В начале апреля в одной из разлившихся по весне речушек Оксфордшира, неподалеку от городка Итон Форд, было найдено тело женщины, которая значилась в розыске как без вести пропавшая в течение семи недель. Утонувшая была опознана как Памела Рэлф, 57-летняя учительница местной начальной школы.
Эту коротко стриженную седоволосую женщину с моложавым лицом и застенчивой улыбкой знали прежде всего как абсолютно влюбленного в свою работу педагога, для которого школа была всем в ее жизни – и работой, и домом, и семьей. Памела покончила с собой после того, как ее работа была раскритикована инспекционной комиссией. Ей, педагогу с 36-летним стажем, было заявлено, что методика ее преподавания не соответствует современным стандартам. Примерно таков был вердикт инспекторов из комиссии по образовательным стандартам. Директор школы впоследствии вспоминал, что после инспекционной проверки застал учительницу плачущей: “Я никогда раньше не видел ее в таком состоянии. Я был очень встревожен тем, что самый опытный педагог нашей школы была так раскритикована”.
Перед тем как покончить с собой, мисс Рэлф оставила записку, адресованную следователю: “Стресс моей работы больше невыносим для меня. Темп и продолжительность трудового дня мне не по силам”.
Недавно созданная в Британии с целью психологической поддержки учителей Служба телефонной консультативной помощи регистрирует до тысячи звонков в месяц. Авторы всех звонков – педагоги, испытывающие стресс, перегрузки, неуверенность в способности продолжать работу, объемы и требования которой снежным комом нарастают день ото дня. По данным Службы помощи учителям, от стресса и депрессии страдает сегодня каждый четвертый британский педагог. Наиболее стрессовыми факторами сегодняшние учителя называют: резко возросший объем работы, длительность рабочего дня, заметно ухудшившееся в сравнении с прошлыми годами поведение учеников, а также исключительно сильно нервирующие педагогов рейды инспекторов комиссии Офстэд – той самой комиссии по образовательным стандартам. Главным же фактором возросшего психологического давления на учителей являются, по мнению специалистов, идущие в последние пару лет в стране реформы в системе образования. Приспособиться к реформаторским новостям, объявляющимся едва ли не каждую неделю, по силам далеко не всем. Переучиваться и перестраиваться приходится буквально на ходу, зачастую не успев толком осмыслить и апробировать новшества. Короче, в образовательной системе Британии наступила та нервозная эпоха перестройки, когда изрядно ошеломленные сыплющимися на головы правительственными директивами педагоги сокрушенно признают, что лучшей новостью было бы сегодня отсутствие всяких новостей.
Что же является, однако, в череде идущих перемен худшей новостью?
Бесспорно, объявление о том, что отныне зарплата учителей будет поставлена в прямую зависимость от успеваемости учеников. В момент, когда я пишу эти строки, главный профсоюз британской школы – Национальный союз учителей – обсуждает вопрос об объявлении однодневной забастовки в знак протеста против грядущей новации. Постановка зарплаты в зависимость от успеваемости лишь усилит атмосферу нервозности среди педагогов.
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Комментарии