Логопед Юлия ПОЛЯКОВА знает, как заинтересовать ребенка и чем может помочь специалист взрослому.
В детстве Юлия Олеговна хотела быть ветеринаром, врачом, учителем. А в итоге выбрала профессию, связанную с учительством, помощью детям и смежную с медициной, – логопед. Юлия Олеговна так говорит о своей работе:
– Самое интересное – это сами занятия. Можно снова почувствовать себя ребенком, поиграть в игры, важно быть с ребенком на одной волне.
Логопед нужен не всем детям.
– Есть дети нормотипичные, но в дошкольном возрасте достаточно большой процент детей, у которых нарушено звукопроизношение. Помимо звукопроизношения у детей может быть нарушена связная речь, могут наблюдаться низкий словарный запас, трудности в словоизменении и словообразовании, заикание. Соответственно, по всем этим (и многим другим) критериям речи и оценивается ребенок, – рассказывает логопед.
Юлия Олеговна объясняет, почему некоторым детям сложно выговаривать звуки в словах и с чем это связано:
– Может быть, например, нарушение иннервации языка, то есть сигнал плохо проходит по нервам к мышце языка. Я бы сказала, сейчас это основная причина, и самая распространенная.
Чтобы заинтересовать ребенка на занятии, используются различные игры, пособия, картинки.
– Детям нравятся упражнения «Фокус» – сдуваем ватку с носа, «Найди, чего не стало», где мы запоминаем картинки и одну забираем, а ребенок должен угадать, какую картинку забрали. Много разных упражнений – двигательные, с мячом, прыжки по кочкам, можно много чего использовать, чтобы было весело. Самое сложное в работе, если мы говорим о коррекции звукопроизношения, – это постановка звука «р». Долго ли нужно заниматься с логопедом? Бывают и такие случаи, когда у ребенка пропадали нарушения речи за неделю занятий, главное – мотивация родителей и ребенка. Если звук поставлен, родители должны каждый раз поправлять ребенка, когда он неправильно говорит. Чаще всего у ребенка нарушено не только звукопроизношение, поэтому работа может затянуться на год и больше, – объясняет Юлия Олеговна.
А как бороться с заиканием?
– Это отдельное направление, с которым все-таки занимаются логопеды в специальных центрах в группах. Отрабатывают умения правильно выстраивать свое дыхание, держать себя на публике, то есть это все отрабатывается в конкретных ситуациях с выходом на улицы, это сложный процесс на самом деле, – поясняет специалист.
Логопед советует детям и подросткам, у которых есть дефект речи и он их смущает:
– Конечно же, обратиться к логопеду, работать над постановкой звуков. Редко бывает и такое, что не получается поставить какие-то звуки. Если есть какие-то особенности строения артикуляционного аппарата, то тут уже ничего не сделать, нужно просто постараться сделать звук наиболее похожим на нормативный. Не нужно терять веру в себя, нет предела совершенству, когда мы говорим о красивой и грамотной речи.
Ольга ПРИЛИПУХОВА, пресс-центр «Царицыно» школы №1466 имени Надежды Рушевой
Комментарии