search
main
0

Классный час Рода история, знак ремесла

Цели
1. Расширить знания о гербах как о символах; о науке геральдике.
2. Создать мотивацию на уважение семейных традиций.
3. Способствовать творческому развитию учеников.

Оборудование
1. Видеофильм “Крестоносец”.
2. Видеозаписи из семейных архивов учеников.
3. Фотогазеты.
4. Коллекции значков, календарей и др.
5. Музыкальное оформление – “Полонез” Ф. Шопена.
6. Семейные реликвии.
7. Костюмы Герольда, Геральдики, Девиза, Исследователя.
8. Творческие работы учащихся.

Краткое содержание
I. Вступительное слово ведущего:
– Уважаемые дамы и рыцари! Мы рады приветствовать вас на параде гербов. Что-нибудь знаете вы о гербах?
Да, о гербах! Понимаете – Герб!
Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб вашу славу и честь защитит.
Что-нибудь слышали вы о гербах?
Герб – это ваш великанский размах.
Львиные пасти и очи орла,
Рода история, знак ремесла.
Чтобы Отечества память цвела!
Перья над конскою мордой литой…
Герб – это эхо судьбы родовой!

II. Ученикам задается вопрос: “Что такое герб?”
Исследователь обобщает сказанное, давая определение герба по толковому словарю.

III. Слово ведущего:
– Откуда же возникла идея создания гербов? Поможет нам узнать это фрагмент из фильма “Крестоносец” и наш уважаемый Герольд, который прокомментирует увиденное.

IV. Исследователь дает справку о том, кто такой герольд.

V. Просмотр фрагмента из фильма “Крестоносец”.

VI. Комментарий Герольда:
– Труба зачинщика надменный вызов шлет,
И рыцаря труба в ответ поет,
Поляна вторит им и небосвод.
Забрала опустили седоки,
И к панцирям прикреплены древки;
Вот кони понеслись, и наконец
С бойцом вплотную съехался боец.
Далее следует рассказ о турнире рыцарей. Приблизительный план рассказа:
1) Что такое турнир рыцарей?
2) Цели рыцарского турнира.
3) Правила турнира.
4) Герб как символический рассказ о воине-рыцаре.
VII. Слово исследователя об истории распространения гербов.
План рассказа
1. ХI век – век изобретения рассказа о человеке в особом знаковом рисунке – в гербе.
2. Древнейшие гербы конца ХI – начала ХII в.
3. Первые родовые гербы.
4. Первые государственные гербы.
5. Учреждение “Герольдии” в России.
6. Эмблемы – печати.
7. Дворянские гербы.
8. Первые городские гербы.
9. История герба г. Мурома.

VIII. 1. Обращение к иллюстрации герба Мурома и работа по плану:
1) История создания Муромского герба.
2) Элементы герба Мурома.
3) Значение символов Муромского герба.
2. После того как ученики назовут символы Муромского герба, дается образец описания элементов герба Мурома из справочной литературы:
“На красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней лапе длинный серебряный крест. Смотрит в фас. В нижней части – в голубом поле три крупитчатых калача” (Гербовник Винклера).
3. Обсуждение главного вопроса по Муромскому гербу:
“Почему именно калачу была оказана честь стать символом города?”
4. Слово исследователя по этому вопросу по плану:
1) Санти – первый составитель гербов России.
2) Городской герб – отражение хозяйственной, политической жизни города, территориальных и природных особенностей.
3) Калачи и река – хозяйственный и природный признаки, использованные в Муромском гербе.
4) История крупитчатого калача, изображенного на Муромском гербе.

IХ. Ведущий:
– Ах, Муром-град, глубинная Россия,
Ты возрастом почетным знаменит.
В гербе твоем сокрыто столько силы…
Три калача и льва надежный вид.
Соединились в нем и слились воедино,
Всем говоря, что в дни потерь и бед,
Могуч наш город силою звериной,
А в дни удач и в светлый миг побед
Гостеприимен наш приокский герб.
(Примечание. Рассказ VIII и IХ пунктов может быть разработан на другом местном материале).

Х. Слово Герольда:
– К нам съехались из разных городов
Потомки уважаемых родов,
Отвага, доблесть, ум и честность
Им принесли давно известность.
Встречайте рыцарей и дам,
Дорогу родовым гербам.
На наш открытый честный суд
Они гербы свои несут.
ХI. Звучит “Полонез” Ф. Шопена. Ученики в костюмах рыцарей и дам выходят и делают поклон. Представляются судьи. Ведущий обращается к королю Девизу и королеве Геральдике:
– Уважаемая королева Геральдика, расскажите о себе.
Королева отвечает:
– Геральдика – это наука, которая занимается сбором информации о различных гербах, их описанием и правилами составления новых.
– Уважаемый король Девиз, теперь ваше слово!
– Девиз – это словесное выражение, обозначающее жизненные взгляды, убеждения и веру людей. Девиз обязательно должен быть на каждом гербе.

ХII. Ролевая игра. Исполнители: король Девиз и королева Геральдика. Они встают и обращаются к вышедшим ученикам.
Король:
Пастух, земледелец, ученый и воин
Почета в труде своем равно достоин.
Итак, начинаем наш гордый парад,
Я с вами знакомиться счастлив и рад.
Всемилостивейше разрешаю начать представление.
Королева:
– Колосья хлеба, циркуль, плуг,
Животные и птицы
Пусть создадут волшебный круг,
В котором отразится
Вся жизнь семьи, ее уклад,
Ее дела и слава,
И вам всегда принадлежат
Гербы пускай по праву.
Король:
– Недаром я зовусь Девиз,
Я не пустяк и не каприз,
Я предков зов, я ваша честь,
И вы сильны, когда я есть.
Но помни – в славе и беде
Ты должен быть со мной везде.
(Ученики представляют гербы своих семей с комментариями и девизом).
Королева: Своею королевской властью я утверждаю ваши гербы как соответствующие действительности.
Король: Своей королевской властью я утверждаю ваши девизы, будьте всегда их достойны.
(Звучит музыка, ученики занимают свои места).

ХIII. Слово предоставляется судьям. Награждение за лучший герб, девиз, комментарий калачами-символами Муромского герба (приз может быть другим).

ХIV. Заключительное слово:
– Уважаемые дамы и рыцари!
Пусть переменчив лик судьбы –
Мы сохраним свои гербы.
В ученье, в труд, а также в бой
Девизы мы возьмем с собой.
Парад гербов считается закрытым.
Благодарим всех за участие и внимание.

Елена ОРЛОВА,
учитель граждановедения
Муром

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте