также дает возможность оказывать консультационную поддержку родительским советам города по глубоко проработанным вопросам участия родителей в решении актуальных проблем.

Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы:

– Я получила большое удовлетворение от встречи с родительской общественностью, чувствуется, что родительская общественность в округах живет и занимается весьма активно плодотворной деятельностью, в совместной работе с образовательными учреждениями решает очень многие актуальные проблемы.

В рамках национального проекта «Образование» теперь за классное руководство установлена доплата в тысячу рублей. В отличие от некоторых российских регионов, где доплат за такую работу не существовало, Москва всегда 20% от заработной платы доплачивала за выполнение функций классного руководителя. Теперь к прежней надбавке добавилась еще и федеральная: тысяча рублей, если в классе 25 человек, и менее тысячи рублей, если детей в классе меньше. Что это значит? То, что реально теперь классные руководители за свою работу получают довольно приличную добавку к своей зарплате – в среднем до 2500 рублей. Думаю, это должно повлиять на качество воспитательной работы, поэтому одна из проблем, которую можно обсудить на окружных родительских собраниях, конференциях, – взаимодействие родительской общественности с классными руководителями. Конечно, основная функция родителей – воспитание своего ребенка, но и у классного руководителя тоже основная функция – воспитывать каждого ребенка в своем классе. Как тут не войти в противоречия или как сделать эту работу совмещенной, согласованной? Ответ на этот вопрос родители и учителя могут искать вместе.

Второе направление национального проекта – конкурс лучших школ России, победители которого получат гранты по миллиону рублей. Каждая школа имела право на участие в этом конкурсе, если ее представила или сделала заявку на ее участие в проекте общественность. Это могли быть и школьные родительские комитеты, и окружные родительские собрания, и попечительские советы, и любые общественные организации, которые работают со школой, сотрудничают с ней. Первый этап этого конкурса уже завершен, в нем участвовали 186 образовательных учреждений. Мы должны были по определенным критериям и показателям выбрать 118 школ, максимальное количество баллов, которые могла набрать школа, – 100. Отбор школ производили эксперты – представители пяти общественных организаций. Самой высшей оценкой в рейтинге была оценка в 95 баллов.

Параллельно шла работа по тому направлению национального проекта, которое предусматривает определение лучших учителей. И в этом случае на конкурс учителей выдвигали не школы, а общественные организации. Тут роль родительских комитетов, родительской общественности очень велика. Если рядом с ребенком работает учитель, который с точки зрения родителей, безусловно, достоин участия в этом проекте, мне кажется, это тот момент, когда учителю можно сказать слова благодарности и выдвинуть его на конкурс. Даже если он не пройдет, то, что родители его представили на конкурс, позаботились о нем, посчитали его достойным звания «Лучший учитель России», все равно для педагога будет важным моральным фактором, который вдохновит его на еще более творческую работу с детьми. Ведь как бывает: мы знаем, что этот учитель – отличный физик или отличный химик, замечательный учитель начальных классов, но никто ему об этом не говорит. А тут можно сказать: «Мы вас видим, уважаем, высоко оцениваем вашу работу и благодарны вам». До конца мая мы должны были собрать все заявки по лучшим учителям и представить их на федеральный уровень. Их должно быть 394, сегодня практически принято решение, что столько же учителей и в таком же объеме (100 тысяч рублей) получат гранты правительства Москвы.

Есть еще одно направление проекта – «Творческая молодежь». Грантами (60 тысяч рублей) будут награждены все победители российских олимпиад, которые уже прошли. Москва в этом году выглядит очень достойно, мы можем себя поздравить, у нас очень хорошие показатели по олимпиадам по русскому языку, по математике, по истории, по химии. Впервые Москва обогнала практически любой регион по количеству победителей российских олимпиад.

Думаю, национальные проекты будут развиваться и в будущем. Самое главное – это опыт привлечения общественности и к выдвижению претендентов в той или иной области, и к проведению экспертизы, к оценке деятельности школ, педагогов. Здесь роль родительской общественности очень велика, и родителям нужно этим воспользоваться, чтобы сказать свое слово, повысить роль в оценке качества образования.

Ответы на вопросы родителей

– Нужно ли нашим детям сдавать ЕГЭ?

– В этом году ЕГЭ мы проводим по 10 предметам, не будет ЕГЭ только по информатике. Каждый ученик имеет право самостоятельно выбрать, но посоветовавшись с родителями, сдавать ему ЕГЭ или проходить итоговую аттестацию в традиционной и привычной форме обычного выпускного экзамена в своих школах. Но есть один особый предмет (так решили Совет ректоров Москвы и Московской области, государственная экзаменационная комиссия Москвы) – история. Это тот предмет, который будет в момент вступительных экзаменов в вузы сдаваться только в формате ЕГЭ. Следовательно, когда идет итоговая аттестация, ребенок может выбрать, как ему сдавать историю: в формате ЕГЭ или в традиционной форме. Но если он поступает в вуз на факультет, где история отнесена к разряду вступительных экзаменов, у него все равно будут принимать его в форме ЕГЭ. Что касается всех остальных предметов, то в Москве вузы по всем специальностям на все факультеты принимают сертификаты по ЕГЭ. Параллельно с этим, вузы имеют право провести и вступительные экзамены. Это правило зафиксировано в постановлении Правительства РФ, поэтому в связи с тем, что правительство – учредитель всех федеральных вузов, в том числе и МГУ, поэтому правило должно распространяться и на МГУ, хотя Виктор Антонович Садовничий говорит, что сертификат МГУ принимать будет, но отказываться от проведения вступительных экзаменов не станет. Если ребенок сдавал ЕГЭ в момент проведения итоговой аттестации, он попадает в единую базу данных, которая существует на уровне Федерации. Когда он придет в приемную комиссию вуза, она обязана проверить: участвовал он в сдаче ЕГЭ или нет. Если участвовал, то по предмету у него запросят сертификат по ЕГЭ и не допускать его к сдаче вступительного экзамена по этому предмету в другой форме. В перспективе позиции добровольности сдачи ЕГЭ, которая была заявлена Москвой – и Юрием Михайловичем Лужковым, и Любовью Петровной Кезиной, мы будем придерживаться до тех пор, пока не будет принят закон, делающий эту сдачу обязательной. Сегодня практически проект такого закон готов, планируется рассмотрение его на заседании Правительства РФ и направление в Государственную Думу РФ.

– Как наладить питание в школах?

– Много внимания и школа, и родители уделяют этой проблеме, питание в школах организуют предприятия общепита, которые выигрывают право на это в конкурсах. Если бы на родительские собрания, совещания, советы активов пригласили руководителей этих предприятий, предварительно проведя мониторинг опроса на предмет, что детей и родителей устраивает, что не устраивает в организации питания, высказали руководителям свои замечания, претензии или благодарность, то ситуация бы улучшилась. А если бы перед очередным конкурсом материал опросов был обобщен и поступил в Департамент образования, то это, возможно, могло бы изменить ситуацию с теми предприятиями, которые не совсем качественно и полноценно справляются с этой работой. Ведь одна из позиций конкурса – позиция экономии: в законе о торгах. Чем дешевле предложение, тем больше у его авторов шансов одержать победу. Но когда мы говорим о многих вещах, которые связаны с образованием (это касается, в частности, и питания школьников, и поставок спортивного, школьного оборудования), то постоянно доказываем: нельзя смотреть только по ценам. Однако материала, который бы нам подсказал, что вот это, это и это плохо, у нас недостаточно. Родители тут могут нам помочь. Это касается и качества компьютерного оборудования, которое получают наши образовательные учреждения, только к началу нового учебного года школы Москвы получат 360 класс-комплектов, 100 новых учительских рабочих мест, 400 комплектов информационно-технологического оснащения наших учебных предметов (химии, физики, музыки, биологии и так далее). То есть средства правительство Москвы дает, главное, чтобы все закупленное на эти средства, работало эффективно и качественно. Для этого мы должны все анализировать, оценивать работу наших партнеров, это возможно только с помощью гласа народного, который олицетворяет родительская и педагогическая общественность, непосредственно работающая с оборудованием.

– Будет ли введено нормативное финансирование школ?

– Нормативное финансирование образовательных учреждений введено с 1 января 2006 года. Но после майских праздников началось формирование бюджета на 2007 год. Мы боремся против того, чтобы бюджет образования формировали бухгалтеры, хотим, чтобы это делали сами школы. Имея норматив на одного ребенка, например, 35 тысяч рублей, школа может, зная, скажем, что у нее 500 учеников, высчитать свой бюджет. Дальше директор совместно с попечительским или управляющим советом должен исходя из годового объема денег составить смету и распределить их на зарплату педагогам, на приобретение того или иного (в норматив не входят текущий и капитальный ремонт, питание школьников, приобретение учебников, коммунальные услуги) имущества или товаров и так далее.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту