Есть ли у вас представление о том, сколько в стране классных руководителей? Вот и участники выездной сессии Форума классных руководителей Северо-Западного федерального округа в рамках Петербургского международного образовательного форума не угадали их количество. А оказалось, руководят классными коллективами более 900 тысяч педагогов. Что касается СЗФО, то здесь классных руководителей и кураторов групп насчитывается почти 65 тысяч человек.
Но дело не в цифрах, конечно. Классный руководитель, и это звучало рефреном из уст всех выступавших, сегодня становится главной фигурой, которая занимается воспитанием. Пожалуй, только он единственный знает о ребенке все, и, возможно, ему единственному дети доверяют свои важные секреты. Поэтому было очень интересно узнать у самих классных мам, какими, на их взгляд, качествами должен обладать классный руководитель, каждый ли учитель или преподаватель может возглавить детский коллектив, какая поддержка нужна классному педагогическому сообществу.
Елена Ш., Калининский район, Санкт-Петербург:
– Убеждена, что классное руководство должно быть добровольным. Я как-то позволила себе отдохнуть целый год без класса, и мне стало… скучно. Поняла, что не могу без этой деятельности. Но решение человек принимает самостоятельно. Кроме того, я считаю, что брать под опеку класс – дело молодежи, потому что она быстрее находит общий язык с детьми. Возрастные учителя менее легки на подъем, менее нацелены на проведение активностей с ребятами. Впрочем, дело даже не столько в молодости или зрелости, сколько в интересе: если самому интересно, тогда свернешь горы.
За свой тринадцатилетний опыт классного руководства я заметила, что в последние годы становится тяжелее работать с современными родителями. Это представители поколения 1990‑х годов, которым в свое время не хватало внимания, других воспитательных моментов. И сегодня, став родителями, они предъявляют очень большое количество требований к педагогам, забывая, что требования также нужно предъявлять и к собственным детям.
Еще одна трудность – это вал бумажной работы. Несмотря на то что на разных уровнях рапортуют, что педагогов и классных руководителей освобождают от большой документарной нагрузки, одни отчеты сменяются другими, одни формы переходят в другие. И если недавно мы работали только с одним бумажным журналом воспитательной работы, то сейчас вынуждены заполнять еще и электронный формат. Также мы пишем план-сетку, план воспитательной работы, статистический отчет по результатам участия в мероприятиях за год. И все это помимо той отчетности, которая требуется от учителя как от предметника.
Валентина КОРОЛЕВА, куратор группы Санкт-Петербургского техникума энергомашиностроения и металлообработки:
– Классным руководителем может стать далеко не каждый педагог. Есть те, кто прекрасно знает предмет и преподает его на должном уровне, но классным руководителем быть не может. И на то есть объективные причины. Нужно быть готовым тратить огромное количество личного времени, чтобы заботиться о детях, быть проницательным, внимательным, чтобы вовремя поддержать, направить и даже спасти. Я удивляюсь, когда говорят, что дети сегодня другие. Дети всегда дети. Другим может быть только ваш подход. Если он продиктован любовью к ребенку, то все получится.
Любовь ШУБИНА, педагог-организатор, классный руководитель Вологодского технического колледжа:
– Разумеется, классное руководство нужно брать по желанию. И человек, который это делает, должен чувствовать себя в первую очередь наставником, а не контролером посещаемости и успеваемости. Я работаю в системе СПО. Наш колледж выпускает автомехаников, мастеров по ремонту и обслуживанию автомобилей, и у нас обучается много парней. Я являюсь куратором группы, где 25 молодых ребят! Конечно, есть определенная специфика в работе. Мне помогает то, что я еще со студенчества, со школы была тесно связана с молодежной политикой региона и много работала с активистами всей Вологодской области. Поэтому опыт взаимодействия с подростками есть. На самом деле с ребятами легко работать, они очень отзывчивые. Главное – научиться с ними договариваться. Например, я понимаю, что у моих третьекурсников есть работа, другая занятость, они уже взрослые, поэтому всегда это учитываю при той или иной просьбе, в том или ином разговоре. У нас с воспитанниками была притирка почти два года, а на 3‑м курсе я почувствовала, что ребята стали мне больше доверять, поняли, что я единственный человек, который ответит на все их вопросы и в целом поможет.
Главным для них было почувствовать, что есть в учебном заведении человек, к которому можно прийти и поделиться своей проблемой. Теперь вот приходят, и в этом для меня главный воспитательный эффект. А еще одно личное наблюдение по итогам работы куратором таково: нужно избавляться от лишнего эмоционального фона в общении с парнями. Для них важнее дело, чем слово.
Ирина ВАЛИУЛОВА, классный руководитель лицея №13, Петрозаводск, Республика Карелия:
– Мне думается, что каждый учитель может стать классным руководителем, если он понимает и готов сопровождать детей, взаимодействовать с ними, двигаться вперед. Я долго работала в системе СПО, была куратором групп, а теперь работаю классным руководителем в школе и, конечно, вижу разницу в этих двух позициях. В системе СПО ребята обычно приходят на 2-4 года, и это краткосрочная история. В школе же эта история длится с 5‑го по 9‑й или 11‑й класс. И если учесть, что в школе идет большая коммуникация с родителями, то это практически семейная история. Я это ощущаю на себе: мы поддерживаем с родителями теплые, дружеские отношения. Кроме того, в системе СПО есть заточенность на профессиональный навык, а в школе акцент сделан именно на развитии личности.
Другое дело, что учителям сегодня сложно разговаривать с ребятами, потому что у нового поколения иное восприятие мира. Об одних и тех же вещах мы иногда говорим по-разному и не понимаем друг друга. Например, мои одиннадцатиклассники частенько утверждают, что человек должен в первую очередь думать о себе, а не о Родине. Должен развиваться для себя, потому что хочет квартиру, машину, работу и т. д. Как выходить из этой ситуации? Мы пробуем через творческие упражнения вместе найти суть, выйти на какие-то смысловые вещи. Я также часто прошу детей нарисовать лестницу успеха, например, предположить, что будет с ними через 10 лет. Никто не знает. И, получается, главная цель у большинства – поступить в вуз. А дальше что?
Многое в классном руководстве зависит от личности педагога. И от его примера. У меня есть коллеги на работе, кто просто зажигает детей, ведет их за собой. Это прекрасные примеры сотрудничества учителя и ребенка. И родители, как только понимают, что ты не враг их детям, сразу поддерживают во всем.
Татьяна БИБИКОВА, амбассадор Форума классных руководителей, классный руководитель школы №277 Кировского района Санкт-Петербурга:
– Классное руководство возможно для каждого учителя. И если человек сам пришел в профессию и готов взаимодействовать с детьми, то как раз это направление даст больше возможностей, нежели просто предметное обучение. Управление классом – это как раз про общение, про воспитание. Я, например, эту часть работы очень люблю. Мне классное руководство приносит большое удовольствие, тем более что сейчас много перспектив для развития и карьерного роста. Заметьте, какая большая поддержка оказывается, в том числе в связи с Годом педагога и наставника! Мы видим, что по поручению Президента России создан Форум классных руководителей (ФКР), который будет проводиться уже в 3‑й раз. На нем внимание уделяется именно коммуникации с учителями, есть возможность пообщаться с первыми лицами и предложить свои идеи. Ведь идея «Разговоров о важном» возникла не в министерских кабинетах, а была предложена именно на 1‑м ФКР. Также много инициатив было представлено на 2‑м ФКР, уверена, что в и этом году будет обсуждаться не меньше программ поддержки и развития нашей профессии.
Наталья Алексютина, Санкт-Петербург, фото автора
Комментарий
Алексей ЛОБАНОВ, директор ЧОУ «Таурас», Санкт-Петербург:
– Классное руководство – дело добровольное. Нельзя на нем настаивать, заставлять. Есть личностные качества, которые нужно учитывать, и если человек не хочет работать в таком тесном контакте с детьми, то, значит, у него есть на то причины. Хотя нужно заметить, что сейчас меры методической поддержки классных руководителей возросли. Есть Институт воспитания, телеграм-канал «Красный конь», сайт «Разговоров о важном», где размещено множество материалов, презентаций, сценариев. Для учителя это огромное подспорье и экономия времени. У большинства учителей сегодня чрезмерная нагрузка. Чтобы зарплата была выше, педагог берет дополнительные часы, а это отнимает время. Классное руководство при этом страдает, потому что человек просто физически не может все успеть: с каждым поговорить, что-то провести, кому-то помочь и т. д. Оптимальным решением было бы дать педагогу 18 часов учебной нагрузки и 18 часов классного руководства, подготовки к олимпиадам и т. п. Общая нагрузка – 36 часов. И, безусловно, за это нужно доплачивать.
Комментарии