search
main
0

Коэффициент набухания Вкладчики из Подмосковья клюнули на авторитет директора школы. И обманулись

Сколько уже отгремело на нашей памяти скандалов, подобных “МММ”! Однако дело о мошенничестве, которое ждет рассмотрения в суде подмосковного Королева, в их длинном перечне стоит особняком. Эта финансовая пирамида лишила сбережений 151 человека. В сравнении с числом жертв тех же “МММ”, “Чары” или “Хопер-инвеста” покажется негусто. Но все дело в том, что базой пирамиды стала одна из лучших школ города, основателями – отец одной из учениц и директор (ныне отстраненная от этой должности до решения суда), жертвами – учителя и родители.

Все мы помним, как плохо в 1997-м обстояли дела с финансированием образования (да и нынче не намного лучше). Вот и эта школа не была исключением и пребывала в затяжном полете в финансовую пропасть. Тут-то все и началось: отчаявшись изыскать хоть какие-нибудь средства не то что на развитие – на нормальное функционирование, тогдашний директор Людмила К. бросила родителям клич: спасите, кто может. Спаситель нашелся скоро – отец одной из школьниц Сергей О., назвавшийся академиком (позже в ходе следствия выяснилось, что ни по одной из расплодившихся в наше время академий он даже в член-корах не значится).
Предложенный им рецепт сулил золотые горы и школе, и учителям. По его словам, выходило, будто есть некий российско-американский благотворительный фонд (с юридическим адресом на северо-восточной окраине Москвы), который готов финансировать школу в рамках гранта на игру в “элотациологию” (что значит это слово, я так и не нашел ни в одном словаре. – С.З.). Вот только денег он даст пропорционально сумме, которая наберется на школьном расчетном счету, а приток средств должны обеспечить за счет личных сбережений педагоги и родители. Им эти деньги вернутся – и с немалым, дескать, процентом.
Был еще один способ заманивания. За любую сверхурочную нагрузку учителям в рамках “игры” стали начислять некие баллы, именуемые филингами (еще один неологизм. – С.З.). Вывел детей на субботник – получи на счет, к примеру, филингов 10, свозил в театр – еще десяточку, заменил заболевшего коллегу – полтинничек. В конце учебного года каждый мог получить по доллару за заработанный филинг, но при условии, что положил на школьный счет хоть какую-нибудь сумму. Да еще на эту сумму проценты капали: хочешь – снимай раз в месяц, хочешь – держи на счете, ведь тут, как в банке: чем больше сумма, тем процент ощутимее.
Начисляли филинги и ученикам: за хорошие отметки, за общественную работу. Формула та же: вложили родители средства в школу, получай вместе с оценками за год некоторую сумму в условных единицах. Нет – довольствуйся тем, что некие филинги и за тобой значатся.
К тому времени уже отгремел не один “пирамидальный” скандал, и учителя задались вопросом: “А это не пирамида?” “Ну что вы, – дружно заверяли К. и О. – У нас же есть гарантии фонда”. Для самых сомневающихся О. заготовил еще одну версию: деньги в программы этого самого фонда будто бы вкладывают эстрадные звезды и бизнесмены, чтобы тем самым уменьшить для себя налоговое бремя. Впрочем, обычно этот “академик-благотворитель” предпочитал путаные наукообразные воззвания, которые раздавали педагогам в виде листовок. Прочитав одну такую – о неком “коэффициенте набухания”, который, судя по всему, должен был гарантировать, что учительские и родительские деньги вернутся вкладчикам с солидным процентом, я, откровенно говоря, понял, что… ничего не понял. Даже массу специализированных словарей перерыл, но улов оказался небогатым. И ни один учитель не смог пояснить, что означают эти словеса. Отмахивались от них и оперативники, ведущие дело. Так и говорили потерпевшим: “Не морочьте нам голову. Главное – вы деньги потеряли”.
А вот цитата из правил пресловутой игры: “Любой человек имеет возможность доказать свою индивидуальность, войти в Совет метаэкспертов-элотациологов, что позволяет занять определенное место в Высшей Духовной Иерархии (получить титул Рыцаря и/или Князя). Грядет время, когда неизвестные миру самоотверженные альтруисты получат высокие, причитающиеся им от Бога, почести и уважение за безмерный и героический подвиг души, отданный без остатка за счастье и справедливость”. Реакция любого нормального человека может быть одна: если такое словоблудие преподносят как гарантию, что ты не потеряешь свои деньги, беги, пока кошелек цел. Но тут был особый случай: решающим аргументом стал авторитет директора. “Я во всем разобралась, все документы утверждены на самом высоком уровне, верьте мне”, – убеждала Людмила К. подчиненных. И ведь убедила! Деньги в школу понесли. Сначала педагоги, потом и родители.
– Нас много раз собирали, толком суть эксперимента никто не понял, но мы решили попробовать, потому что верили своему директору, – вспоминает учительница Ольга Ф.
Бывшая учительница изобразительного искусства Елена П. даже заняла у отца сбережения, отложенные на платную операцию. Все равно этих средств на нее не хватит, решили в семье, а с процентами будет в самый раз. Решение обернулось вопиющими последствиями: потеряв последние деньги и шансы на выздоровление, мужчина умер. Незадолго до смерти он, еле стоявший на ногах, пришел в школу в тщетной надежде вернуть деньги. К. лишь отмахнулась от него. Когда в январе 1998-го самой Елене П. стало плохо и коллегам пришлось вызвать скорую помощь, директор опять же отмахнулась: “Это разыграно”. Одной из вкладчиц, которая с ребенком на руках осталась без работы, К. вместо вложенных той в свое время денег дала совет продать квартиру, чтобы рассчитаться с долгами (дабы поучаствовать в “игре”, женщине пришлось одолжить изрядную сумму).
“Когда расчетный счет школы с нулевым балансом был арестован и в “эксперименте” стали разбираться следователи, мы думали, что наш директор такая же жертва, как и мы, – твердят педагоги чуть ли не в один голос. – И для нас удивительно, что теперь мы по разные стороны баррикад. Впрочем, у нас ведь город маленький – все на виду. А за время “игры” директор и свои жилищные условия улучшила, и дочери квартиру купила, и машиной обзавелась. Может быть, конечно, совпадение, но уж больно подозрительное. И ведь нашла, на ком наживаться, – на своих же коллегах. Ей ли о нашей нищете не знать”.
К. в свою очередь настаивает, что никакая это была не пирамида и возмущенные педагоги в корне не правы. А недавно и вовсе вознамерилась подать в суд на городской отдел образования: дескать, от должности отстранена незаконно, вот пусть ей теперь оплатят вынужденный прогул за четыре года.
– К. под влиянием основателя пирамиды была как зомби, – говорит учитель истории Ирина Г. – Что ни спросишь по “игре”, глаза в пол и твердит, как попугай: “Программа работает, программа работает”. Так и “работала”, пока в школу не нагрянул местный ОБЭП.
А школьной финансовой пирамидой (у следственной группы нет сомнений, что это именно пирамида) стражи порядка заинтересовались еще в 1997 г. – вскоре после ее возникновения. С тех пор учителя и ждут, когда суд наконец даст правовую оценку действиям К. и О.
Надо сказать, после долгих препирательств О. со всеми вкладчиками как будто рассчитался. Сколько они внесли, столько им и вернул – с поправкой на деноминацию (тысячу рублей за каждый внесенный в пирамиду миллион), но без поправки на августовский дефолт 1998-го. Этому, правда, предшествовала целая эпопея. Например, еще весной он разослал всем вкладчикам письма, обильно начиненные оборотами “я принял на себя обязательства…”, “вы приняли на себя обязательства…”. Как обычно, из текста становилось понятно, что ничего не понятно, кроме “да вы мне за то, что я все это время хранил ваши деньги, еще больше задолжали, чем я вам”. Но дело даже не в том, что по справедливости следовало бы выплатить если не обещанные проценты, то хотя бы компенсацию за то, что деньги пять лет находились в обороте. Но учителям сегодня гораздо важнее нравственная оценка действий обманувших их людей. И если с отцом – основателем пирамиды Сергеем О. им все ясно: мошенник он и есть мошенник, то с бывшим директором сложнее. Одни Людмилу К. однозначно осуждают: своих же коллег надула. Других грызут сомнения, что же все-таки заставило директрису пойти на противостояние с коллективом: нагретые на пирамиде руки или боязнь признать свою ошибку?
“Если она такая же пострадавшая, как мы, что ей мешало прямо признать: да, нас всех обманули, давайте добиваться справедливости вместе? Кто бы из нас в нее камень бросил?” – недоумевает бывшая завуч Фаина С.
А ведь дело не только в том, что пострадали конкретные учителя и родители. Пострадала школа: и потому, что осталась без директора (обязанности отстраненной Людмилы К. и поныне поочередно исполняют завучи), и потому, что доверие горожан к одному из лучших образовательных учреждений города безнадежно подорвано. Раньше от учеников отбоя не было, а теперь… Но еще хуже другое. Почву для пирамиды создала благая цель привлечь в школу деньги. С этой же целью многие российские учебные заведения создают попечительские советы, подают заявки на гранты, участвуют в тех или иных коммерческих проектах – о таком позитивном опыте “УГ” рассказывала не раз. Но кто теперь сможет убедить пострадавших учителей злосчастной подмосковной школы, что за всеми этими новациями необязательно стоит очередной подобный “МММ”, “Чаре” или “Тибету” лохотрон?

Степан ЗРАДНИЧЕНКО
Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте