Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Когда гремит оружие, законы молчат. Тема «Международная правовая защита жертв вооруженных конфликтов». Старшие классы

Учительская газета, №13 от 29 марта 2011. Читать номер
Автор:

Цели и задачи:- раскрыть сущность международного гуманитарного права;- на основе общего знакомства с Женевскими конвенциями о защите жертв войны (1949 г.) постараться пробудить у школьников особое отношение к этому документу, призванному обеспечить защиту личности в условиях вооруженных конфликтов;- развивать умение учащихся сравнивать и анализировать события;- развивать умения и навыки анализа документов.

Проблемный вопрос Стало ли человечество гуманнее за 60 с лишним лет после Второй мировой войны?Древнегреческий историк Плутарх: «Война – зло; ее ведут с помощью несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют законы».Цицерон: «Когда гремит оружие, законы молчат».Как уменьшить бедствия, причиненные войной?Во Второй мировой войне, в которой участвовало 61 государство (80% всех жителей Земли), погибли более 70 миллионов человек, из них половина – мирные жители. Это говорит об особой жестокости войны.Какова судьба раненых в этой и других войнах?Как поступали с военнопленными?Каковы последствия военных действий для гражданского населения? После Второй мировой войны члены Организации Объединенных Наций высказали решимость избавить будущие поколения от бедствий войны. Это стало большой проблемой. В конце урока ученики должны будут подтвердить или опровергнуть основную мысль в проблемном вопросе.Война есть война – вооруженные люди одной армии убивают воинов противника. Но можно ли защитить людей, которые не являются вооруженной силой или не могут воевать? Опыт, накопленный человечеством, содержит и отрицательный, и положительный ответ. (Ученики приводят примеры, в том числе и гуманного отношения врача к побежденным.)Вопрос. Какое из высказываний древних мыслителей более соответствует современным представлениям о войне и законах? Вывод. Несмотря на то что войны в мире происходили почти всегда, современное цивилизованное общество должно задуматься о проблеме уменьшения бедствий, причиненных войнами.Нормы международного гуманитарного праваСначала следует уточнить понятия «гуманизм», «право», «гуманитарное право». Учитель рассказывает о принятой в 1907 году Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, а также о принятых в 1949 году Женевских конвенциях о защите жертв войны. Эти международные документы и дополнительные протоколы к ним содержат правовые нормы, которые принято называть международным гуманитарным правом.Работа со статьями Женевских конвенций 1949 г.Глава 1. «Общие положения», статьи 1, 2, 3; глава 2, статьи 12, 13, 18.Вопросы:1. О чем договариваются страны, подписавшие данные конвенции?2. Каким должно быть отношение к раненым и больным военнослужащим действующих армий?3. Могут ли местные жители ухаживать за ранеными и больными военнослужащими?Раздел 2. «О защите военнопленных», статьи 12, 13, 14. Вопросы:1. Как следует обращаться с военнопленными?2. Какие права имеют военнопленные?Раздел «О защите населения от последствий войны», статьи 14, 16, 18, 24.Вопросы:1. Что требуется от участников вооруженных конфликтов по отношению к мирному населению?2. Как должны поступать военные, если их действия могут повлечь за собой жертвы среди гражданских лиц?3. Каким должно быть отношение к детям до 15 лет?Далее ученики работают с учебным пособием по вопросу ограничения методов и средств ведения войны.Вопросы:1. Какие виды оружия запрещено применять?2. Какие военные хитрости запрещены международными нормами?Учитель сообщает об ограничениях методов и средств ведения войны, сообщает о развернувшемся движении за запрещение противопехотных мин. Рассказывает о тысячах мирных жителей, которые погибли или стали глубокими инвалидами, подорвавшись на минах, которые в огромном количестве остались в районах проходивших недавно вооруженных конфликтов. Чтобы их обезвредить, нужна напряженная и опасная работа саперов в течение десятилетий. Разъясняя нормы международного гуманитарного права, учитель иллюстрирует их содержание сведениями о вооруженных конфликтах в наше время (войны в Югославии и Ираке). Вопросы:1. Всегда ли соблюдаются статьи международного гуманитарного права?2. Можно ли привлечь к уголовному наказанию лиц, совершивших серьезное нарушение МГП?3. Что включает в себя понятие «военные преступления»?Особенности международного гуманитарного права, его значениеУченики работают самостоятельно с учебным пособием и письменно в тетрадях отвечают на вопрос «В чем состоят особенности и значение международного гуманитарного права?». После его обсуждения предлагается обсудить проблемный вопрос «Стало ли человечество за 60 с лишним лет после Второй мировой войны гуманнее?». В ходе обсуждения мнения старшеклассников могут разделиться. Они приводят доказательства как «за», так и «против». Главное, чтобы при обсуждении ребята поняли, что международное гуманитарное право побуждает многих людей соблюдать эти нормы, а также позволяет осудить тех, кто их нарушает, то есть привлечь к уголовной ответственности. В заключительной части урока можно раскрыть деятельность Международного Красного Креста. Эта организация в ходе военных действий становится нейтральным посредником и принимает все возможные меры, чтобы жертвам вооруженных конфликтов были обеспечены защита и помощь. Также перед учащимися ставится вопрос: почему в международных соглашениях есть положение об изучении международного гуманитарного права как военными, так и гражданским населением? В ходе закрепления изученного материала подросткам предлагается выполнить тест.Тест1. Когда была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны?а) 1900 г.; б) 1902 г.; в) 1907 г. 2. Признание ценности человека как личности – это:а) национализм; б) гуманизм; в) справедливость.3. Что является юридической базой деятельности Международного комитета Красного Креста?а) Всеобщая декларация прав человека;б) Международное гуманитарное право;в) Международный пакт о гражданских и политических правах.4. Международная конвенция – это:а) международное соглашение;б) международное право;в) международное сотрудничество.5. В каком году были приняты Женевские конвенции о защите жертв войны?а) 1946 г.; б) 1948 г.; в) 1949 г.6. Обращение к человеческой личности, к правам и интересам человека – это:а) гуманитарная помощь;б) гуманитарное право;в) гуманитарное образование.7. Международная организация, которая в период военных действий становится между противниками в качестве нейтрального посредника:а) Международный Красный Крест;б) Организация Объединенных Наций;в) Международный трибунал.8. В каком году ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека?а) 1946 г.; б) 1958 г.; в) 1948 г.9. Международный военный трибунал – это:а) Международный суд, организованный с целью наказания главных военных преступников Второй мировой войны;б) Международный суд ООН;в) Международный центр научной и технической информации.10. Применение запрещенных международными соглашениями средств и методов ведения войны есть:а) военные реформы;б) военные поселения;в) военные преступления. ​Сергей ГЛАЗУНОВ, учитель истории и обществознания, Муром, Владимирская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту