search
Топ 10

Каждому ребенку – свой образовательный маршрут . Главное – чтобы хотелось учиться

Сто школ Омской области, внедряющих инновационные образовательные программы, претендовало на государственную поддержку в один миллион рублей.

Федеральной квотой было определено 48 мест – пропорционально численности обучающихся в регионе. Для обеспечения объективности и открытости результатов конкурса была создана региональная конкурсная комиссия, в составе которой находились педагоги, общественные эксперты, представители науки, органов государственного управления, родительских организаций. По мнению специалистов областного Министерства образования, экспертная оценка гражданских институтов позволяет не только наиболее полно выразить требования общества к качеству образования и уровню знаний обучающихся, но и объективно определить лидеров образовательного процесса. Выбирать лучшие школы было непросто. Какой должна быть программа развития школы-победителя? В чем должна состоять суть инноваций? Ведь коллектив каждого учебного заведения выбирает свой путь, и каждый руководитель уверен, что именно по нему и следует идти дальше. Главное – не останавливаться на достигнутом.

Еще в 1991 году школа №149, руководит которой почетный работник общего образования Анна Яковлевна Слободина, стала экспериментальной, начав тесную работу с учебно-профориентационным центром Сибирской автодорожной академии. Собственно, это был прообраз профильной школы, о которой заговорили много позже – перед педагогами была поставлена задача углубленной подготовительной работы со школьниками по предметам, входящим в программу вступительных испытаний в вуз, а также задача ранней диагностики профессиональной ориентации подростков. В 2003 году 149-я расширилась, взяв под свое крыло не очень успешную школу. Перед объединенным коллективом из 40 преподавателей, среди которых кандидаты наук, почетные работники общего образования, заслуженные учителя РФ, аспиранты и преподаватели ведущих кафедр СибАДИ, встала задача, уже конкретизированная временем: создать модели современной профильной школы, дающей качественные знания, открывающей ученикам дорогу к успешному осуществлению поставленных целей. За последние десять лет из стен школы №149 вышли почти 700 ребят. Не на улицу, а в студенческие аудитории, потому что все без исключения стали студентами. Уровень подготовки школьников подтверждается их успешными выступлениями на интеллектуальных соревнованиях различного уровня. Например, с 1997 года ребята участвуют в федеральной научно-образовательной программе «Юность. Наука. Культура» и ежегодно входят в число победителей.

В гимназии №88 школьники уже 40 лет углубленно изучают математику. С 1987 года, когда директором стала Галина Павловна Безикова, программа ее развития стала меняться. Любовь к точным наукам осталась прежней, но упор стал делаться на формирование широко образованной личности школьника как интеллектуального потенциала общества. В гимназии есть особенности, которые делают ее неповторимой, – существуют статус «незаменимого учителя», свой кодекс чести, гимн, праздничные традиции: День Матери, посвящение в гимназисты. Обучаются здесь дети всего микроучастка, поэтому особенностью организации учебно-воспитательного процесса стала дифференциация учащихся, связанная с развитием каждого ребенка, не только одаренного.

Углубленное изучение математики, физики, химии отличает и гимназию №85 – городскую экспериментальную площадку по эстетическому воспитанию, где директорствует заслуженный учитель РФ Екатерина Семеновна Майсова. Педагоги используют новые авторские технологии «Практическое преподавание химии и биологи», «Работа с учащимися на основе договора», «Развивающее обучение математике». Ежегодно 97 процентов учащихся поступают в вузы. Выпускники имеют возможность одновременно со сдачей государственных экзаменов быть зачисленными в институт искусств, с которым налажено стабильное сотрудничество. При этом среди тех, кто закончил школу, не только художники, артисты и музыканты, но и главные конструкторы, доктора медицинских наук, дипломаты.

В школе №155 избрали другой путь развития – инновационным программам по русскому или математике, как ни странно, сказали «нет». Хотя творчество педагогов и неожиданные формы уроков приветствуются. Главное – чтобы детям хотелось учиться. Поэтому для каждого ребенка здесь разрабатывают свой образовательный маршрут. Школа является федеральной экспериментальной площадкой, а программа развития построена таким образом, чтобы создать условия, в которых ребенок развил бы способности, сумев стать образованным, культурным человеком. Основным предметом для изучения в школе №155 определили …город Омск как социокультурное пространство. Для его изучения специально выделены две недели – в начале года и в конце, кроме, разумеется, повседневной работы. Уроки проходят в театрах и музеях, на улицах и даже на кладбище, над которым шефствует школа. Критерием качества знаний педагоги считают не количество поступивших в вузы, а качества выпускников, в частности – успешность. Поэтому здесь есть уроки и для тех, кто давно закончил школу, – взрослые «ученики» рассказывают о том, как сложилась их жизнь. Нынешние школьники гордятся своими предшественниками.

Столь разные программы развития этих учебных заведений имеют одну общую черту – они работают. И педагоги в этих школах, не сетуя на зарплату, не только учат, но и сами неустанно учатся. Наверное, так и должно быть – пусть программ будет больше. Хороших и разных. Главное сформулировала Ольга Леонидовна Страшенко, заместитель директора школы №155:

– Не важно, насколько ярка программа на бумаге. Важнее, чтобы она позволяла школе успешно выполнять заказ общества: готовить интегрированного в современное общество человека-гражданина, руководствующегося в своем поведении общечеловеческими ценностями.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту