Систематизация – упорядочение материала. Назначение тематического повторения – привести знания в систему и устранить пробелы.
Продолжение. Начало в №39 за 2006 г., №№4, 8, 21, 34, 39, 43, 48 за 2007 г., №13 за 2008 г.Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Основные его черты:
– представление информации в сжатом виде (построение сверток) с последующим кратким повторением;
– последовательность повторения должна быть та же, что и при изучении материала. Свертки информации могут быть самыми разными – от простейших планов-вопросников, таблиц, графиков, рисуночных и тематических сверток до структурно-логических схем и обобщающих рефератов. Элементы сверток используются при осмыслении, обобщении, организации текущего повторения. Но если там они играют вспомогательную роль, то здесь обеспечивают переход знаний на качественно более высокий уровень, позволяющий рационально организовать тематическое повторение, облегчающий использование информации в процессе применения знаний.
Свертки информации и формы итоговых тематических занятий
Свертки информации:
– систематизирующие понятия,
– формулы, графики, закономерности,
– тематические планы-вопросники,
– рисуночные, схематические,
– табличные,
– реферативные,
– структурно-логические схемы.
Формы итоговых занятий по теме:
– зачет,
– контрольная работа,
– коллоквиум,
– семинар,
– беседа,
– обсуждение рефератов,
– КВН,
– деловая игра.
Начинающие преподаватели иногда подменяют тематическое повторение тематическим учетом знаний. Отчасти к этому толкают несовершенные программы изучения предметов, в которых не всегда отводится специальное время для тематического повторения. Между тем опытные учителя отводят от 10 до 20 процентов времени на проведение итоговых занятий по теме. Повышенный интерес к тематическому повторению не случаен. Его высокая эффективность может быть проиллюстрирована следующим примером: после изучения темы «Первоначальные сведения о молекулярном строении вещества» была проведена двадцативариантная контрольная работа, по результатам которой было выставлено 29 процентов высоких отметок («4» и «5»). Затем на предпоследнем уроке было организовано тематическое повторение темы, после чего снова была проведена та же контрольная работа (естественно, детям достались другие варианты). Доля высоких отметок достигла 67 процентов.
Мы не будем подробно останавливаться на конкретных примерах организации тематического повторения, так как в педагогической литературе можно найти много описаний. Отметим лишь высокую технологичность тематического повторения с помощью листов взаимоконтроля по В.Ф.Шаталову, а также обеспечение эмоционально-творческого накала при домашней организации тематического повторения по П.А.Дику. В первом случае на зачетном уроке опрашивается более половины класса. При этом материал темы повторяется не менее 3-4 раз, что позволяет освоить его даже нерадивым ученикам. Во втором случае ученики оформляют листы-экспонаты, на которых представляют конкретные факты, схемы (или модели) явлений, вытекающие из них закономерности, формулы, графики, обобщения, приводят пример решения интересной задачи, высказывают предположения о возможном применении знаний, формулируют свое отношение к материалу.
Методическая мастерская
Антышев И.
Физика. В конце каждого раздела учебника рисуются структурно-логические схемы изученного материала, выписываются основные понятия, формулы. Это очень помогает в усвоении материала.
Исаева Д.
Тетрадь для систематизации материала изученных тем в форме докладов, отображающих основные понятия, взаимосвязи, закономерности, выводы. Такие тетради помогают при подготовке к ЕГЭ.
Коновалов И.
По биологии было четыре урока в неделю, и каждый начинался с самостоятельной работы. Нужно было коротко (тезисно или схематически) изобразить то, что изучено на прошлом уроке (это рекомендовалось делать дома). Далее кто-то один излагал свой вариант у доски. (См. схему.)
Моторова К.
Систематизация – это «разложение по полочкам», которое облегчает припоминание, поиск нужной информации.
История. Тема «Российское общество на рубеже ХIХ и ХХ веков». Возможно построение схем сословного строя.
Сергеева Ю.
Системно построенный конспект предполагает подчеркивание заголовков, наличие пробельных строк между абзацами, отступы для цитат, пометок, возникающих вопросов, рекомендуемой литературы.
Творческие тенденции комбинированного урока
Сколько бы ни напрягались творцы-теоретики, придумывая разнообразные формы уроков, в условиях постоянной нехватки времени комбинированный урок был, есть и будет самой распространенной разновидностью. Сейчас от 85 до 90 процентов занятий имеют эту старую, но неустаревшую форму. Поэтому возможности для усиления творческого потенциала учителя и учеников надо искать главным образом внутри комбинированного урока.
Выявить тенденции современного комбинированного урока можно, изучив его временную структуру, сравнивая расходы времени молодого и опытного (О) учителя (см. таблицу). Средние данные получены (М) по результатам хронометража 136 уроков.
Первая тенденция, которую надо отметить, – это жесткая экономия времени при опросе, объяснении и закреплении.
При опросе экономится 6 минут времени, это возможно лишь при изменении его характера: молодой учитель проводит опрос для контроля знаний и накопления отметок; для опытного учителя опрос – это форма активного повторения материала предыдущего урока.
При объяснении и закреплении экономится еще 5 минут. Не остается времени для разглагольствований, внимание концентрируется на главном.
Вторая тенденция – увеличение расхода времени для применения и повторения знаний и умений.
Расход времени на применение знаний вырастает с 2 минут до одиннадцати – это четверть урока!
Повторение ранее изученного материала не задается на дом, а проводится в классе. Комментирование дифференцированного домашнего задания тоже рассматривается как активная форма применения и повторения знаний и умений.
Пока непонятно, на каком этапе урока лучше дать возможность ученикам задать вопросы.
Выявленные тенденции – кладезь творческих идей для любого учителя.
Приобщение к творчеству
Учителя, имеющие хорошие знания и низкий уровень педагогической культуры, любят работать с одаренными детьми, но не любят их выращивать, и терпеть не могут бездарей. Учителя, имеющие высокий уровень педагогической культуры, стараются зажечь огнем творчества группы учеников, а то и целые классы. Их опыт аккумулирует школа приобщения к творчеству:
1. В конце уроков – упражнения в формулировке вопросов.
2. В конце тем – чтение или составление структурно-логических схем, создание обобщающих рефератов.
3. В конце учебных четвертей – конкурсы, созвучные первоочередным задачам четвертей:
I – «Учебное многоборье»;
II – «Художественное чтение» и «Комментирование картин»;
III – предметные недели, защита рефератов и поисковых работ;
IV – КВН и защита структурно-логических схем.
Конкурс «Учебное многоборье» – это оценка уровня общеучебных умений во всех классах второй ступени обучения. Всю первую четверть дети готовятся к конкурсу, ежедневно выполняя короткие тренировочные упражнения.
Конкурс «Художественное чтение» традиционный. Его следует проводить сначала в классах, затем по параллелям и общешкольный.
«Комментирование картин» развивает умение рассказывать, а также воображение и мышление. Можно проводить в форме зачета в 5-11-х классах.
КВН для второй ступени и десятых классов лучше проводить в апреле, а в мае, при подготовке к экзаменам, провести защиту структурно-логических схем.
…На факультативных занятиях традиционно выполняются творческие задания.
Вячеслав ЗАЙЦЕВ, научный руководитель межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность»
Продолжение следует
Комментарии