search
main
0

Каждый третий учитель русского языка использует искусственный интеллект в работе

Каждый третий учитель русского языка (31%) из числа педагогов, принявших участие во Всероссийской профессиональной олимпиаде «Хранители русского языка», использует искусственный интеллект в работе, например, при подготовке к урокам или проверке заданий. В рамках опроса, проведенного организатором олимпиады, – Благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова, ответами поделились более 1000 учителей-словесников из 89 субъектов России.

Один из опросов, проведенных в финале олимпиады, организаторы посвятили современной литературе. Фото: Никита Чудин. UG.RU

Более 18% опрошенных педагогов используют искусственный интеллект один-два раза в месяц, 13% – несколько раз в неделю. Тем не менее, большинство учителей русского языка к ИИ относятся с недоверием: 9% обращались к технологии один раз, и им она не понравилась; 39% используют ее крайне редко; 21% вообще никогда не пробовали и не доверяют ИИ.

Участники опроса рассказали, что чаще всего используют ИИ в качестве поисковика (59%), генератора идей для творческих заданий (37%) или помощника в работе с текстами (25%) – для их написания, сокращения, выжимки главного смысла и при подготовке презентаций. 19% с помощью нейросетей разрабатывают персонализированные контрольные работы, 18% создают образовательный контент, 17% автоматизируют проверку домашних заданий и тестов. 8% учителей предложили свои варианты ответов: «Рисую фразеологизмы», «Визуализирую героев произведений», а также «Все делаю сама. У ИИ масса ошибок» и «Нет оснащения. Работаю на доске с мелом».

Всего 10% преподавателей русского языка разрешают детям пользоваться нейросетями и могут объяснить, как это делать. Почти половина опрошенных – 43,5% – не поощряют использование ИИ детьми на уроке, но не запрещают это делать, и даже сами проверяют сочинения и домашние задания на антиплагиат. 8% учителей выступают категорически против: «Мой подход связан с тем, что дети никак не работают с полученными в результате генерации текстами, а просто ищут более продвинутые нейронки». А 37% респондентов вообще не поднимали эту тему на своих уроках.

«Использование учителями современных технологий естественно. С одной стороны, им нужно успевать за детьми, которые легко осваивают все, что предлагает интернет, а с другой – сама сфера образования сегодня требует ускорения: появляются новые профессии, компетенции, знания. Таким образом, учебный процесс меняется и по содержанию, и по форме. Хорошо, когда у учителя есть возможность автоматизировать рутинную работу и облегчить себе жизнь. Главное, чтобы оставалось как можно больше времени для основной задачи педагога – воспитания цельной личности», – отметил Михаил Шелков, основатель фонда «Эмпатия».

Инфографика: БФ «Эмпатия»

Больше информации о применении ИИ в педагогике узнали 82 участника Всероссийской олимпиады «Хранители русского языка», которые встретились на финальных испытаниях с 4 по 6 декабря в Туле. В первый день они написали диктант, а также приняли участие в мастер-классах «Искусственный интеллект как личный помощник педагога», «6 чувств» и «Толстовский урок».

Во второй день педагоги побывали в Музее обороны Тулы для подготовки авторских методических разработок, посвященных 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Торжественное награждение победителей прошло 6 декабря в творческом индустриальном кластере «Октава». По итогам олимпиады 35 лауреатов ожидает вознаграждение от Благотворительного фонда «Эмпатия» в размере 50 тысяч рублей в месяц в течение всего 2025 года.

Всероссийская олимпиада «Хранители русского языка» проходит третий год подряд. В 2024 году она состояла из двух этапов: дистанционного и квалификационного. В дистанционном этапе, прошедшем онлайн в сентябре-октябре этого года, приняли участие 6 679 учителей и преподавателей русского языка из 89 субъектов Российской Федерации, а также заграншкол МИД России. В квалификационном отборе, который прошел очно в формате ВКС в ноябре, соревновались 689 человек. Они отвечали на вопросы повышенной сложности по истории лингвистики, реформам русского языка и современной методике преподавания.

Конкурс организован Государственным университетом просвещения и Благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова.

Об олимпиаде

Всероссийская профессиональная олимпиада для учителей «Хранители русского языка» проводится в третий раз. Всего с 2022 года в олимпиаде приняли участие более 28 тысяч педагогов со всей страны, а также из заграншкол МИД России. С 2023 года финальный этап Олимпиады проходит в Туле на базе Творческого индустриального кластера «Октава», организаторами выступают Государственный университет просвещения и Благотворительный фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова. Впервые в этом году к участию в олимпиаде пригласили также студентов 3-4 курсов факультета русской филологии Государственного университета просвещения. 5 лауреатов олимпиады для студентов удостоены специальной стипендии.

О фонде «Эмпатия»

Благотворительный фонд «Эмпатия» создан в 2020 году предпринимателем Михаилом Шелковым. Фонд работает по нескольким направлениям: каждый месяц финансово поддерживает более 1300 школьных учителей и воспитателей детских садов в Свердловской области, проводит конкурс «Призвание – учить!» среди учителей Тульской и Самарской областей, а с 2023 года – всероссийский конкурс для учителей русского языка. Для молодежи фонд организует региональный отбор олимпиады «Умницы и умники» на Урале, реализует совместные программы с МФТИ, а также награждает талантливых детей грантами за успехи в учебе и спорте.

О кластере «Октава»

Творческий индустриальный кластер «Октава» — креативное пространство в центре Тулы, открытое при поддержке частного инвестора Михаила Шелкова на базе одноименного действующего завода в апреле 2018 года. Здесь можно сходить на выставку современного искусства, получить навыки в Высшей технической школе, услышать самую актуальную музыку, провести время с книгой в современной библиотеке, познакомиться в мультимедийном Музее станка с историей промышленности Тулы и России. Специально для креативной молодежи (от 13 до 18 лет) в кластере создали новое направление — «ОКТАВА_Ю», где можно учиться и отдыхать. Резиденты «Октавы»: проект «Книги на Октаве», включающий в себя библиотеку, лекторий и книжный магазин, Высшая техническая школа, техлаб Pro.Парк, студия звукозаписи Oktava Lab, коворкинг.

Благотворительный фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова поддерживает не только педагогов, талантливых детей и молодежь. БФ «Эмпатия» оказал огромную помощь «Учительской газете», которая на протяжении столетия рассказывает о лучших представителях педагогического сообщества, их трудностях и перспективах.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте