Евгения ЗАМАНОВА, заместитель директора по экспериментальной работе школы №597: – Педагог, кроме предметного материала, должен понимать структуру, форму деятельности детей, видеть живые процессы мышления, понимания, действия, коммуникации, которые осуществляют учащиеся. Ему полезно освоить «смежные» специальности дидакта, создающего дидактические единицы (содержание образования), методиста, разрабатывающего последовательность освоения этих единиц и средства, необходимые для перехода с этапа на этап, антрополога, понимающего, что происходит с ребенком как с индивидом или личностью.
Главная особенность позиции методиста – отход от традиционных форм подготовки учителя к уроку, отказ от плана урока с его жесткими рамками этапного продвижения в материале. Вместо конспекта урока учитель напишет сценарий, ведь в мыследеятельностной педагогике сценирование признается ключевым моментом.
В одной из статей Нины и Юрия Громыко описана концепция сценирования, которое в корне отличается от планирования. Планирование связано с продумыванием того, какой материал нужно передать учащимся, как будут осуществляться переходы от одной темы к другой, какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у учащихся. При сценировании учитель работает не с ЗУНами, а со способностями учащихся. Только сценирование учитывает «реальный план мыследеятельностных и жизнедеятельностных процессов, протекающих в классе и на самом деле определяющих то содержание (а не материал), которое ученик осваивает во время посещения уроков». Чтобы действительно работать со способностями учащихся, педагог должен специально создавать ситуации учения-обучения, которые и становятся основной единицей работы при сценировании. Учитель организует такое событие, при котором привычные способы действия не срабатывают. Ученики должны «открыть», выйти на новый способ, новую форму действия.
При написании сценарного описания педагог продумывает то, через какие ключевые моменты он должен провести учащихся, чтобы достичь решения поставленной учебной задачи, предполагает, какими путями могут пойти учащиеся. Но представить заранее, каким будет живое мышление учащихся, их реакции, невозможно. Поэтому педагог должен научиться работать «в» и «по» ситуации, с реальными процессами мышления, коммуникации и действия детей. Таким образом, в сценарном описании заложена некоторая «пустотность» – пространство для мыслительного движения детей, предвосхитить которое нельзя и которое в каждом классе будет выглядеть по-разному.
Комментарии