search
main
0

Каменная могила Шумерская аратта в приазовье

Московскому шумерологу Анатолию Кифишину удалось раскрыть тайну петроглифов расположенной в приазовской степи под Мелитополем Каменной могилы. Возможно, именно вблизи нее тысячи лет назад мировая цивилизация впервые громко заявила о себе, оставив будущим поколениям письменное завещание.

Километрах в двадцати к северу от Мелитополя в приазовской степи, на берегу реки Молочной, возвышается песчаный остров, на который нахлобучена серая “папаха”, сложенная из каменных глыб. Это удивительное природное образование – одновременно геологический феномен и непревзойденный памятник первобытного искусства. Подобного не встретишь больше нигде на планете.
Этот каменный курган является останцем Сарматского моря, которое 14 миллионов лет назад намыло здесь песчаную отмель. Со временем песок благодаря оксидам железа и марганца превратился в каменистую породу. На дне возникшего позднее Понтийского моря образовались известняковые наносы, которые закрыли сарматский песчаниковый монолит. Море вскоре ушло. На его месте осталась голая равнина. Во время таяния ледников по ней устремилась к югу быстрая вода. Течение реки Молочной снесло верхний рыхлый “кисельный” слой земли и обнажило “столовый холм”. Под воздействием воды и ветра песчаник раскололся и расползся. Так в степи образовалась уникальная Камень-гора (Юнь-таш) с гротами и пещерами.
С древнейших времен священный бугор привлекал внимание людей. На его плитах они оставили тысячи наскальных рисунков, которые можно поставить в один ряд с выдающимися мировыми образцами первобытного искусства. Дикие племена палеолита, охотники эпохи бронзы и меди, степные кочевники, римские легионеры, воительницы-амазонки, религиозные фанатики раннего средневековья обожествляли каменный холм и поднимались на его вершину (или, наоборот, спускались в гроты), чтобы совершать свои обряды. Скажем, накануне охоты. Посланец племени, вооруженный копьем, пробирался в грот “мамонта” и несколькими ударами поражал выцарапанное обломком кварца и покрытое красной охрой стилизованное изображение могучего животного. Ученые находят следы многочисленных ударов и на других рисунках, изображающих ритуальных животных. Есть в подземной галерее и грот “быка”, на плитах которого находится единственное известное у нас изображение запряженных быков, и грот “амазонок”, и плита “следов” с рисунками человеческих стоп, и “конские” плиты, на которых изображены кони в самых необычных ракурсах. Всадник, оседлавший лошадь, олени, змеи, лодка под парусом, рыболовецкие сетки, гарпуны, дротики, стрелы, сцены охоты, солярные знаки, монограмма Христа – чего только не найдешь на страницах этой удивительной “каменной” книги! В свое время Александр Суворов назвал этот холм “чудом природы”. Неподалеку от него полководец основал почтовую станцию, которую охранял отряд казаков. Они, кстати, и спасли памятник от разрушения, когда в конце восемнадцатого века началось строительство Мелитополя.
Чье только воображение с тех пор не будоражили древние рисунки Каменной Могилы, кто только не бился над расшифровкой таинственных знаков святилища в приазовской степи. Несколько лет назад изучением памятника занялся московский шумеролог Анатолий Георгиевич Кифишин. Ученый известен своими оригинальными статьями о шумеро-вавилонской эстетике и первосимволе, сакральной топографии шумеро – вавилонского храма. Почти 200 авторских листов составляет его “Русский народный календарь”, в котором по типу антологии скомпонованы материалы обрядов, мифов, ритуалов. Кифишин стал создателем такой науки, как ритуалистика. Его ритуальные таблицы выявляют глубинную, структурно-семантическую суть понятий, которые ученый группирует по собственным принципам, превращая почти в математические схемы. Они прекрасно раскрывают духовный мир древних людей – прежде всего народов Древнего Востока.
На одной из восточных плит Каменной Могилы Анатолию Кифишину вдруг “показалась” начерченная огромными, до одного метра знаками шумерская надпись “Шу-нун”. По-шумерски это означает “Рука Царицы”. Так, кстати, назывался древний город Шумера Джемет-Наср, прославленный своим архивом. Несколько лет спустя надпись была едва различима. Шумеролог предположил, что это могло быть самоназванием памятника. На одной из плит с той стороны холма, что примыкала к реке Молочной, ученый прочитал еще одну надпись – “Нун-бирду”, что означало “Царица Степи”. Может быть, это было древним названием реки? В шумерских легендах тоже есть река с таким названием. Близ нее некогда бог Энлиль соблазнил юную деву Нинлиль, за что и вынужден был сойти в преисподнюю.
Так знак за знаком, петроглиф за петроглифом, надпись за надписью Кифишин расшифровывал древние тексты. О чем они? На каком языке составлены? Какому времени и народу принадлежат? “Радостно плуг режет землю…”, “Уту предков первых людей судил – это перволюди Севера”, “Жребий колесниц первейших – согласно знанию Морской бездны – мертвых перевозить…” – в этих поэтических строчках предстает перед нами во многом не понятный для нас, чрезвычайно метафоричный мир древнего человека, связанный, как считает ученый, “с проблемами мира-космоса, с его рождением и смертью-возрождением, которые чередовались циклически в великом круге бытия, вовлекая в свой ритм и жизнь человека”.
Как известно, первым письменным народом, который “связно” с помощью букв-знаков донес до нас свои мысли, были шумеры, создавшие в междуречье Тигра и Евфрата пять тысяч лет назад государство с развитой культурой. Однако многие ученые считают, что зачатки шумерской клинописи следует искать в другом месте. Где? Различные “протошумерские” надписи были обнаружены в Подунавье, на Балканах, в Чатал-Гююке (Турция), в Средней Азии. Сравнивая различные тексты Каменной Могилы, московский шумеролог столкнулся с целым рядом повторяющихся ритуальных формул, которые оказались связанными между собой. Отдельные их элементы встречаются в других памятниках протошумерских культур (в том же Чатал-Гююке). Однако там лишь “заимствования”, фрагменты, отрывки. Наиболее полные тексты содержатся на плитах и табличках Каменной Могилы. В настоящее время там известно 130 надписей-панно, начертанных в основном на потолках и карнизах 62 гротов и пещер и 160 каменных табличек с надписями. Древнейшие письмена относятся к XII-X тысячелетиям до н.э., а самые поздние – к III тысячелетию до н.э., когда в Месопотамии процветала собственно шумерская культура. Внимательно изучив каменномогильские надписи, Кифишин пришел к выводу, что святилище в приазовской степи представляет собой грандиозный архив древнейшего в мире письма, своеобразное наследие неизвестный пока нам цивилизации, связанной как с культурой Передней Азии, и в частности с Шумером, так и с миром причерноморских степей.
Можно предположить, что в древности Каменная Могила была своеобразным культовым центром окрестных народов, представители которых и были создателями протописьменности. Возможно даже, что неподалеку от святилища на берегу Царицы Степи среди роскошных пастбищ и плодородных черноземных равнин и находилась великая Аратта – легендарная прародина шумеров (так, кстати, у них называлась и преисподняя). Пока что это гипотеза. Однако после расшифровки Кифишиным петроглифов Каменной Могилы (далеко не всех!) можно смело утверждать, что мировая цивилизация значительно древнее, чем считалось до сих пор, что письменная история в Шумере только продолжилась, а начиналась она гораздо севернее – в ветряной приазовской степи.
Как же пахари-аратты стали шумерами? Как они попали в междуречье Тигра и Евфрата? Возможно, предки шумеров, населявшие Причерноморье, покинули родную Аратту после того, как истощились ее плодородные земли. Аратты могли сняться с обжитых мест из-за внезапных холодов, нахлынувших с севера, резко изменившегося климата. Это могло случиться после соединения Черного моря с Мировым океаном через пролив Дарданеллы. Вполне вероятно, что после “Дарданова потопа” черноморско-азовскими водами была залита часть территории Аратты. Кстати, это событие позже могло отразиться в легендах о всемирном потопе.
Переселение народов – не одномоментный акт. Письменные памятники протошумерской культуры на Дунае, Балканах, в Турции – затяжные остановки араттов на долгом пути из Приазовья в Шумер. Часть племени, видимо, оставалась на берегу Молочной. Их жрецы после ухода соплеменников продолжали покрывать письменами плиты священного холма, прославляя богов и героев, ставших общими для многих народов.
Почти тысячестраничный труд Анатолия Георгиевича Кифишина, который недавно увидел свет под кратким “монументальным” названием “Каменная Могила”, представляет собой первый в мировой науке (и пока единственный!) опыт дешифровки протошумерского архива XII-III тысячелетий до н.э. В скором времени последует его продолжение. Разрабатывая гипотезу об изначальном родстве многих народов, ученый собирается во второй книге представить топонимическую карту окружающих Каменную Могилу степей, где некогда могла располагаться прародина человечества – великая Аратта…

Владимир СУПРУНЕНКО
Москва – Мелитополь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте