search
main
0

Каждому – дело по душе. К 95-летию Всесоюзной пионерской организации

​В 1956-1961 годы я работала директором школы. Наша пионерская дружина не только работала с детьми, но и оказывала большую помощь педагогическому коллективу. Особенно заметно это стало, когда школа полностью перешла на режим продленного дня и стала восьмилетней. Не раз удивлялась, видя, как быстро взрослели старшие пионеры, ребята 7-8-х классов, почувствовав себя ответственными за все, что происходит в стенах школы. На их плечи легло немало забот. Помимо учебы, отдыха, занятий в кружках и спортивных секциях, они следили за чистотой и порядком, помогали учителям и воспитателям в работе с младшими учениками, гуляли и играли с ними, дежурили в столовой, в спальне для малышей, в игровой комнате, делали многое другое.

В пионерской дружине сложилось немало хороших традиций, которые бережно поддерживали и педагоги, и учащиеся.Одной из таких традиций стал смотр строевой и физической подготовки, посвященный Дню Советской армии. Он проводился ежегодно, в нем участвовали все пионерские отряды и октябрята. У младших ребят программа смотра была упрощенной, у остальных – достаточно сложной и напряженной. В соревнование вводились комплекс физических упражнений, все элементы строевой подготовки, маршировка с песней, стрельба из пневматического ружья, ориентирование по топографической карте и по компасу, знание азбуки Морзе. Нам не надо было придумывать программу этих соревнований, в нее вошли требования «Пионерских ступенек» (был такой документ Центрального совета Всесоюзной пионерской организации, которым определялось, какими навыками должны владеть пионеры разных возрастов) и основные направления начальной военной подготовки школьников. Соревнования предусматривали обязательное участие всех ребят. Если кто-то не участвовал без уважительной причины, коллективу начислялись штрафные очки. Зато поощрялась любая инициатива: отряд, включивший в свое выступление какие-то элементы сверх программы, получал дополнительно поощрительные очки. Видели бы вы, как стремились ребята овладеть необходимыми навыками, как подтягивали тех, кто с чем-то не очень справлялся, сколько проявляли выдумки, фантазии! Дети придумывали свою форму и оформление для выступления, подбирали песни, втайне от других готовили внепрограммные номера, упорно тренировались. В течение нескольких недель вся школа жила этим смотром: кто-то с преподавателем физкультуры оттачивал элементы строевой подготовки, другие готовили вольные упражнения и пирамиды; учительница пения, по-моему, дотемна не выходила из своего кабинета, помогая каждому классу разучивать песни; в пионерской комнате тоже кипела работа, здесь что-то клеили, красили, шили.И вот наступает день соревнований. Наш физрук, он же главный судья соревнований, в белом костюме принимает парад участников смотра. Затем начинается изумительное действо. Ребята, нарядные, торжественные и взволнованные, проходят строем с песнями, демонстрируют умение строиться, перестраиваться, выступают с гимнастическими упражнениями. Те, кто уже выступил, расходятся по учебным классам, где им предстоит продемонстрировать свои знания и навыки по остальным видам соревнования. Здесь выступают команды по пять человек, произвольно отобранные судьями (ими были ребята), отстаивают честь своего коллектива. Остальные стоят под дверью, волнуются, переживают. А что испытывали те, от кого зависел успех всего отряда? Я не раз видела, как волновались эти ребята. Вот где четко работал принцип: один – за всех, и все – за одного. Такие соревнования способствовали формированию у детей чувства товарищества, взаимовыручки, ответственности не только за себя, но и за других.Не менее интересно проходил и традиционный праздник песни, который посвящался дню рождения комсомола. Привлекательность его заключалась в том, что участникам предстояло не просто исполнять песни, но инсценировать их. А это требовало соответствующих костюмов и если не декораций в прямом смысле слова, то какого-то оформления. И вот снова дети и учителя что-то репетируют, рисуют, мастерят. В день праздника царит приподнятое настроение, все волнуются, переживают. Ведь праздник песни, как и спортивный смотр, – это тоже соревнование. Судейская коллегия, в состав которой входят преподаватели и учащиеся, учитывает все: репертуар, уровень исполнения, оформление, массовость. Вот лишь одна картинка: открывается занавес, и присутствующие видят: на сцене – лесная поляна, походная палатка, костер, вокруг сидят туристы. Прекрасно звучит очень популярная в те годы песня «Глобус» в исполнении хора отряда 8-го класса. Долго мы вспоминали это выступление.Торжественный сбор дружины. Пионеры в парадной форме выстраивались в колонну, во главе ее – Знамя пионерской дружины, горнисты и барабанщики, духовой оркестр шефствующей организации. Колонна выходила на улицу и двигалась прямо по середине проезжей части дороги. Видя, что прохожие останавливаются на тротуарах и с улыбкой смотрят на колонну, ребята подтягивались, старались идти красиво. Зрелище действительно было впечатляющим. Мы шли в один из профсоюзных клубов района, где и проходило торжество. Нас всегда везде охотно принимали.Два-три раза в год – мероприятия по сбору металлолома и макулатуры с элементами соревновательности. А еще – участие в благоустройстве не только школьной территории, но и близлежащих улиц, скверов. Ежегодно летом на берегу Истринского водохранилища разбивал палатки школьный лагерь труда и отдыха, в который принимали учеников с 4-го класса. Там жизнь строилась на принципах полного самообслуживания и самоуправления. Школьные туристские слеты тоже стали традиционными и очень полюбились ребятам. А когда к школе пристраивался новый спортивный зал, пионеры посильно участвовали в этом строительстве. В школе действовал принцип: каждому – дело по душе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте