search
Топ 10

«Клоун Айболит» и «Праздник в каждый дом». Благотворительные проекты педагогического колледжа №7 «Маросейка»

У педагогического колледжа №7 «Маросейка» есть свои традиции. Мы проводим шефские концерты, праздники (в том числе для социально незащищенных детей) силами студентов и преподавателей нашего дружного коллектива. А в последние шесть лет к ним прибавилась еще одна – благотворительные программы по организации отдыха и развлекательно-анимационной работы с детьми-инвалидами.

Первый проект, разработанный совместно с отделом организации культурно-досуговой деятельности Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, реализуется с 1999 г. Он называется «Праздник в каждый дом». Это проведение выездных театрализованных досуговых программ, в том числе и на дому у детей-инвалидов (находящихся на так называемом домашнем обучении). В последнее время очень часто говорят и пишут о детях-инвалидах. Но часто ли вы видите этих детей на улице, в театре, в парке на праздничных гуляньях? А если видите? Отводите глаза, нескромно рассматриваете, может быть, даже усмехаетесь? Мир большинства этих детей сузился до четырех стен комнаты, в которой есть и игрушки, и телевизор, и компьютер. Нет только самого главного – друзей, игры, радостного общения, праздника.

Мы приходим в гости к этим детям, для которых общение с внешним миром часто ограничено кругом семьи и приходящих 3-4 раза в неделю учителей. Мы – это веселые клоунессы Солнышко и Звездочка, ростовые куклы Филя, Хрюша, Степашка и Каркуша и «актеры» кукольного театра – студенты отделения художественного творчества нашего колледжа. В ходе программы дети получают возможность включиться в игры с различными персонажами, стать зрителями мини-спектакля и, конечно же, хотя бы частично восполнить дефицит общения (что для детей этой категории является одной из самых серьезных проблем). Представление для «надомного» показа уже на протяжении пяти лет носит одно и то же название (хотя сценарии, конечно, меняются). Оно называется «Подарок», и в конце игры каждый из ребят, к которым мы приезжаем, конечно, получает подарок, собранный из книжек, игрушек и сладостей. Часть подарков предоставляет Дворец детского и юношеского творчества, а часть собираем всем колледжем.

Участие в проекте – дело совершенно добровольное. Но мы каждый год в первую очередь приглашаем для участия в анимационной работе с детьми-инвалидами именно первокурсников. Ведь данную работу мы рассматриваем не просто как дань моде на благотворительность, а еще и как фактор развития профессиональной мотивации студентов колледжа, и как мощнейшее средство гражданского воспитания юношей и девушек. Первокурсник, увидевший глаза этих зрителей, восприняв недетские проблемы и боль, которыми живут ребята-инвалиды, уже совершенно по-иному понимает смысл и значимость своей будущей педагогической работы и, как правило, уже не уходит из профессии. Опыт показывает, что студенты, однажды принявшие участие в выездной акции, надежно остаются в команде проекта на все годы обучения в колледже, да и выпускники убедительно просят «не выключать» их из актива проекта. И еще замечено, что эти самые выпускники активнее и успешнее других устраиваются на работу по специальности, эффективнее овладевают личностно-ориентированными технологиями обучения.

За эти годы у нас появились постоянные адреса сотрудничества – школы надомного обучения №№ 334 и 370, в которых учатся как ребята-«надомники», так и дети, приходящие на занятия в школу. Поэтому разработаны сценарии двух типов: индивидуальные и групповые анимационно-досуговые программы. Обычно один «выезд» продолжается 2-3 дня. За один день команда аниматоров (в нее входит 8-10 человек) успевает побывать в гостях у четырех-пяти ребятишек, а продолжительность программы праздника рассчитана примерно на один час. На каждый день разрабатывается наиболее «короткий маршрут» переезда (микроавтобус нам любезно предоставляет Дворец творчества). Иногда Солнышко и Звездочка со своими друзьями-куклами сначала приезжают в школу, проводят игровую программу для «ходячих» детей, а потом уже везут праздник в каждый дом по нескольким адресам «надомников», живущих относительно недалеко от помещения школы.

Каждый выезд для наших студентов – сродни турпоходу. И не только потому, что нужно собрать большое количество костюмов, реквизита, игрового оборудования и подарков. Студенты есть студенты: во время переезда поют, устраивают друг другу веселые розыгрыши, «ветераны» проекта рассказывают новичкам массу забавных историй из прежних поездок, а иногда даже развлекают пассажиров оказавшихся рядом машин (если вдруг попадаем в пробку, а в окошке остановившегося рядом троллейбуса – скучающие детские мордашки). Но каждый переезд – это еще и серьезный разговор на тему увиденного и пережитого. Нас всегда сопровождает представитель администрации школы. И в дороге мы говорим о каждом из ребят, к которым мы едем в гости. Закон один: как бы ни было больно, непривычно, страшно – ни за что не показывать своих чувств. Мы – клоуны, мы идем смешить и смеяться. Все эмоции и впечатления – завтра. В некоторых домах мы побывали уже по четыре-пять раз. Старшекурсники помнят этих детей по именам, радуются крохам положительных сдвигов и горюют видимому ухудшению в состоянии их здоровья. Некоторым детям-инвалидам (особенно старшим) не так важны спектакль и игры, как просто возможность общения с красивыми веселыми ребятами, пришедшими «из нормальной жизни». И для наших студентов это и школа, и экзамен на определенный уровень гражданской и человеческой зрелости.

В этом году к проекту «Праздник в каждый дом» прибавился еще один. Он называется «Клоун Айболит». Идея этого проекта уже давно витала в воздухе, а формальным толчком к его разработке и реализации стало участие команды студентов колледжа в конкурсе социальных проектов «Я – гражданин России!».

Рассматривая тему «Проблемы московских детей», мы выделили для себя проблему организации жизнедеятельности детей, по тем или иным причинам находящихся на длительном лечении в больницах. Мы понимали, что не в наших силах решить ее в глобальном масштабе: нам не удастся реализовать масштабную программу финансовой помощи этим детям или программы медицинского характера, или усыновления. Но мы поставили перед собой задачу хотя бы частично решить проблему организации досуга детей, находящихся на лечении в детских больницах, и содействия их эмоциональному развитию и скорейшему выздоровлению. Цель проекта – подарить больным детям радость, бодрость духа, чувство принадлежности к миру других людей, находящихся за пределами стен больничной палаты.

Актуальность выбранной студентами проблемы не вызывает сомнений. Ребенок, длительное время проводящий в четырех стенах больничной палаты, практически оторван от семьи, близких, полноценного общения с друзьями, от привычной среды и любимых развлечений. Кроме того, образ больничной жизни часто уводит ребенка от его самой естественной и психологически ведущей деятельности – игры. Дети теряют привычную для них общительность и живость, становятся замкнутыми и унылыми. А это уже не только психологическая, но и медицинская проблема. Особенно это касается детей-инвалидов. В Москве действует 31 детская больница, в которых, по нашим подсчетам, проходят лечение около 10 000 детей. В последние годы на фоне сокращения рождаемости отмечается увеличение количества детей-инвалидов. По неутешительным статистическим прогнозам количество детей-инвалидов к 2015 году вырастет в 2-3 раза.

А учеными доказано, что «смех лечит лучше пилюль». Есть даже специальный термин – гелотология (смехотерапия). Учеными и медиками доказано, что смех помогает при различных заболеваниях. Многие исследователи замечают обезболивающее действие положительных эмоций. В некоторых больницах используют методики, основанные на эмоциях и творчестве, например искусствотерапию. Радость, праздник и игра не только раскрепощают и сближают детей, но и способствуют выработке эндорфина – «гормона радости», за счет которого ускоряются процессы выздоровления. Во многих лечебных учреждениях уже реализуются аналогичные проекты, но их явно недостаточно, и мы решили, что наша группа в числе других похожих не будет лишней.

В странах Западной Европы уже в течение 20 лет «лечебные клоуны» являются составной частью оздоровительных программ крупных больниц. В Австрии на данном поприще трудятся около 40 человек. Во Франции собственным клоуном гордится чуть ли не каждая больница. Известный американский врач и клоун Пэч Адам уже много лет не только использует приемы анимации и театрализованной игры в своей собственной медицинской практике, но и является организатором международной группы клоунов. Эта группа путешествует по свету, даря детям радость, праздник и чудо скорейшего выздоровления. Побывала она и в нашей стране – в Бурятии и в Иркутске. И несмотря на то что клоуны говорили «по-иностранному», дети их понимали и смеялись! У Пэча Адама много единомышленников и учеников. Сейчас у нас появился шанс попасть в их число благодаря возникшему в процессе работы по проекту контакту с благотворительным фондом помощи детям «Здесь и сейчас». Достигнута предварительная договоренность о возможности приезда Пэча в колледж и проведения мастер-класса для студентов-аниматоров в период его намечающегося осеннего визита в Россию.

Суть проекта «Клоун Айболит» составляет проведение выездных театрализованных досуговых игровых программ в медицинских учреждениях длительного пребывания. В ходе проведения каждой такой программы дети получат возможность включиться в игры с различными персонажами (клоунами, героями сказок и т.д.), стать зрителями мини-театральных постановок (кукольного театра, эстрадного жанра), восполнить дефицит общения.

Мы планируем проведение разных досуговых программ для детей. Это массовые праздники – при наличии в больнице достаточно большого помещения. Могут быть новогодние елки, другие календарные праздники, досуговые вечера с элементами концертных программ. «Игротека в палате» – непродолжительные (на 30-40 минут) игровые программы для детей, находящихся в одной больничной палате. При этом в больницу может приехать сразу несколько «бригад» клоунов и клоунесс и попасть сразу в несколько палат. «Праздник для тебя» – программы индивидуального просмотра – для детей, находящихся в так называемых одиночных палатах, или для детей, испытывающих трудности в общении, по разным причинам не желающих вступать в контакты со сверстниками.

На сегодняшний день командой проекта уже сделаны следующие шаги по реализации идеи проекта. Собран достаточно большой коллектив единомышленников (можно сказать, что команда состоит из нескольких «мини-команд»). Появился реальный круг партнеров и адресов реализации проекта. В их числе: Российский детский фонд, с которым мы давно сотрудничаем в плане благотворительной деятельности. В этом году наши студенты приняли активное участие в акции фонда к Международному дню защиты детей «Московские театры – детям». Есть перспектива включения наших аниматоров в программу РДФ «Глухие дети», налаживания контактов с Детской республиканской больницей и Детским онкологическим центром, КСКЦ «Надежда» ВАО г. Москвы, осуществляющим разнообразную работу с детьми-инвалидами по месту жительства, на площадках которого мы планируем проведение игровых досуговых программ, школа №76 при Республиканской детской психоневрологической больнице №18, в актовом зале которой мы уже провели в апреле этого года красочную концертно-игровую программу для всех ребят больницы и их родителей.

У нас есть неплохой запас сценарного обеспечения: в процессе работы творческих анимационных коллективов колледжа создана целая серия сценариев различного типа: для проведения индивидуальных программ, массовых мероприятий, коллективных досуговых программ, работы с небольшими детскими коллективами. Эти сценарии легко приспособить к специфике работы в больнице с учетом конкретных заболеваний и диагнозов детей – зрителей и участников игровых программ.

Материально-техническое оснащение программы на настоящий момент может идти за счет имеющегося у нас в колледже небольшого запаса костюмов, игрового реквизита, оборудования для развлечений и игр. Большую часть игрового оборудования, которое будет нужно для специально создающихся «под конкретных детей» сценариев, мы можем изготовить и своими руками. Можем собрать какое-то количество денег на покупку реквизита (воздушных шариков, фломастеров, цветной бумаги и пр. мелочей), и игрушек, и книжек в подарок детям. Но, конечно, хотелось бы более серьезного оснащения – ярких долговечных костюмов, более яркого профессионального реквизита (для игр, фокусов и т.п.), музыкального оформления. Поэтому одна из очень важных задач программы действий по решению проблемы – поиск благотворителей, спонсоров, партнеров, готовых помочь нам не только в организационном смысле, но и материально.

На конкурсе «Я – гражданин России!» наш проект стал победителем в номинации «Милосердие». Но это не главное. Гораздо важнее для нас, что команда проекта стала поистине уникальной – в ней собрались студенты всех трех отделений и разных курсов, что бывает нечасто. Работа над проектом стала уроком сотрудничества студентов разных поколений: за время работы старшекурсники – студенты отделения художественного творчества Наташа Мартиросова, Лена Торопцова, Маша Маленкович, Оля Насирова, Алина Шустова, Валя Полковская, Марина Поз многому научились сами и теперь учат друг друга и «малышей» – первокурсников: адаптировать для детей с ограниченными возможностями аттракционы, подвижные игры и даже танцы; моделировать смешные фигурки из воздушных шариков, шить костюмы, сочинять загадки и забавные поздравления в стихах. И то, что опыт милосердия передается не только от преподавателей к студентам, но и от старших к младшим, кажется нам весьма значительным в практике гражданского воспитания будущих педагогов.

В следующем учебном году нас ждут новые друзья-зрители, новые адреса. А если у кого-то из наших коллег в других образовательных учреждениях есть похожие проекты, мы готовы к сотрудничеству!

Светлана ОБОЕВА, заместитель директора педагогического колледжа №7 «Маросейка»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту