search
Топ 10

Ключ к успеху – социальное партнерство. Пример «безопасного» сотрудничества показывает Марий Эл

Об актуальности и злободневности темы говорить излишне. Массовые проверки, проведенные в 2007 году в учреждениях профессионального образования, еще раз подтвердили, что профсоюзные органы не зря обеспокоены положением дел с охраной труда, низким качеством выполнения норм, правил и требований техники безопасности как должностными лицами, так и работниками.

Что показали исследования

Образование – отрасль, в которой в мирное время продолжают гибнуть люди, и ответственность за эти случаи зачастую лежит на нас с вами, уважаемые коллеги, так как государственно-общественный контроль в каждом учреждении – наша совместная забота и ответственность.

Если говорить о наших подходах, то в республике создана государственно-общественная система взаимодействия всех заинтересованных сторон в решении социальных вопросов, в том числе в вопросах безопасности труда, учебы и здоровья. В 2004 году Центральным комитетом профсоюза совместно с Министерством образования и МЧС России практика нашей работы по созданию системы профсоюзного контроля за соблюдением законодательства по охране труда была изучена и рекомендована к распространению. Но жизнь не стоит на месте. Сегодня приходится искать новые подходы и оперативно решать ежедневно возникающие проблемы.

Готовясь к сегодняшней встрече, мы провели значительную организационную работу. Совместно с Государственным комитетом по профессиональному образованию проанализирована система взаимодействия во всех вузах, ссузах, ПТУ по организации административно-общественного контроля. Итоги работы комиссий подведены на совместных заседаниях ректоратов и профкомов, Совета ректоров и президиума рескома профсоюза, подготовлены предложения по устранению нарушений.

Мы договорились, что в первую очередь будут аттестованы все рабочие места с вредными и опасными условиями труда, и программа, составленная по годам, реализуется. Ректораты активно используют на эти цели возвратные средства государственного социального страхования в размере 20%.

В рамках подготовки к совместным заседаниям коллегиальных органов мы проводим социологические исследования. Так, последние исследования мы провели в марте 2008 года, изучая практику взаимодействия по вышеназванному вопросу. Опрошено более 30% всего профессорско-преподавательского состава. Анализ ответов позволяет сделать ряд выводов.

По мнению респондентов, в последние годы в Марийском государственном техническом университете созданы достаточно благоприятные условия организации и охраны труда. Это результат кропотливой совместной работы ректората во главе с ректором Евгением Романовым и профсоюзного комитета под руководством Юрия Малькова. Укрепление и модернизация материальной базы, ежегодный внутривузовский конкурс состояния охраны труда и культуры производства в разрезе кафедр, структурных подразделений, оперативное устранение выявленных недостатков, система обучения и стимулирования – вот слагаемые успешной работы этого коллектива. Аналогичная система взаимодействия сложилась в Марийском государственном университете, Оршанском педагогическом колледже.

Вместе с тем преподаватели хотели бы иметь дополнительную социальную поддержку работодателя и учредителя в вопросах оздоровления, отдыха, социального, медицинского, пенсионного страхования. Необходимость такой поддержки объективно подтверждается показателями состояния здоровья наших работников по итогам диспансеризации, проведенной в рамках национального проекта «Здоровье».

Профсоюз поддерживает предложения преподавателей и считает необходимой разработку в отрасли дополнительных федеральных социальных программ. Это, по нашему мнению, будет способствовать повышению мотивации качественного труда.

Аттестация без денег – работа для галочки

Организация наша небольшая, и только метод социального диалога, взаимного поиска решений на всех уровнях дает свои результаты. Совместно с председателем республиканского профобъединения Ольгой Цветковой мы определяем наиболее острые вопросы в защите социально-трудовых интересов работников, инициируем их изучение и выработку предложений на заседании республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На комиссии ежегодно рассматриваются социальные аспекты консолидированного бюджета, ход реализации приоритетных национальных проектов, меры, предпринимаемые по выплате отпускных, вопросы безопасности труда и здоровья, оздоровления работников, их детей, студентов и другие.

Последнее заседание, которое состоялось 21 мая 2008 года, было посвящено финансированию мероприятий по охране труда в организациях бюджетной сферы республики. То, что эта проблема остро стоит не только в Марий Эл, знают все, так как в бюджетах всех уровней целевые средства на безопасный труд не планируются.

Особенно актуальна она стала в связи с выходом приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года №569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Без системного целевого финансирования, в том числе учредителем, руководители учреждений профессионального образования не смогут обеспечить повсеместное проведение аттестации рабочих мест с последующей их сертификацией.

В рамках подготовки к заседанию трехсторонней комиссии прошло расширенное заседание президиума профобъединения с участием специалистов Фонда социального страхования, Министерства социальной защиты населения и труда, Государственной инспекции труда, МЧС, отраслевых министерств, проанализировано положение дел, подготовлены предложения.

Мы обсудили эту проблему и на трехсторонней отраслевой комиссии с участием специалистов Министерства образования и представителей объединения работодателей.

Прежде всего, на наш взгляд, необходимо в разрезе каждого образовательного учреждения, а затем в целом по уровням бюджетов просчитать реальную потребность в финансовых ресурсах на проведение аттестации. Этим мы сейчас и занимаемся.

Все понимают, что это колоссальные средства. Только по техническому университету, например, потребность составляет более 2 миллионов рублей. Но решать проблему только за счет предприимчивости ректорского корпуса без целевого финансирования учредителем дальше нельзя.

Нужна политическая воля Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства, направленная на сохранение жизни и здоровья людей, а значит, и целевое финансирование. Необходимо принимать федеральную целевую программу «Безопасный труд» с разбивкой мероприятий по годам и с проведением тендеров среди организаций, имеющих лицензию на проведение таких работ.

Президиум ЦК профсоюза и наша комиссия изучали проблему удешевления процедуры аттестации. Вы, вероятно, читали в газете «Мой профсоюз» об опыте Белгородской, Тульской и Тамбовской областей. В этих территориях за счет здоровой конкуренции стоимость аттестации одного рабочего места с 1200 рублей снизилась до 450-500 рублей. Мы считаем, что только такой путь позволит всем учреждениям образования, в первую очередь федеральным, не для галочки, а реально, в соответствии с законодательными нормами, провести аттестацию.

От проверок до смотров

Какие методы в решении вопросов безопасности труда и здоровья мы используем у себя в республике?

1. Социальный диалог со всеми заинтересованными структурами.

2. Правовое обеспечение гарантий работников на безопасные условия труда.

Действующая система социального партнерства включает:

– республиканское трехстороннее Соглашение по регулированию социально-трудовых отношений;

– республиканское отраслевое трехстороннее соглашение;

– территориальные соглашения (17);

– коллективные договоры (заключены в 98% учреждений образования, в том числе в четырех вузах);

– соглашения по охране труда, акты об их выполнении;

– правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции в учреждениях образования.

3. Участие выборных органов профсоюза в создании безопасности условий труда. С этой целью в республике действуют:

– техническая инспекция труда республиканской организации профсоюза (29 внештатных инспекторов);

– институт уполномоченных по охране труда профсоюзных комитетов (621 человек);

– постоянная комиссия рескома профсоюза (7 человек);

– совместные комитеты (комиссии) по охране труда в вузах и других учреждениях образования (543).

Представители профсоюза участвуют в приемке объектов образования к новому учебному году.

4. Контроль за соблюдением требований трудового законодательства в учреждениях образования:

– изучение вопросов на совместных заседаниях президиума рескома, Совета ректоров, профкомов;

– ежеквартальные республиканские тематические рейды-проверки.

5. Обучение профсоюзного актива, руководителей структурных подразделений (семинары, «круглые столы», презентации, деловые игры, социальные проекты).

6. Информационно-методическое обеспечение:

– выпуск информационных бюллетеней и сборников;

– использование возможностей профсоюзных сайтов;

– профсоюзные стенды и уголки по охране труда в образовательных учреждениях;

– правовое просвещение членов профсоюза (правовые кружки), в том числе по вопросам безопасности труда и охраны здоровья.

7. Республиканские смотры-конкурсы:

– смотр готовности учреждений профессионального образования к работе в зимних условиях (проводится совместно с МЧС, Госкомитетом по профессиональному образованию);

– «Лучший уполномоченный профкома по охране труда»;

– «Лучший внештатный технический инспектор республиканской организации профсоюза»;

– внутривузовские смотры.

8. Спортивно-оздоровительные мероприятия:

– дни здоровья;

– спартакиады;

– ежегодный межрегиональный турслет работников образования Марий Эл, Татарстана и Чувашии;

– семейные праздники;

– оздоровительные смены для родителей с детьми на базе детского центра профсоюза, спортивно-оздоровительных лагерей вузов;

– организация групп здоровья и т.д.

Где же первые лица?

Мы должны добиваться, чтобы подходы к вопросам безопасности труда и учебы, сохранения и укрепления здоровья работников отрасли и студентов не были формальными.

Сегодня мы собрались по этой проблеме впервые за последние 10 лет, готовились, целый год анализировали ситуацию на местах, но отсутствие первых лиц лично меня очень огорчает.

Огорчает и формальное представительство Федерального агентства по образованию, руководителей региональных советов ректоров, директоров ссузов.

Мы начинаем привыкать, что с проблемами школ, дошкольных учреждений, профтехучилищ нас отправляют на места. И мы сами в каждом регионе изобретаем местные подходы для решения непростых государственных задач. Приехав в федеральный центр, хотелось все-таки услышать о том, как видит перспективы решения острых социальных проблем отраслевое министерство. Но, увы… По представленной аудитории складывается впечатление, что вопросы безопасности труда, учебы, здоровья работников и студентов волнуют только профсоюз.

В рекомендациях сегодняшней встречи мы должны предложить Министерству образования и науки, Федеральному агентству создать систему отраслевого контроля с ежегодным проведением подробного анализа состояния безопасности труда, в том числе причин гибели и увечья людей, на совместном заседании коллегии министерства и президиума ЦК Профсоюза.

На мой взгляд, по итогам сегодняшнего обсуждения коллегиальные органы должны принять совместное решение, внеся конкретные обязательства в федеральное отраслевое соглашение.

Необходимо разработать и внедрить систему управления охраной труда как в отрасли, так и в каждом учреждении образования.

Требуют кадрового и финансового укрепления службы охраны труда Федерального агентства, вузов, которые в соответствии со статьей 217 ТК должны подчиняться непосредственно руководителю.

Необходимо в минимально сжатые сроки (до рассмотрения бюджета на 2009 год) предложить руководителям вузов и ссузов провести расчеты реальной потребности в финансовых ресурсах на проведение аттестации и сертификации рабочих мест в соответствии с приказом Минздравсоцразвития. На их основе мы сможем подготовить в Правительство РФ аналитическую записку по проблемам безопасности, здоровья работников и студентов. Наша задача – добиваться планирования в бюджетах всех уровней расходов на проведение аттестации и сертификации рабочих мест в учреждениях образования.

Считаю, мы должны инициировать разработку целевой национальной программы «Кадры системы образования» со специальным разделом «Безопасный труд».

Необходимо добиваться выделения средств на санаторное и профилактическое лечение работников федеральных учреждений образования за счет средств социального страхования.

Требования должны быть разумными

И последнее. Я часто задаю себе вопрос: почему проблемы работников отрасли, от которых все требуют качественного труда, в том числе и те, которые мы сегодня обсуждаем, не являются проблемами Министерства образования и науки РФ?

В Минздравсоцразвития, Минкультуры создана система внутриведомственного контроля за охраной труда и здоровья, давно утверждены отраслевые типовые инструкции по охране труда, Правила и Порядок расследования несчастных случаев. А у нас почему не так? У кого спросить?

Кто защитит учреждения образования и их руководителей от бесконечных проверок и штрафов различных надзорных служб, требования которых меняются несколько раз в год? И где взять средства, чтобы выполнить все эти предписания?

А требования порой доходят до абсурда. То лестница, построенная вместе с учебным заведением в прошлом веке, на 5 сантиметров короче, чем прописано в правилах, придуманных только вчера, то линолеум не той марки, и его нужно срочно заменить, а стоимость одного квадратного метра доходит до 1,5 тысяч рублей. И эти примеры можно приводить бесконечно.

Мы не против требований, но они должны быть разумными, системными и выдвигаться в период лицензирования учреждений, а не ежемесячно, как это зачастую происходит сегодня. И если это государственные требования, то учредитель должен выделять под них финансовые ресурсы.

Считаю, что министерство должно проанализировать, кто и как часто проверяет учебные заведения, какой документооборот идет сверху вниз и где те кадры, которые в состоянии его переработать. Мы вместе должны отстаивать интересы отрасли, в том числе руководителей образовательных учреждений, за плечами которых тысячные коллективы, и оградить их от несвойственных функций.

Безопасность труда и здоровья – проблема комплексная. Она затрагивает интересы и права каждого члена трудового коллектива. Поэтому только каждодневная работа позволит добиться нужных результатов.

Охрана труда и вопросы безопасности так долго были оттеснены на задворки государственной политики в сфере образования, что учебным заведениям не под силу решить накопившиеся за последние годы проблемы. Только совместные усилия власти, профсоюза и работодателей позволят исправить ситуацию. Об этом говорили ректоры и руководители вузовских профкомов, собравшиеся в конце мая на Всероссийское совещание по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в учреждениях профессионального образования.

Как мы сообщали в 24-м номере «МП», особый интерес участников встречи вызвал опыт коллег из Марий Эл, который представила руководитель республиканского Комитета профсоюза, председатель Комиссии по охране труда и здоровья ЦК Людмила ПУРТОВА. По словам Людмилы Васильевны, в регионе для поиска решений на всех уровнях применяется метод социального диалога, который дает положительные результаты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту