В начале осени я отправилась в командировку в Челябинск. Мое редакционное задание было: посмотреть, как относятся там к идее создания старшей профильной школы. Я встретилась со многими директорами, завучами, учителями, работниками Управления по делам образования администрации города Челябинска. И почти все, с кем я разговаривала, очень тепло отзывались о мэре Вячеславе Тарасове. А когда я вернулась в Москву и расшифровала диктофонные записи, то неожиданно для меня по высказываниям этих людей сложился образ человека весьма неравнодушного, который сумел многое сделать для школ города. Впрочем, судите сами.
Беспокоясь о том, чтобы привлечь в образование как можно больше средств, Вячеслав Михайлович понял, что прежде всего надо возродить былую систему шефства. Надо, чтобы и серьезные предприниматели, и серьезные предприятия вкладывали некоторую часть прибыли в подшефные школы и вообще в образование или помогали бы им любым другим способом. То есть, образно говоря, всегда были повернуты к ним лицом. Так в Челябинске появилось специальное постановление главы администрации о создании попечительских советов. Сегодня их ровно 39. За первые с начала года восемь месяцев они вложили в образование 4,5 миллиона рублей. Это, подчеркиваю, внебюджетные деньги, и они составляют 39 процентов от всех, привлеченных в образование. То есть больше чем каждый третий рубль поступил туда от шефов. Летом, в июле-августе, когда в школах шла подготовка к новому учебному году, управление образования получило от них 35 миллионов рублей. Солидная сумма.
– Конечно, это было нелегко, – сказал начальник городского Управления по делам образования Вадим Кеспиков. – Но если бы у нас не была разработана нормативная база по привлечению внебюджетных средств, то такое вливание вообще стало бы невозможным.
На что идут эти средства? В первую половину прошлого года приобрели 43 компьютерных класса, затем еще 20. И сегодня челябинские школы на 95,5 процента обеспечены компьютерами. Треть суммы, потраченной на их покупку, – это деньги спонсоров . А глава города Тарасов поставил себе задачу, чтобы к 2006 году в каждом учебном учреждении появился класс-комплект и для учителей.
Два года назад в городе была принята программа под названием “Двор”. Так вот, в ее рамках в 17 школьных дворах появились новые современные спортивные площадки стоимостью от 800 тысяч до 1 миллиона рублей каждая. А всего в городских дворах за это время было построено 38 спортплощадок.
Значительные средства были вложены в реконструкцию большого спортивного зала во Дворце пионеров и школьников. Можно сказать, что его практически построили заново. Я попыталась вспомнить, видела ли где-нибудь еще подобное сооружение для детей, и не смогла. Оно просто великолепно!
– Суперсовременный, со специальным половым, чтобы не скользили ноги, покрытием из канадского клена в зале для игр, – похвастался директор спортзала Сергей Пташный. – Великолепные светильники, прожектора, звукоустановка, мягкие кресла для зрителей.
Когда я увидела все это своими глазами, то, конечно, разделила его восхищение.
– Ребята занимаются у нас на отделениях баскетбола, аэробики, акробатики, художественной гимнастики, стрельбы из лука, шахмат… ну и так далее, – устал перечислять Сергей Вадимович.
А потом я посмотрела, какие там душевые, раздевалки. А холлы для отдыха… Посещение спортзала для детей, конечно же, бесплатное.
Да, кстати, продолжим о деньгах. Немало выделено их для плавательного бассейна детского сада N181. Это не простой садик, а компенсирующего вида. Сюда ходят дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. И плавать для них – значит лечиться.
А теперь скажите мне, пожалуйста, уважаемый читатель, если вы живете в большом миллионном городе: в вашу школу когда-нибудь заходил глава администрации? Спрашивал, как дела, нет ли каких проблем? Благодарил вас за труд? Пожимал руку лучшим ученикам? Мэр Челябинска Вячеслав Тарасов делает это каждую неделю в течение вот уже трех лет. Сегодня он едет в одну школу, в следующий раз – в другую и так – в каждую из 150 средних общеобразовательных, а также во все коррекционные. Стремясь разобраться, что это за школы, он изучил всю систему коррекционного образования в городе. Каждой школе выделил по 250-300 тысяч рублей. Не меньшие суммы получили и общеобразовательные учреждения.
К встрече с мэром готовятся. С управлением образования школьные директора обговаривают, какая проблема на сегодня наиболее острая, какая может и подождать своего решения. Разумеется, Тарасов никогда не приезжает один. Обычно с ним – целая команда специалистов, от которых и зависит устранение проблем. Где-то нужен компьютерный класс, а где-то заасфальтировать подъезд к школе или особо отметить учительницу, где-то капитально реконструировать спортзал – проблем накапливается немало. И от того, какая она, зависит состав команды.
И обычно Вячеслав Михайлович предпочитает решать школьные вопросы комплексно. Вот почему вместе с ним выезжают еще представители от предприятий-шефов, милиции, здравоохранения, культуры и общественности.
Но это совсем не парадный выезд со свитой. Наоборот, это вполне рабочее посещение школы, чтобы увидеть ее конкретные проблемы. Приезжают к 10 утра и проводят там несколько часов. По традиции сначала осматривают здание: классы, кабинеты, мастерские, спортивный и актовый залы. Вот во время таких осмотров и выясняется, что в одной школе шефы “позабыли”, хотя и обещали, капитально отремонтировать туалеты, в другой требуется приобрести новое оборудование в столовую, в третьей закупить тренажеры для автокласса.
Мэр, как мне рассказывали, замечает все, даже тон краски, в которую выкрашены стены. И шефы боятся сурового взгляда Тарасова, если выясняется, что то, о чем просил (может, и не один раз) директор – не выполнено. Да и стыдно перед большим стечением народа. И потому они, как правило, предпочитают исполнять обещанное. Но жизнь есть жизнь… Зато школе-то как приятно находиться в центре особого внимания, осознавать, что она не брошена один на один со своими проблемами!
После осмотра здания мэр беседует с учителями. Но прежде сообщает о размере премии для всего коллектива, включая технический персонал. Премию или дорогой подарок вручает и самой школе, и обязательно школьной библиотеке. Во время разговора мэра с учителями в нем принимают участие почти все, кто вместе с ним приехал. Мэру и гостям рассказывают о многом. Обсуждаются проблемы, для решения которых может потребоваться и помощь здравоохранения, и даже управления внутренних дел.
Потом он встречается с лучшими учениками и их семьями. На такую встречу приходят не только мамы и папы, но и дедушки с бабушками и даже братья и сестры. Зачем? А чтобы вся семья была свидетелем того торжественного момента, когда мэр вручает родителям “Благодарственное письмо” за хорошее воспитание ребенка, а самому ученику – подарок. Для старших это обычно энциклопедии, толковые словари, а для малышей – богатый сборник сказок. Вы не представляете, говорили мне директора школ, как гордятся таким событием родители!
Затем проходит встреча с ветеранами педагогического труда, вышедшими на пенсию, которые работали в этой школе. Каждому Тарасов вручает подарок.
– Такими походами в школу мы акцентируем на образовании внимание всего городского общества, – явно гордясь, что это происходит, говорит Вадим Кеспиков.
– А кто контролирует исполнение поручений мэра по школьным проблемам?
– Тарасов сам. Каждое серьезное поручение – на его личном контроле.
– А серьезное – это какое?
– Ну вот когда Вячеслав Михайлович посетил 95-ю школу, он решил построить на ее базе лыжную трассу для всех школ микрорайона. Выделил на это 1 миллион рублей. И, конечно, сам контролирует строительство. Когда он посетил школу для слабовидящих и слепых детей, то увидел, что ей нужно расширяться, и решил строить новое да к тому же очень красивое здание. Построен, повторяю, и плавательный бассейн в детсаду N181. Наш мэр и садики посещает.
…Любой мэр может равнодушием своим загнать и само образование, и учителей в тупик бедности, даже нищеты, и уповать при этом на отсутствие средств. Челябинский же глава создает такие условия, в которых люди чувствуют себя нужными, уважаемыми. И потому, не стесняясь, часто говорят ему спасибо.
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА
Челябинск
От редакции
Мы не случайно решили рассказать о челябинском мэре Вячеславе Тарасове в первом номере нашей газеты. Весь год мы будем регулярно рассказывать о тех главах городов и районов, которые сумели много сделать для своего образования, для учителей. А в конце декабря определим, кто из них постарался больше других.
Пишите нам! Мы поместим рассказ о вашем главе на своих страницах. Пусть управленцы образования расскажут об этой нашей акции своим главам и подвигнут их на соревнование.
Ну что, уважаемые руководители городов и районов, принимаете вызов?
Комментарии