Цели: выявление и активизация знаний по теме зависимостей; отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых; убедить в необходимости здорового образа жизни; развивать умение выступать перед аудиторией своих сверстников.
: Когда возникает соблазн, а когда появляется зависимость? : Ребята, прежде чем покинуть корабль, надо выяснить пагубные действия наркотиков. : Теперь, когда мы выяснили, чего нам следует опасаться, мы покидаем корабль. Мы в открытом будущем, мы за бортом корабля, теперь нам нужно на практике узнать, способны ли мы противостоять опасности. : Почему некоторые подростки пробуют наркотики, и какие уловки используют дилеры (дилеры это люди, которые принуждают к наркотикам, уговаривают, настаивают попробовать наркотики)? : Справившись с опасными ситуациями в будущем, мы переносимся в настоящее, чтобы предупредить людей о том, что с ними может произойти. : А.П. Чехов сказал: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». 2. Сценарии классных часов и вечеров. 7-9 классы. Сост. В.А. Ведерникова и др. – Волгоград : , 2005. – 79 с.
Форма занятия: игра «Полет в будущее».
Метод: групповой, кооперативный.
Ход занятия
Учитель: Представьте, что мы все попали в будущее на машине времени. Перед выходом из корабля компьютер предупреждает нас об опасности: «В обществе, в котором вы оказались, существует угроза жизни». Далее компьютер ломается, успев выдать три слова: соблазн, зависимость, вредные привычки. Перед нами стоят две задачи:
1) выжить;
2) определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, возвратившись, предупредить человечество о грозящей беде.
Вопросы для обсуждения: что означает соблазн, вредные привычки, зависимость?
Учитель: Когда возникает соблазн, а когда появляется зависимость?
Выясним, какие зависимости, вредные привычки вы знаете?
«Мозговой штурм»: на доске написать список вредных привычек, зависимостей:
а) химические:
-алкоголь;
– чай;
– кофе;
– курение;
– наркотики;
б) эмоциональные:
– постоянно включенный телевизор;
– откладывание все на потом;
– компьютерные игры.
Скажите, какие из названных привычек пагубно влияют на здоровье?
А) Курение – вредная привычка организма.
Есть такая притча.
«Продавец табака расхваливает свой товар на ярмарке: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не станешь, собака не укусит, вор в дом не залезет.
Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:
– А почему стариком не буду?
– Потому что до старости не доживешь.
– А почему собака не укусит?
– Так с палочкой будешь ходить.
– А почему вор не залезет в дом?
– Потому что всю ночь будешь кашлять».
Запомните:
Кто курит табак – тот сам себе враг.
Табак уму не товарищ.
Курильщик – сам себе могильщик.
Б) Употребление алкоголя – это тоже вредная привычка организма.
Недаром говорят: «Потянешься за водкой – будет жизнь короткой». Пьянство ведет за собой 6 зол: бедность, раздор, болезнь, потерю репутации, позор и ослабление умственной активности.
В) Наркотики – это самое страшное зло.
А что же такое наркотики?
Наркотики – это психактивные вещества, запрещенные законом, например, марихуана, героин, кокаин.
Самый распространенный наркотик – марихуана, это психоактивное вещество, нарушающее работу мозга. Марихуана – это сушеные листья и цветы растения конопли. Наркоманы их курят. Курильщики марихуаны быстро теряют интерес к тому, что происходит рядом с ними. Марихуана изменяет чувства. Поэтому наркоман видит, слышит и чувствует иначе, чем обычный человек. Иногда он смеется без остановки. А иногда сердце наркомана бьется до 160 ударов в минуту, белки глаз становятся красными, во рту сухо, дышать трудно. Все курильщики марихуаны теряют память.
Героин – один из самых страшных наркотиков. Во-первых, героин наркоманы чаще всего вводят себе с помощью шприца. Уколы нестерильным шприцом приводят к заражению инфекционными заболеваниями, например СПИДом, гепатитом. Во- вторых, героин очень быстро вызывает привыкание. В-третьих, передозировка героина смертельна.
Кокаин – наркотик, который нюхают или курят. Кокаин возбуждает мозг. Наркоман не чувствует усталости, теряет сон и аппетит. Некоторые наркоманы впадают в панику, становятся беспокойными.
Учитель: Ребята, прежде чем покинуть корабль, надо выяснить пагубные действия наркотиков.
Разбить учащихся на 4 группы, задание – прочитать надписи к рисункам (см. Приложения в прикрепленных файлах).
Учитель: Теперь, когда мы выяснили, чего нам следует опасаться, мы покидаем корабль. Мы в открытом будущем, мы за бортом корабля, теперь нам нужно на практике узнать, способны ли мы противостоять опасности.
Разбить класс на 3 команды, разыграть ситуации, когда с помощью дружеского расположения или группового давления кто-то постарается соблазнить одного или всех членов команды закурить, уколоться.
Вопросы командам для обсуждения: как себя чувствовали в той или иной роли? Когда распознали соблазн? Какие трудности испытывали при противостоянии? Что помогло справиться с ситуацией.
Вывод: умейте сказать «НЕТ».
1. Зачастую мы слишком быстро соглашаемся сделать то, о чем нас просят, боясь неодобрения или гнева окружающих, считая себя «хорошими», только если уступили кому-нибудь, чтобы доставить удовольствие.
2. Говорите прямо, чего хотите: «Нет, спасибо, я не хочу сигарету (вина)».
3. Отказывайте так, чтобы окружающие почувствовали вашу решительность.
4. Поощрите себя за одержанную победу!
Учитель: Почему некоторые подростки пробуют наркотики, и какие уловки используют дилеры (дилеры это люди, которые принуждают к наркотикам, уговаривают, настаивают попробовать наркотики)?
Класс разбивается на 5 групп, группы обсуждают причины употребления наркотиков, заполняют таблицу.
Учитель: Справившись с опасными ситуациями в будущем, мы переносимся в настоящее, чтобы предупредить людей о том, что с ними может произойти.
Какие последствия употребления наркотиков могут быть? (Домашние скандалы, потеря друзей, кражи, побои, депрессия, передозировка, судороги и др.).
Класс разбивается на 3 группы, они должны показать с помощью рисунков, какие могут быть последствия употребления наркотиков.
Подведение итогов:
1) С помощью рисунков показать действия наркотиков.
2) Что же можно сделать, чтобы не допустить вымирания человечества от вредных привычек и пороков? Ваши формулы здоровья.
Учитель: А.П. Чехов сказал: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть».
Я желаю, чтобы среди вас не было равнодушных ни по отношению к себе, ни по отношению к окружающим.
Предложить учащимся ритуально-символическое упражнение, которым будет завершено занятие. Например: учащиеся встают в круг, держатся за руки, и каждый по очереди желает своему соседу слева что-нибудь доброе и хорошее.
Литература
1. Д.В. Колесов. «Предупреждение вредных привычек у школьников». – М., 1984 г.
2. Сценарии классных часов и вечеров. 7-9 классы. Сост. В.А. Ведерникова и др. – Волгоград : Учитель, 2005. – 79 с.
3. Полезные навыки для 5-9 классов. Материалы для учителя.
Мария Аксенова, учитель Маловской средней школы Республика Бурятия.
В прикрепленном файле – Приложения.
Фото с сайта http://maxpark.com
Комментарии