Цели: 1. Познакомить ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами. 2. Научить приемам снятия напряжения глаз. 3. Сформировать устойчивые установки на соблюдение режима дня. 4. Пропагандировать здоровый образ жизни.Классный час проводится в форме заочного путешествия. Вместе с детьми выбирается вид транспорта, на котором будет совершено путешествие (например, автобус). На доске вывешивается карта страны Здоровья, на которой помечены остановки, запланированные во время путешествия, маршрут движения. Экскурсию проводит валеолог.
Карта страны Здоровья
1. Станция «Руки».
2. Станция «Зубы».
3. Станция «Режим».
4. Станция «Глаза».
5. Станция «Здоровячок».
Разве вы не видели
на руках грязь?
А в грязи живет зараза,
незаметная для глаз!
Если, руки не помыв,
пообедать сели вы,
Вся зараза эта вот к вам
отправится в живот!
Необходимо строго соблюдать гигиену рук и ногтей, чтобы не заразиться инфекционными заболеваниями, которые передаются через грязные руки. Обязательно мыть руки с мылом теплой водой.
Тридцать два веселых друга
Уцепились друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб жуют, грызут орешки!
Красные двери в пещере моей,
белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
я с радостью этим зверям отдаю!
О чем эти загадки? (О зубах).
Плохо жить мне стало вдруг:
Разболелся сильно зуб!
Нету мочи никакой,
Надо зуб лечить больной.
Вот уже который день
С болью я брожу, как тень.
Надо б к доктору идти,
Кто поможет мне дойти?
На этой станции ученики узнают, как правильно чистить зубы, выбирать зубную щетку.
Рациональная гигиена полости рта с использованием зубной щетки и пасты – неотъемлемая часть общей гигиены человека. Ее эффективность во многом зависит от методов чистки зубов и десен.
Наиболее целесообразно, на наш взгляд, чистить зубы, сочетая горизонтальные, вертикальные и круговые движения. При этом необходима систематичность, точность и тщательность выполнения процедур. Зубной ряд условно делят на несколько отрезков. Чистку зубов и десен начинают с участка в районе верхних больших коренных зубов. Последовательно проводят чистку зубов верхней, а затем нижней челюсти. Во время чистки щечных поверхностей больших и малых коренных зубов верхней челюсти щетинки зубной щетки должны быть направлены под острым углом к поверхности зубов. «Подметающими» движениями вниз – для верхней челюсти и вверх – для нижней челюсти зубной налет удаляется одновременно и с десен. Затем делают несколько горизонтальных возвратно-поступательных движений и заканчивают чистку круговыми движениями, причем давят на щетку тогда, когда она, проходя от десны, трет по зубу. Встречный полукруг выполняют без давления для возврата щетки в исходное положение. После этого зубную щетку передвигают на один участок вперед и повторяют всю комбинацию. Жевательные поверхности больших и малых коренных зубов верхней и нижней челюсти очищают щетинками, направленными перпендикулярно к жевательной плоскости и проникающими глубоко в фиссуры (естественные углубления на жевательных поверхностях зубов) и межзубные промежутки. Медленные вращательные движения головки щетки (без изменения ее положения) чередуют с горизонтальными возвратно-поступательными движениями.
При чистке небных поверхностей, верхних и язычных поверхностей нижних передних зубов ручку щетки ставят параллельно жевательной плоскости, причем два или три пучка щетины охватывают зубы и десну. Затем головку щетки направляют перпендикулярно к плоскости смыкания зубов верхней и нижней челюсти. Нужно, чтобы щетинки находились под острым углом к зубам и захватывали края десны. Движениями щетки вверх-вниз очищают не только зубы, но и десны. Чистить зубы надо 2-2,5 минуты.
Важная гигиеническая мера – полоскание рта после каждого приема пищи.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
Чистить зубы два раза в день – утром и вечером.
Меньше есть сладкого, больше – овощей и фруктов.
Если разболелся зуб, надо идти к врачу.
На этой станции обсуждается значение режима дня. Нужен ли он школьникам?
Правильный режим дня школьника – это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, предусматривающий повторяющиеся изо дня в день жизненные процессы. При этом чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима «включались» строго последовательно в одно и то же время. Это способствует образованию устойчивых рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для выполнения последующего. Соблюдающие режим дня люди быстрее втягиваются в работу, быстрее засыпают и меньше устают.
В суточном бюджете времени выделяют следующие основные компоненты: учебные занятия в школе и дома, сон, внешкольные занятия: музыка, чтение художественной литературы, занятия иностранным языком и др., самообслуживание, выполнение правил личной гигиены, прием пищи, пребывание на свежем воздухе, занятия физкультурой и спортом.
Главные правила – разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рациональное питание – должны соблюдаться во всех случаях.
В школьные годы надо научиться беречь время. Для этого каждый школьник может попробовать «сфотографировать» свой день: на листке бумаги слева записывать каждое даже самое маленькое дело, а справа – указывать потраченное на него время. Например:
«Делал домашнее задание по математике – 25 минут».
«Ходил в библиотеку – 45 минут».
Вечером просмотреть записи и определить, где и когда время было потрачено зря. Тут же следует прикинуть, как лучше спланировать завтрашний день, чтобы потери времени не было. Такая «фотография» помогает научиться дорожить временем.
Прислушайся!
Когда хотят, чтоб вещь служила
нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните, как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
могли надолго сохраниться,
Запомни ты десяток строк:
Глаза поранить очень просто –
не играй с предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
лежа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя –
тоже портятся глаза!
Телевизор в доме есть,
упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
к самому экрану!
И смотри не все подряд,
а передачи для ребят,
что приносят пользу.
Не пиши, склонившись низко,
не держи учебник близко!
И над партой каждый раз
не сгибайся, как от ветра,
От стола до наших глаз –
ровно 40 сантиметров!
Глаз в темноте не напрягай,
их здоровья не лишай!
Если у вас устали глаза во время чтения книги, подготовки уроков, мы рекомендуем провести зарядку для глаз.
Давайте разучим упражнения, снимающие утомление с глаз:
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек; затем открыть (5-6 раз).
2. Быстро поморгать в течение 1-2 минут.
3. Закрыть веки и массировать их круговыми движениями пальцев в течение 1 мин.
4. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко (3-4 раза).
С каждым годом растет число больных детей. Причиной многих заболеваний является несоблюдение режима дня, неправильное питание, а также малоподвижный образ жизни. «Лекарства» от всех болезней спрятаны в наших загадках:
1. Спелые, сочные,
разноцветные,
На прилавках всем заметные!
Мы полезные продукты,
А зовемся просто -… (фрукты).
2. Чтоб с болезнями справляться,
Надо смело… (закаляться).
Галина Низинцева, учитель биологии гимназии №1 города Бийска, руководитель валеологического центра «Школа здоровья», Алтайский край
Иллюстрация с сайта: http://sch273.edusite.ru/p78aa1.html
Комментарии