search
Топ 10

Клуб классных руководителей

Размышления о главном на берегах Волги

Деятельность Московского городского Дома учителя связана с самым широким профессиональным сообществом. В наших проектах участвуют и молодые учителя, у которых только начинается период профессионального становления, и те, кто уже носит почетное звание ветерана педагогического труда. Надеемся, что все они воспринимают МГДУ как часть своего дома.

Оправдывая название нашего учреждения, мы постарались помочь нашим учителям провести это лето с пользой и радостью.

Разумеется, важную позицию в наших планах занимает работа с молодыми учителями. Сегодня у учителей много трудностей, а у молодых особенно.

Педагогическая профессия предъявляет много требований к человеку, поэтому работа учителя сочетает в себе множество ролей. Учитель – это и просветитель, и воспитатель, и организатор, и контролер, и друг, и опекун, и психотерапевт… Всего и не перечислишь. Профессию учителя называют профессией помогающего. Сегодня главный козырь молодого учителя не возрастной авторитет и даже не грозное выражение лица, а гигабайты знаний, которые скопились в голове за годы обучения. Каждому учителю в наше время необходимы колоссальные внутренние ресурсы.

Дом учителя старается помогать молодым учителям сформировать и развить эти ресурсы. Именно с этой целью МГДУ в этом учебном году открыл несколько гуманитарно-просветительских проектов для поддержания профессионального роста талантливых педагогов.

Открывая проект «Клуб классных руководителей», мы провели анализ на основе анкетного опроса о том, как и чем сегодня живет молодой учитель, чтобы правильно выстроить систему мероприятий для поддержки учителей. Прежде всего нас интересовало главное: как воспринимают учителя своих воспитанников?

– Как учитель заряжает детей, так и дети заряжают учителя, – считает учитель начальных классов школы №2114 Анастасия Андреевна Федоренко. – Мне нравится слышать детский смех, видеть своих учеников счастливыми, в такие моменты мне становится тепло на душе. Я за живое общение с детьми, но при этом всегда помню, что я учитель и определенную дистанцию должна соблюсти.

Елена Владимировна Лебедева, заместитель директора Инженерно-технической школы имени П.Р.Поповича, учитель русского языка, отмечает:
– Общение с детьми – это общение с нашим будущим. Всегда интересно наблюдать за его становлением и развитием, осознавать, что те старание и усердие, которые ты вкладываешь в развитие ученика, обязательно отразятся в его душе и, пройдя сквозь года, воплотятся уже в его собственных профессиональных успехах.

– Меня интересует живое общение с детьми, – рассуждает учитель школы №814 Яна Алексеевна Алатырева. – Общение с ними заставляет постоянно совершенствоваться в самых разных направлениях, чтобы в их восприятии оставаться человеком знающим, образованным и современным. Дети постоянно развиваются…

Евгения Николаевна Васильева, педагог-психолог, преподаватель психологии финансового колледжа №35, говорит:
– Для меня общение с обучающимися очень ценно, ведь не только я их учу предмету, но и они меня очень многому учат и даже стимулируют развиваться в определенных направлениях. Без живого человеческого контакта и интереса к личности педагога обучение не может быть успешным. Есть даже статистика, которая подтверждает это.

Из таких бесед мы сделали вывод, что в наших школах много педагогов, любящих и понимающих смысл своей профессии, а Дому учителя есть что предложить учителям в плане обеспечения атмосферы профессионального комфорта, создания условий для развития общекультурных компетенций и поддержания психологической безопасности.

Поездка к верховью Волги была запланирована на конец учебного года. Мы сознательно выбрали этот маршрут. Сегодня многие люди легче ориентируются на привлекательных маршрутах Европы и Средиземноморья, чем в русской провинции… А учителю эти места необходимо не просто знать, но и любить. Почему? Когда-то на этот вопрос ответил Евгений Евтушенко. Воспользуемся авторитетным и доступным мнением:

Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена,
и Ангара, и Енисей.
Люблю ее всю в пятнах света,
всю в окаймленье ивняка…
Но Волга для России – это
гораздо больше, чем река.

Последние годы все настойчивее мы вынуждены обращаться к идее патриотизма. Но, чтобы воспитывать патриотизм в детях, учитель сам должен аккумулировать это чувство в своем отношении к стране. Знакомство с местами, где берет свое начало Волга, – это возможность сохранить историческую память как источник духовно-нравственных ценностей.

Колоссальное значение в работе каждого учителя имеют гуманитарные знания. Эрудиция учителя складывается из общих и специальных знаний. Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории) характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя. Мы все время говорим об учителе будущего. Но каким он должен быть? Сегодня учитель теряет монополию на знания из-за массового распространения возможностей доступа к знаниям всего мира посредством всевозможных гаджетов. Сами учителя это прекрасно понимают. При организации поездки в Волговерховье Дом учителя решал главную задачу – дать учителям возможность не только получить новые знания о нашей истории и культуре, но и что-то изменить в себе, в своем отношении к стране, в своих убеждениях… Кажется, у нас это получилось.

Многие участники проекта отметили невероятную духовную энергетику этих мест. Ведь здесь каждый километр как бы помечен свидетельством русской культуры или русской истории.

Учитель физкультуры школы №1552 Дмитрий Юрьевич Димов убежден:
– Невозможно было остаться равнодушным при посещении Нило-Столобенской пустыни. Я был поражен самой атмосферой этого места. Нилова пустынь была вторым посещаемым православными местом в мире после храма Гроба Господня в Иерусалиме. Здесь перебывало столько знаменитых людей… Теперь здесь стою я… Во все эпохи человеку необходимо было духовное уединение. И великому и простому учителю. Здесь человек начинает слышать себя… Душа восстанавливается.

Учитель школы №814 Яна Алексеевна Алатырева поделилась впечатлениями:
– Поездка на Волгу – это и отдых, и элемент повышения квалификации. Безусловно, общение с коллегами, новые знакомства, большой поток новой и интересной информации не могут остаться без внимания. Впитываешь как губка. Готова делиться новыми знаниями со своими учениками. Вот теперь я смогу им сказать: «Поезжайте в Торжок, сверните возле указателя «Прутня», и через 500‑600 м вы увидите маленькую церковь и найдете тот самый камень, который напомнит вам, как все, к чему прикасается гений Пушкина, приобретает таинственный, непостижимый смысл». Я всю жизнь не могла понять волшебства простейших пушкинских строчек «Я помню чудное мгновенье…». И вот поняла!

С таким ощущением для всех прошли эти два дня. Путешествие к нашим духовным корням и скрепам московских педагогов закончилось. А итог? Он в словах молодого педагога Анастасии Андреевны Федоренко:
– Я поняла, какая у нас необъятная страна.

Думается, что и все, кто побывал с Московским городским Домом учителя в Волговерховье, это поняли. И для нашей страны с любовью и терпением будут воспитывать и учить детей любить Родину. Это не громкая фраза. Это требование времени. А на камне, возле которого сфотографировались московские педагоги с выражением радости и оптимизма на лицах, высечена надпись: «Путник! Обрати взор свой на Волги исток! Здесь зарождаются чистота и величие земли Русской. Здесь истоки души народной. Храни их. Камень сей заложен 22 июня 1989 года живущим и будущим детям России».
Хочется думать, что и этот гуманитарно-просветительский проект Московского городского Дома учителя обоснованно востребован учителями.

Нина МИНЬКО, директор Московского городского Дома учителя

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту