search
main
0

Клара ЛУЧКО:

Учителя – мои зрители и верные друзья

Однажды зимой на уроке мастерства, который вел во ВГИКе Сергей Аполлинариевич Герасимов, дверь аудитории открылась и вошла молодая женщина. Я что-то говорила и так на полуслове остановилась. Я узнала Тамару Федоровну Макарову, кумира моей юности.

На этот раз она мне показалась еще красивее, чем в фильмах. Я не могла оторвать от нее глаз. Помню до мельчайших подробностей, в чем она была одета: элегантная каракулевая шубка, спортивная шапочка и зеленый в красную клетку шарф.

Глаз таких, как у Тамары Федоровны, по-моему, не было ни у кого. Верхняя часть полукруглая, а нижняя ровная. Глаза синие-синие, лучистые, с пушистыми ресницами.

Мы знали о ней многое. Знали, что родом она из Санкт-Петербурга, что отец ее был военным врачом, что он погиб. Семья бедствовала, и она, как старшая, должна была помогать матери как-то прокормить семью.

Но с юности у нее была мечта – стать актрисой. Она очень любила танцевать и поступила в балетную студию. Затем окончила школу драматического искусства.

Ей было нелегко. Не было денег, но она не бросила учебу. Она знала, чему должна посвятить свою жизнь. И потому Тамара Федоровна была для нас примером.

Мы, послевоенные студенты, почти все были из провинции. Жили в общежитии. Зимой там нередко выключали свет, а иногда и отопление. Мы возвращались из института и в темноте ложились спать. И вставали затемно. В институте чистили зубы и причесывались.

Но все эти трудности для нас не имели ровно никакого значения. Нас не очень заботили неудобство жилья и более чем скромные обеды.

Никогда не забуду, как на сахарные талончики нам выдали шоколадные конфеты. Исключительный случай! Мы тут же решили, что по утрам и вечерам будем блаженствовать – пить чай с шоколадными конфетами. По одной конфетке…

Но пока я шла из магазина, держа в руках драгоценный кулечек (я подсчитала, там было 48 конфет), решила сначала съесть одну. Ведь утро уже миновало. Сейчас трудно поверить, но к общежитию я подошла с пустым кульком. Я съела все до единой…

Допоздна мы репетировали, читали, слушали лекции.

Тамара Федоровна присутствовала на всех наших экзаменах. Будь то пантомима, художественное слово или танец. Она видела, как плохо мы одеты, и понимала, в чем мы нуждаемся.

– По-моему, тебе нужно что-то добавить к платью, – иногда говорила она студентке.

И называла какую-нибудь деталь или украшение.

– Приходи ко мне домой, мы вместе что-нибудь найдем…

И мы приходили к ней домой. Нам было неловко, но очень хотелось быть красиво одетыми на экзаменах, и это желание было сильнее нас.

Однажды я долго болела и не смогла подготовиться к экзаменам по мастерству. До экзаменов оставалось мало времени, и надо мной нависла угроза отчисления.

Тамара Федоровна после занятий подошла ко мне.

– Клара, я знаю, вы болели. Выберите какой-нибудь отрывок, найдите партнера, приезжайте ко мне домой. Не надо учить текст, просто прочитайте с листа.

Мы с Инной Макаровой выбрали “Неточку Незванову” Достоевского и отправились к Тамаре Федоровне.

Ей понравилось наше чтение. Мне поставили зачет, и я перешла на следующий курс. Этого я никогда не забуду. Ну какая бы актриса была так внимательна к студентке и поняла, что для меня это вопрос жизни и смерти!

Однажды Тамара Федоровна репетировала со мной роль и сказала:

– Клара, вот здесь вы похожи на петунию.

Я так обрадовалась: “Я похожа на цветок!” Но я никогда не видела этого цветка и все время искала его.

Как-то мы, студенты, снимались в массовке на студии имени Горького. В перерыве вышли из павильона погреться на солнышке. Рядом со скамейкой, на которую мы присели, была клумба. Я спросила у ребят:

– Скажите, здесь нет петунии?

– Да вот она, – сказали мне.

Это был маленький, усохший, бледно-сиреневый цветочек. Я расстроилась.

“Ну почему я похожа на петунию? – думала я. – Неужели я похожа на этот несчастный цветок?”

А потом поняла, что Тамара Федоровна имела в виду не меня, а говорила о моей героине. Петуния – это образ. Моя героиня – девушка, такая невзрачная, но она пробивается к свету и тянется к жизни.

В кино Тамара Федоровна попала, как это часто бывает, случайно. На улице ее встретил ассистент режиссера и спросил:

– Не хотели бы вы сниматься?

Так началась ее кинематографическая жизнь.

В первой же своей картине “Чужой пиджак” она встретилась с Сергеем Герасимовым. Он, кстати, и привел ее в школу драматического искусства. О том, как это было, я прочитала в книге актрисы Елены Кузьминой.

Во время занятий открылась дверь в аудиторию. И Сережа Герасимов ввел девушку. Девушка была очень эффектная, одетая в какое-то канареечное, немыслимое платье, очень коротенькое. У нее были длинные ноги, она была еще и на высоких каблуках. Ярко накрашенная. У нее были длинная шея и гордо посаженная голова, пышные волосы.

Все зачарованно на нее смотрели, потому что такого чуда они еще не видели. Потом посмотрели на Сережу Герасимова и поняли, что их шансы были на нуле, по тому, как влюбленно он на нее смотрел. Вскоре после этого они и поженились.

Первый раз она снялась у Герасимова в фильме “Семеро смелых”, а затем – в картине “Комсомольск”. Это было особое время. Зрители смотрели эти картины и думали: “И я это могу. Я могу завтра поехать на стройку, я могу попасть на зимовку”.

Тамара Федоровна стала примером для многих женщин. Они хотели подражать ей и стать такими же, как ее героини.

Но у Тамары Федоровны есть одна роль, которую я люблю больше всего. Это роль Груни в фильме “Учитель”. Груня – это девушка, мечтающая о любви. Она просто хочет любить! А в ее деревне любить некого. И когда она увидела только что приехавшего учителя, она поняла, что он и есть тот человек! Она выходит на террасу и не может прийти в себя от чувства, что на нее нахлынуло. В одну минуту пришла любовь!

Учителя играл Борис Чирков. Это был прекрасный дуэт двух выдающихся актеров. Какая великолепная сцена, когда учитель, узнав, что она его любит, говорит:

– Ну ладно, пойдем распишемся.

И вдруг в этой простой, неграмотной девушке проявилось удивительное достоинство. Груня ответила, что он ошибается и она не хочет за него замуж. “Я уезжаю в Москву учиться”, – отвечает она.

Это было открытие особого женского характера, которого до того не было на экране.

Сергей Аполлинариевич умел ценить время. Он жил так, чтобы каждый прожитый день запомнился.

Как-то мы приехали в Ленинград на фестиваль. Неожиданно выяснилось, что мы свободны до вечера. В буфете я и Инна Макарова встретили Сергея Аполлинариевича. Он пригласил нас проехаться по городу.

Ленинград был городом его молодости, и он всю дорогу вспоминал какие-то случаи. “Вот в этом доме мы жили с Тамарой Федоровной, когда поженились. Однажды мы поссорились, и она от меня ушла. Я побежал за ней. Смотрю, она переходит через дорогу, а там трамвайная линия. И ее каблук застрял между рельсами. Тут я ее и нагнал. Я очень люблю это место, – сказал он. – Мало ли что могло случиться, если бы не тот каблук!

А вот здесь, в этой сосисочной, мы часто ужинали.

А вот по этой красивой и зеленой улице мы гуляли по вечерам. Я старался помогать Тамаре Федоровне в нашем не очень-то устроенном быту. Во время войны мы жили в гостинице, и я жарил ей мясо на горячем утюге. Я очень гордился своим изобретением”.

И Сергей Аполлинариевич засмеялся молодым звонким смехом, лицо у него было озорное.

Когда мы вернулись в гостиницу, он пригласил нас к себе в номер. Не забуду этот замечательный день и вечер. Сергей Аполлинариевич читал стихи, играл на гитаре, пел. Я думаю, что этот день и у него остался в памяти. А мы ведь могли, как и другие, ничего не делать в тот день и никогда его не вспоминать.

Сергей Аполлинариевич преподал нам урок, который меня многому научил.

После фильма “Учитель” Тамару Федоровну трудно было представить в роли Нины в лермонтовском “Маскараде”. Еще накануне войны Сергей Аполлинариевич начал снимать этот фильм, а скептики говорили, что у него вряд ли что-то получится. Ну какая из Макаровой Нина?

Потом началась война, и премьеру пришлось отложить на несколько лет.

Недавно я посмотрела “Маскарад”. Как блестяще играет Тамара Федоровна! Как тонко она ведет линию нежной, воздушной женщины! А сам Сергей Аполлинариевич, который играет Неизвестного? Я смотрела этот старый фильм и вспомнила, как Герасимов впервые появился перед нами в студенческой аудитории. Он был точно таким же, как в фильме “Маскарад”. И если бы сказал нам: “Несчастье будет с вами в эту ночь…” – мы бы ему поверили.

Канули в прошлое студенческие годы. Но я и сегодня с благодарностью вспоминаю своих учителей – Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамару Федоровну Макарову.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте