Как воспитать творческого, активного, социально востребованного, а самое главное, счастливого человека? Этот вопрос задает себе каждый педагог и отвечает на него по-разному на каждом этапе своей профессиональной деятельности, преломляя образовательный процесс через собственную индивидуальность и накопленный социокультурный опыт.
В нашем динамичном, подчас противоречивом, информационно перегруженном мире воспитать гармоничную личность, нравственно и физически здоровую, непросто. Именно в дошкольном возрасте важно наполнить детскую душу любовью к родной культуре и литературе в том числе. Хотелось бы, чтобы лучшие детские книги, прочитанные взрослыми, рассказали нашим доверчивым детям о добре и зле, подлости и благородстве, храбрости и предательстве, любви и ненависти с позиции мудрости, накопленной нашим народом.Творческий проект «Книжкин дом» направлен на поддержку детской индивидуальности и инициативы за счет моделирования образовательной среды. Образовательный процесс с нашими воспитанниками выходит за рамки образовательного учреждения, он расширяется и обогащается благодаря равноправному, партнерскому сотрудничеству с библиотекой.Технологическая основа проекта такова: определение темы, организация события, рефлексия в группе, творческая деятельность. На каждом этапе реализации проекта особое внимание мы уделяем активизации детской инициативы, начиная с определения темы и заканчивая творческим продуктом.Поход в библиотеку – это не только посещение детьми разнообразных мероприятий (литературно-тематических программ, выставок, встреч с детскими поэтами и писателями), но и целое событие, питающее душу ребенка разнообразными впечатлениями, создающее основу для последующей творческой активности. На первичном этапе отображения впечатлений (этапе зарождения замысла) педагог создает условия для определения самими детьми, каким видом творческой деятельности они хотят заняться, что для этого понадобится, и разработки плана деятельности. Дальше следует процесс непосредственного творчества, этап яркого выражения своего «я», где педагог обращает внимание на непохожесть работ, поощряя индивидуальный подход.Особое внимание мы уделяем разнообразию детской продуктивной деятельности, чтобы каждый ребенок попробовал себя в разных ее видах и в каком-то деле выразил себя максимально успешно, получив тем самым неоценимый дар уверенности в себе, открытости миру, способствующий позитивной социализации ребенка.Особое внимание мы уделяем новым формам работы по приобщению детей к чтению. Уже во второй раз мы принимаем участие во флешмобе, который приурочен к Международному дню чтения. Суть этой акции такова: в один и тот же день и час в разных странах мира взрослые читают детям вслух одну и ту же книгу. Многим детям и взрослым важно осознавать, что они часть целого, хотя и живут в разных точках земного шара. Все они включены в единое читательское поле. В этот момент происходит магия совместного чтения и общения по поводу книги. В этом году по инициативе детского издательства «Розовый жираф» это была книга Людвига Бемельманса «Мадлен в Лондоне». Мы вместе с детьми были очарованы этой веселой и вместе с тем поучительной историей. Дети с удовольствием делились впечатлениями и выполняли различные задания по книге. Получился настоящий праздник чтения, который вдохновил нас на идею проведения своего собственного флешмоба школы №842 для детей трех дошкольных отделений и учеников начальной школы, посвященного творчеству А.С.Пушкина. Мероприятие мы проведем в сентябре 2014 года.Еще одна новая форма работы по формированию культурной практики чтения успешно себя зарекомендовала. Это проведение презентаций новых книг самими детьми. На родительском собрании была выдвинута инициатива: один раз в год родители вместе с ребенком покупают новую книгу или снимают с полки семейной библиотеки, читают ее дома, затем ребенок не просто приносит книгу в группу, а представляет ее таким образом, чтобы как можно больше детей захотели ее прочитать вместе со своими родителями. Два раза в месяц мы знакомимся с книжными новинками. Эти события в нашей группе стали доброй традицией, приобщающей детей к ценности чтения. Естественно, мы помогаем тем родителям, которые затрудняются в выборе, используя рекомендации специалистов по детскому чтению из нашей библиотеки.Свой проект мы назвали «Книжкин дом», желая подчеркнуть, что библиотека – это не пункт выдачи книг, а дом культуры, в который хочется возвращаться снова и снова! Библиотека – это эпицентр культурной жизни города, клуб обогащающего душу и сердце досуга и отдыха. Библиотека – это дом книги.Сотрудничество с библиотекой дает неограниченные возможности для поддержки индивидуальности и инициативы детей.Оксана ПАНФИЛОВА, школа №842
Комментарии