search
main
0

Картотека ошибок Система проверки знаний учеников старших классов

От проверки знаний во многом зависит то, с каким запасом знаний, умений и навыков по предмету ребята уйдут в большую жизнь. Тем более по такому предмету, как литература, являющаяся, с одной стороны, человековедением, с другой – искусством слова. Ведь ни один предмет школьного курса, кроме литературы, не дает возможности вести речь о смысле человеческой жизни, о духовных и нравственных ценностях, о связи поколений и человеческой памяти, о личности и ее месте в обществе во взаимосвязи видов искусства и о многом-многом другом. Ведь именно литература, прививая любовь к родному слову, заставляет гордиться своей принадлежностью к русской нации, дает представление о необыкновенном богатстве русской речи, о языке А.С.Пушкина и И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя и А.П.Чехова… Это она заставляет ощущать себя соотечественником этих великих людей, перед именами которых преклоняется мир.

Как приобщить наших воспитанников к этому сокровищу, как сделать так, чтобы, уйдя в большую жизнь, они унесли с собой положительный эмоциональный заряд? Как научить их отличать подлинно художественное произведение от того суррогата, которым переполнен сегодняшний книжный рынок? Как научить их правильно читать? Как из школяров сделать самостоятельно мыслящих людей?
Эти и многие другие вопросы постоянно волнуют учителя литературы. Чтобы ответить на них, нужно знать, как мыслит ученик, как он относится к информации учителя и суждениям товарищей, их оценкам литературных персонажей, т.е. нужна обратная информация, которую мы получаем через так называемый опрос. Как его лучше организовать так, чтобы никто не остался вне поля зрения учителя, чтобы не оказалось пробелов в знаниях?
К решению этого вопроса пришлось идти путем проб и ошибок до тех пор, пока не был найден, на наш взгляд, наиболее приемлемый вариант. Это тематический учет знаний. Этот вариант обратной связи был подсказан украинским опытом, который получил там широкое распространение.
В чем он заключается?
Выделяются блоки программы, по узловым вопросам которых опрашиваются все ученики (формы опроса самые разные). На основании оценок, полученных за различные виды работ, ставится итоговая оценка по теме. Но есть одно существенное условие: положительной она может быть лишь при всех положительных текущих. Если за какой-то вид работы ученик не отчитался или получил неудовлетворительную оценку, он обязательно должен пересдать этот материал. Иначе итоговой положительной оценки он не получит.
Например, как это может быть сделано в курсе литературы 10-го класса (1-е полугодие). Учителем выделяются для итоговой аттестации следующие темы: “Введение. А.Н.Островский”, “И.А.Гончаров, И.С.Тургенев”, “Н.Г.Чернышевский и Н.А.Некрасов”. Перед изучением темы-блока до сведения учеников и (по возможности) их родителей доводятся те узловые вопросы (а также и формы опроса), по которым будут опрошены все. Ну, скажем, по теме “Н.А.Некрасов” это может выглядеть так: письменная домашняя работа по диафильму “Детство Некрасова” на тему “Истоки Некрасовского творчества”, письменная классная (шестивариантная) работа по анализу одного из стихотворений, письменная домашняя работа (досконально подготовленная в классе) по “Прологу” к поэме “Кому на Руси жить хорошо” (исследование текста), классное сочинение или реферат по всей теме, тестирование; опережающее задание по одному из образов поэмы или по анализу стихотворения, устное выступление на уроке в ходе обсуждения разбираемых проблем; чтение наизусть стихотворений “Забытая деревня”, “Размышление у парадного подъезда” (отрывок), стихотворения по самостоятельному выбору, одной из песен Гриши Добросклонова из поэмы. То есть каждый ученик в процессе изучения имеет 10-11 текущих оценок.
Но кто-то может иметь их и больше, т.к. ребята знают, что обработанный и сданный на проверку учителю конспект урочного материала приравнивается по значению к сочинению. Эта работа добровольная, но часть ребят, понимающих важность того, что написанию сочинения нужно учиться, ее выполняет. Естественно, что количество оценок по теме у них больше, и оценки, как правило, выше. Т.к. тема “Н.А.Некрасов” очень емкая, то она может быть разбита на две части – по ней могут быть поставлены 2 итоговые оценки: одна – после изучения лирики, вторая – после изучения темы. Текущие же оценки далеко не равнозначны. Ученикам разъясняется, что приоритет отдается письменным работам и большим устным выступлениям. Чтение наизусть решающей роли в получении итоговой оценки не играет.
При тематической проверке знаний значительно возрастает роль учета ответов учеников. Здесь учителю необходимо вести свой журнал (тетрадь), где оценки будут стоять не вразбивку, как в классном журнале, а в колонках (по видам работ). Например, при тематическом учете знаний по русскому языку итоговая оценка по теме будет складываться из оценок за письменные работы (диктант, словарный диктант, изложение, сочинение, тестирование), за ведение тетради, за ответы по вопросам теории, за практические работы, выполненные на карточке, у доски, за орфографический, фонетический, морфологический, синтаксический разбор, разбор по составу слова. Это материал каждого урока, и в журнале эти оценки ставятся поурочно. В тетради же учителя это отдельные колонки. Поэтому планировать опрос учителю легко. Он, готовясь к уроку, видит, что, скажем, у ученика Сидорова он уже проверил умение делать фонетический разбор и на данном уроке по этому вопросу ему нужно спросить ученицу Петрову, т.к. она этот разбор на уроке еще не делала. И так по каждому вопросу. Таким образом, пройдя по всем видам и формам опроса, ученик получит более глубокие знания и более устойчивые навыки владения грамотностью. Учитель же четко представляет себе уровень знаний по теме всех учеников в целом и каждого в отдельности. А если он еще ведет картотеку ошибок каждого ученика, то при планировании опроса по видам работ он будет подходить к нему дифференцированно (картотека ошибок – это карточка каждого ученика, в которую после выполненной работы вносятся слова, в которых были допущены ошибки по правилам). В миниатюре она выглядит так.

Иванов Юрий, 5-й “В”
По ней ясно, что у Юры Иванова наибольшее затруднение вызывает правописание падежных окончаний имен существительных. Следовательно, планируя орфографический разбор, нужно вызвать его, включив именно этот материал. Такая картотека наглядно показывает пробелы в знаниях каждого ученика и всего класса. Это большое подспорье учителю в выполнении его главной задачи – сделать учащихся грамотными. Конечно, это большая и кропотливая работа, требующая дополнительных усилий, т.к. каждый пробел в знаниях ученика нужно ликвидировать, но, как говорят, “игра стоит свеч”.
Ребята постепенно привыкают к такому учету знаний и понимают его целесообразность. Для учителя же эта форма работы – широкое поле деятельности и творчества. А также большое удовлетворение при виде результата. Кроме того, в его арсенале появляется большой банк оценок, что дает ему возможность объективно судить о знаниях обучаемых им детей.
Итоговая оценка выставляется в отдельной графе после окончания темы и фиксируется на правой странице журнала. Заполняется эта графа порой не у всех сразу. Получившим текущую двойку дается какое-то время на ликвидацию пробела. Четвертная оценка ставится уже не по всем текущим, а по итоговым. Для ученика (и его родителей) итоги учебной работы подводятся не один раз в 2(4) месяца, а значительно чаще. Это тоже имеет свой положительный эффект.
Ирина КАМСКАЯ,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы N 1
Саров,
Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте