Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Картина мира +20. Опыт организации работы модератора социопотока

Учительская газета, №38 от 19 сентября 2017. Читать номер
Автор:

Современное образование требует не только знаний, но и способности претворять знания в жизнь. Чтобы наш выпускник обладал востребованными способностями, мог осознанно сделать свой выбор, состоялся как личность, ему необходимо, еще обучаясь в гимназии, попробовать себя в разных видах деятельности, получить опыт продуктивной работы. Такой опыт наш ученик получает, включившись в проектно-исследовательскую деятельность. В Северской гимназии была разработана и 15 лет реализуется программа гуманитарного сопровождения образовательной инициативы, основанная на проектно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов. Работая с учащимися в проектном режиме, мы понимали, что именно такая деятельность формирует у учащихся компетенции, необходимые для их дальнейшей жизни и развития. В последние годы педагогами Северской гимназии совместно со студентами Национального исследовательского томского государственного университета под руководством Т.В.Якубовской была разработана новая программа работы со старшеклассниками, построенная на технологии «Образовательный форсайт».

Данная программа направлена на то, чтобы научить молодых людей продумывать свое будущее, опираясь на объективные процессы, которые уже происходят в мире, на технологические открытия, которые влияют на наше общество уже сегодня. Мы вместе с ребятами разбираемся: почему образование и профессии меняются вслед за изменениями в мире? Что произойдет с миром в будущем и как мы будем вписываться в него? Что я должен предпринимать сейчас, чтобы встроиться в новое будущее и быть там успешным? Данная программа была реализована в различных образовательных событиях и на этапах подготовки к ним, в том числе на Всероссийском форуме «Новое поколение – ресурс будущего», проводившемся при поддержке госкорпорации «Росатом» в 2013 году. На осуществление проекта работала большая команда. В группу единомышленников вошли лекторы, эксперты – преподаватели вузов Томска и Северска, ученые, представители инновационного бизнеса, власти, образования; модераторы – студенты вузов, учителя Северской гимназии.  Я вхожу в состав команды разработчиков технологии «Образовательный форсайт» и являюсь модератором социопотока. Модераторы – это те люди, которые работали непосредственно с детьми на самом образовательном событии, вели их по лабиринтам сложной и незнакомой программы. Но наша работа началась задолго до самого форума, еще на подготовительном этапе. Командой модераторов была проделана большая работа. Ценность ее в том, что мы работали не по готовому плану образовательного события, а сами разрабатывали все этапы, которые затем реализовывали на форуме.С чего же мы начали? Как продвигались от этапа к этапу? Что в итоге получилось?После определения своих обязанностей на подготовительном этапе мы начали продвигаться в осознании идеи форума. Мы понимали, что, работая с командой детей на самом форуме, мы должны будем владеть информацией по технологиям, чтобы иметь возможность работать с детьми не только организационно, но и содержательно. Следующим пунктом нашего продвижения был вопрос, который на форуме предстояло решать детям, – влияние технологий на будущее в разных сферах жизни общества, а через это обдумывание своего жизненного пути. В этой работе хорошо помогли нам встречи со студентами. Они стали модераторами нашего социопотока. В отличие от нас, учителей, они были уверены в себе, в своих знаниях по данному вопросу, так как уже проживали подобную ситуацию на своих занятиях в университете. Их уверенность передалась и нам, мы разобрались в предложенном материале, с которым нам предстояло работать, и дальнейшая подготовка пошла уже легче. Подготовка сценарных планов образовательных событий, организаторами которых нам предстояло стать, была нам понятна и знакома, так как близка нашей профессиональной деятельности.Еще на заочном этапе мы читали и оценивали эссе ребят о том, как они представляют свое будущее. Это было одним из этапов отбора команд на форум. Поработав с ребятами на форуме, мы отметили, что подготовительная работа по отбору участников прошла на хорошем уровне. Не было «случайных» детей. Все были активные, творческие, думающие. И это был первый и основной момент восторга от мероприятия. За всю свою рабочую деятельность одновременно столько талантливых, готовых к сотрудничеству (а не только к личному успеху) детей я увидела, можно сказать, впервые. Работать было интересно и радостно, оттого что в нашей стране есть будущее, раз есть такой резерв! Работа модераторов на форуме Работа на форуме началась с открытия. Открытие данного события прошло в торжественной обстановке. Понравилось то, что прошло оно лаконично (не растянуто), с присутствием таких очень значимых гостей. Было ощущение того, что ты не просто присутствуешь, а имеешь непосредственное отношение к чему-то важному. Но было бы намного лучше, если бы у детей была возможность во время всей программы форума встретиться с приглашенными гостями и получить ответы на вопросы на предмет развития атомной промышленности, Томской области, высшего образования и страны в целом. Думаю, что такую форму работы необходимо предусмотреть в программах будущих форумов. Первый день. «Технологии и будущее +20: за и против» Первый день работы в потоке был посвящен проработке темы через интеллектуальные дебаты и лекции. Для того чтобы дебаты состоялись, были приглашены лекторы – интересные люди, владеющие предметом на хорошем уровне, умеющие работать с аудиторией, заинтересованные в своем вопросе и в самом форуме. Цель лекций – ознакомить участников с некоторыми технологиями, которые окажут влияние на будущее страны, мира. Время, отведенное для каждой лекции, – 20 минут – оптимальное, но, на мой взгляд, его недостаточно для вопросов и общения с лекторами. После лекций для подготовки к интеллектуальным дебатам была организована работа в командах (каждый поток – 50 человек, это 5 команд). Работа в командах в первый день была не очень активной, так как дети не совсем понимали, что же от них требуется. Также не было времени познакомиться – знакомство происходило во время работы. А требовалось от команд подготовиться к дебатам, где есть определенные требования и правила проведения. Времени на объяснение особенностей дебатов было отведено очень мало. Все обсуждалось, можно сказать, на ходу. Однако участники проявили верх организованности, всё схватывали на лету. Когда после работы в группах начался мозговой штурм в потоке, мы, модераторы, поняли, что дети хорошо усваивают правила игры и на общих дебатах мы сможем выступить достойно. Мозговой штурм – это деловая игра, направленная на продуцирование новых идей для решения поставленной проблемы. Во время мозгового штурма в потоке ребята представляли наработанный в группах материал. Хочется отметить, что участники хорошо влились в концепцию задания – работать на содержание для успешного выступления потока на дебатах. Ребята помогали друг другу, прислушивались к дополнениям от других команд, не было конкуренции между командами потока, а была общая работа на результат. Сложность была в работе экспертов. Им трудно было отслеживать выступающих, оценивать их. И еще – не было достаточно времени для всех желающих выступить и проявить себя. Мне кажется, что эксперты на данном этапе должны выступать больше в роли помощников, направляющих детей на размышления, чтобы ребята не только проявили себя и свои знания, но и получили помощь со стороны компетентных профессионалов. Если при работе в группах участники стремились выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, то после мозгового штурма выделялись главные, обсуждались и развивались возможности их доказательства или опровержения. Дебаты между потоками прошли очень интересно, участники увидели результат своей работы, правда, очень переживали о том, какая технология нам достанется на дебатах и в какой роли представится возможность выступить – отрицания или утверждения.Чем же можно охарактеризовать итоги первого дня? В содержательном плане мы осмыслили стартовый вопрос «Мир технологий +20», и была подготовлена почва для второго дня – дня обсуждения влияния технологий на общество. В организационном плане  участники форума сплотились в команды, потоки, приняли правила игры. Второй день. «Технологии и общество: картина мира +20» Содержательно работа была направлена на разработку сценарных версий «Технологии и общество: картина мира +20». Участникам надо было разработать сценарную версию, в которой необходимо было описать устройство мира с точки зрения влияния технологических открытий на социально-экономические и культурные изменения в обществе. Надо было выбрать прорывные технологии, показать влияние этих технологий на изменения в обществе, выдвинуть гипотезы о новых профессиональных приоритетах. Кроме содержания надо было уделить внимание еще и оформлению защиты своей версии. Работа в группах. Дети работали интенсивно, заинтересованно. По содержанию предложенная тема была обширной, новой, содержала большой объем информации. Основным в работе был поиск альтернатив, но общая дискуссия в конце дня должна была закончиться принятием решения. Интересно было наблюдать, как происходил взаимодополняющий и развивающий диалог участников. Вопрос для обсуждения был сложным, но положительным в работе. Хочется отметить бесконфликтность обсуждения: все внимательно выслушивали друг друга, каждый старался аргументировать свою позицию, не было чрезмерной активности одних за счет других. Работа в потоке. После работы в группах ребята представляли свои сценарные версии в потоке. Во время обсуждения сценарных версий команд надо было выбрать лучшую идею и лучшую команду и на их основе продолжить работу по составлению сценарной версии от потока. Положительным в этой части работы хочется отметить тот факт, что группы, представив свою версию, объективно рассматривали варианты других групп, не старались «пропихнуть» именно свою идею. Прошел, можно сказать, идеальный процесс обсуждения.Конкурс презентаций версий между потоками. Защита сценарных версий между потоками прошла очень интересно. На мой взгляд, именно после этого события ребята могли задуматься о своем будущем. Здесь были продемонстрированы прогнозы будущего (может быть, и не очень реального), которые помогут ребятам прокрутить вариант своего будущего, были очерчены моменты, на которые надо обращать внимание, чтобы продумывать и обосновывать свои личные профессиональные перспективы. Ребята продемонстрировали культуру выступления и оформления презентации, аргументированность своих взглядов, умение использовать дополнительный материал, гибкость реагирования на аргументы соперников. Третий день. «Мое образование +20»Третьим этапом в работе на форуме была рефлексивная сессия по созданию версий сценариев «Мое образование +20», участники прорабатывали вопрос «Приоритетные профессии +20». Организационный аспект данного этапа хорошо прописан в программе форума. Сначала участники опять работали в командах, потом был конкурс в потоке, и завершилась работа интеллектуальными дебатами между потоками. Данный этап получился, с одной стороны, интересным, захватывающим, но с другой стороны – нереальным, фантазийным. Вот что пишет один из участников нашего потока: «По моему мнению, к сожалению, не получилось представить реальную картину будущих профессий. На презентациях получились довольно фантазийные картины и представления. Возможно, если бы с участниками преподаватели и эксперты работали больше, то картины будущего получились бы более реальными и полезными для участников, чтобы они смогли выбрать себе профессию, которая будет актуальной в будущем». Что касается моего мнения по этому вопросу, то оно двойственное. С одной стороны, этот ребенок прав в том, что он хотел бы получить для себя некий фактический материал для дальнейшего размышления о своем будущем. Такой материал могли бы дать участникам форума эксперты – преподаватели вузов и другие приглашенные на форум лица – представители Росатома, руководители города, области и вузов Томска. Или как вариант – чтобы дети уже приехали подготовленные по данному вопросу с набором фактов, перспектив. В общем, этот вопрос нуждается в дополнительной проработке. Но, с другой стороны, я все-таки считаю данное мероприятие успешным. Участники получили механизм развития идеи поиска будущей профессии. Они учились анализировать, прогнозировать, сопоставлять. Они учились думать. Они получили толчок задуматься о правильности своего будущего выбора. Им показали, что свой выбор надо делать не спонтанно, а опираясь на анализ технологий, которые изменяют наш мир. И в финале этот вывод соединился с тезисом предыдущих этапов – о перспективах развития современных технологий, ожидаемых прорывах и их влиянии на изменения в обществе и профессиональном мире. После рефлексивной сессии участники ответили на вопросы анкеты, где они написали свое мнение о данном событии и то, чему они здесь научились. Их высказывания можно разделить на следующие группы: – Что поняли, осознали? – Какой новый опыт приобрели? – Мнения, суждения. – Критика и пожелания. Вот что отметили участники в своих анкетах:     Что понял, осознал? – Увидел новые, интересные перспективы для выстраивания своего дальнейшего образования. – Понял, где и как нужно учиться, чтобы добиться успеха в меняющемся мире. – Понял, от чего зависит планирование моего будущего образования, что важно учитывать. – Определился с собственной версией индивидуального плана будущего образования. – Понял, ЧЕМУ буду учиться и ГДЕ буду учиться, определил контуры собственной траектории образования. – Нашел ответ на вопрос «Кем быть?». Определился со своей будущей профессией. – Понял, что раньше делал совсем не то и стремился не туда!     Какой новый опыт приобрел? – Научился анализировать и понимать механизмы влияния, условия и причины того, как может выглядеть мир в будущем. – Научился грамотно реагировать на критику в дискуссиях, в работе с экспертами. – Получил опыт того, как вырабатывать нестандартные способы решения задач. – Освоил новый опыт смело вести дискуссию с экспертами-профессионалами. – Приобрел опыт работы в команде с совершенно незнакомыми людьми. – Получил опыт оригинальной формы представления результатов. – Научился выступать и держаться на сцене. – Получил опыт того, как точнее формулировать и донести свои взгляды.     Мнения, суждения. – Было сложно, но интересно и полезно. – Информация была полезной, проделанная работа – нужной. – Понравилось то, что здесь собрались умные люди, с которыми приятно общаться, вести диалоги, спорить. – Понравилась работа команд, прозвучали смелые идеи. – Отличный способ научиться новым навыкам мышления и рационально тратить время. – Весело, увлекательно, занимательно. – Форум – это место для детей, которые хотят саморазвиваться, самореализовываться и вносить свой вклад в будущее. – Незабываемые впечатления от работы. – Эксперты компетентные и креативные. – Форум имеет высокий организационный и содержательный уровень. – Постоянная мозговая активная деятельность сильно выматывала, но только благодаря этому можно почувствовать ритм будущей жизни. – Хороший материал для размышления. – Я бы поучаствовал в такой работе еще раз – у меня возникло много новых вопросов.     Критика и пожелания. – Тяжело работать по такому напряженному графику. – Нет ни одной свободной минуты, все расписано. – Три дня для такого объема работ мало. – Переосмыслить систему оценивания. – Экскурсии по вузам Томска и по городу. Из высказывания участников можно увидеть, что работа проделана нужная, интересная, своевременная для данной категории ребят. В целом хочу отметить, что, на мой взгляд, план форума реализовался успешно благодаря ступенчатой системе организации событий: команда – поток – общее мероприятие. При такой системе каждый участник смог принять активное и посильное для него участие. ​Ольга ЧЕРЕПАНОВА, учитель английского языка Северской гимназии, г. Северск, Томская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt