И.ПАРСИЕВА, заместитель директора по УВР школы №1: – Взрослые настолько заняты своими проблемами и переживаниями, что у них все меньше и меньше времени остается на своих детей: не только на их воспитание, но даже на то, чтобы заметить, что с их любимым чадом что-то происходит. Так и накапливаются детские горести и проблемы, с которыми ребенку приходится справляться, пользуясь советами своих сверстников.
Наша школа одна из немногих экспериментальных школ, воспитывающая детей с девиантным поведением. Работая с воспитанниками, педагоги и воспитатели школы на первое место в работе поставили изучение ребенка, и только потом идет разговор об обучении и воспитании. Так и возникла необходимость в эксперименте.
Мы выбрали для себя тему экспериментальной деятельности – «Направления и механизмы социализации трудного ребенка в комплексных условиях социальной реабилитации».
Наш эксперимент проходит под руководством ректора Московского гуманитарного педагогического института Александра Кутузова и проректора этого вуза по проектной и инновационной деятельности Владимира Новичкова. Его цель – «создание условий для становления здоровой нравственно и физически личности учащегося с максимально развитыми интеллектуальными и культурно-эстетическими способностями, сформированной системой гуманистических ценностей, самостоятельности в осознанном выборе способов самосовершенствования, самоопределения, самореализации и саморефлексии».
Основные задачи, которые мы поставили, это:
– гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для интеллектуального, спортивно-оздоровительного и культурно-эстетического развития на основе свободы выбора учащимися траектории своего развития;
– поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива, воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств;
– усиление профилактической работы в борьбе с табакокурением и сквернословием, повышение уровня эстетической культуры и социальной ответственности учащихся;
– совершенствование методического мастерства воспитателей, овладение диагностикой как средством улучшения учебно-воспитательного процесса, как инструментом, обеспечивающим обратную связь.
В результате экспериментальной работы мы надеемся получить авторские учебные программы и программы развития для образовательных учреждений партнеров, и методические рекомендации к ним, методики проектирования индивидуального образовательного маршрута для школьников, студентов МГПИ, программы переподготовки и повышения квалификации для педагогических кадров, вовлеченных в ЭР по теме ГЭП, сборники апробированных и обнаруживших свою эффективность направлений исследования образовательных технологий, модель управления научно-методическим сопровождением деятельности ГЭП.
В экспериментальной работе участвуют:
образовательное учреждение с охватом 74 учащихся;
педагоги и воспитатели;
студенты колледжей №№13, 16 и институтов МГПИ и МГППУ;
научные сотрудники и профессора.
Все педагоги образовательных учреждений, участники реализации проекта, имеют высшее образование, стаж работы не менее 10 лет, они специалисты первой и высшей квалификационной категории, 5 из них – отличники народного просвещения, трое награждены грамотами Департамента образования, есть почетный работник образования РФ, лауреат конкурса «Грант Правительства Москвы».
Участников эксперимента интересовали несколько направлений:
– научно-методическая работа (разработка технологий, пособий, сценариев);
– работа над диагностическими материалами;
– рекомендации для воспитателей учеников и родителей;
– знание нормативно-правовых актов.
Изучив литературу, мы начали свою работу с проведения анкетирования и мониторингов уровней психологического, эмоционального, социального и личностного развития ребенка. Все это помогло нам понять, каково на данный момент психологическое здоровье ребенка, насколько он готов к восприятию того или иного информационного блока, чем он интересуется и о чем бы хотел поговорить.
В конце концов были выявлены такие нарушения в психологическом здоровье наших воспитанников, как:
ценностная дезориентация;
накопление усталости, что не позволяет ребенку справляться с большим объемом заданий;
опустошенность, приводящая к потере смысла в жизни;
комплекс бесперспективности, благодаря которому наши воспитанники не знают, как все полученное ими использовать в дальнейшей жизни и т. д.
Для успешного решения всех этих проблем мы подобрали блок классных часов и профориентационных бесед с учащимися, так как выбор будущей профессии – один из важнейших шагов в жизни человека. Для успешной карьеры и удовлетворенности выбранным образом жизни необходимо, чтобы человек обладал личностными качествами, соответствующими выбранной им профессии, а также чтобы у него не было качеств, которые «противопоказаны» для нее.
Теперь ребята с удовольствием занимаются проектной деятельностью, о которой они и не подозревали ранее, посещают различные кружки, участвуют в спортивных соревнованиях. Все это стало для них возможным в нашей школе, благодаря высокопрофессиональным учителям и воспитателям, которые не только изучают своих воспитанников, но и пытаются сделать их жизнь лучше, легче и интереснее.
Комментарии