search
Топ 10

Какую Россию мы строим?

На коллегии администрации города одобрены и утверждены решением городской Думы программы, в том числе и “Гражданин Ростова-на-Дону – гражданин России”. И не только потому, что гражданское образование и воспитание школьников – один из приоритетов Национальной доктрины образования в Российской Федерации. Причины ее создания коренятся прежде всего в кризисе, который переживала, да и сейчас переживает практика воспитания, о чем свидетельствуют девальвация и размывание системы традиционных ценностей; падение культурного уровня значительной части молодежи; рост детской и подростковой преступности; разрушение связи между поколениями; негативные воздействия на детей телефильмов-боевиков; ослабление взаимосвязи между семьей и образовательными учреждениями; увеличение числа детей-сирот, безнадзорных детей; авторитарность стиля воспитания в школе и семье и др.
Необходимость принятия и реализации программы определяется низким уровнем демократической культуры населения; продолжающейся криминализацией ряда социальных структур общества, неуважением к закону; индифферентностью многих граждан к участию в жизни общества; выпадением “гражданского компонента” из общей структуры образовательного процесса школ, его явной недооценкой в обстановке резкой смены социальных систем; отсутствием единства в гражданском образовании и воспитании в деятельности школы, семьи, правовых, социальных и культурных учреждений, необходимостью придать ей интегративный, целостный характер и тем улучшить социальную ситуацию в стране.
При определении целей программы мы пришли к выводу, что они должны задать всему воспитательному процессу в качестве центральной идею воспитания гражданина Ростова-на-Дону – гражданина России; придать гражданскому образованию и воспитанию комплексный характер с вовлечением заинтересованных служб и ведомств города; обеспечить равное партнерство образовательных учреждений с основными субъектами микрорегионов, а в системе гражданского образования и воспитания – ведущую роль школы; вывести гражданское образование и воспитание школьников в сферы их реальной жизнедеятельности, практических проблем общества; положить начало широкому детскому и молодежному движению.
В основу программы положены концептуальные идеи личностно-ориентированного процесса обучения как высшего типа образования. Его стратегической целью является формирование у человека системы гуманистических ценностей как присущих традиционному менталитету русского народа (великодушие, милосердие к другому, соборность, любовь к Отечеству, уважение к национальной культуре, благорасположение к людям за границами Родины и др.), так и традициям демократического общества и правового государства.
Сегодня можно говорить о некотором накопленном опыте продвижения программы. Об этом мы говорили на III Всероссийской конференции “Состояние и проблемы демократического гражданского образования и воспитания школьников”, состоявшейся в Ростове-на-Дону в прошлом году.
Образование школьников как будущих граждан правового государства требует прежде всего системы содержания знаний о демократии, демократизации в России, других странах, преодолевающих последствия тоталитаризма, правах, свободах человека. Сегодня содержание демократического гражданского образования в начальной школе не разработано. В основном оно представлено курсом “Граждановедение”, реализуемым в 79 общеобразовательных учреждениях города. Курс разрабатывался десять лет назад на этапе подъема демократической волны. Сегодня многие его проблемы, оценки, предлагаемые для обсуждения учащимся, вполне справедливо подвергаются критике. Но курс “Граждановедение” был первой ласточкой демократического гражданского содержания для школьников и, пожалуй, для многих учителей, а пособие к нему оказалось технологичным, позволило обеспечить неформальное общение детей, педагогов и даже родителей по проблемам власти, права, армии, экономики, нравственности и другим. Мы ценим опыт первых творчески работающих учителей-граждановедов: О. Рудневой (средняя школа N 92), А. Козеря (средняя школа N 12), А. Красновой (гимназия N 45), Т. Урасиновой (средняя школа N 51), В. Власовой (средняя школа N 15) и других, ставших первопроходцами. Они накопили интересный опыт разработки содержания (в том числе спецкурса “Избирательное право. Избирательный процесс”, регионального компонента”) и методики к нему. Дискуссии, деловые, ролевые игры, дебаты утвердились во многих школах города благодаря курсу “Граждановедение”. Вошли в традицию олимпиады по граждановедению в форме защиты школьниками творческих проектов. К 250-летию города многие из учеников в своих работах предложили нестандартные решения проблем реставрации исторического центра Ростова-на-Дону, его экономического развития, экологического возрождения, становления как многонационального центра Северного Кавказа. Четвертый год подряд школьники города, изучающие этот курс, активно участвуют во Всероссийской олимпиаде по граждановедению. В 2000 году это были 11 ребят из школ NN 111, 27, 92, 47. Трое: Сергей Коновальчук (средняя школа N 27), Андрей Винник (средняя школа N 92), Татьяна Зубова (средняя школа N 47) отстаивали честь города на заключительном этапе олимпиады в г. Москве.
О демократии, ее ценностях ребята узнают при изучении тем “Современная цивилизация и политическая жизнь”, “Социально-политическая деятельность человека и развитие общества” и др. Наукообразность, схематизм их изложения в учебниках требуют от учителей немало умений, чтобы заинтересовать старшеклассников, побудить к самообразованию. Творчески работающие учителя обществознания Н. Киселева, Е. Максимова, С. Ткачева, Е. Сухомлинова, Г. Уткина делают это, привлекая документы, факты из истории государств, народов, жизни выдающихся политических деятелей, произведения литературы и искусства. Однако подавляющее большинство уроков обществознания, как показали исследования, неинтересны, не позволяют подросткам (в том числе выпускникам) самоопределиться.
В содержательном отношении не определена роль курса “Экономика” в демократическом гражданском образовании школьников. Как учебная дисциплина “Экономика” включена в инвариант учебных планов двадцати семи школ. Модуль “Основы предпринимательства” реализуется через программу “Технология”. Изучая ее, школьники узнают о социально-экономических и организационно-правовых основах предпринимательства; цивилизованном предпринимателе; экономичном ведении домашнего хозяйства; бюджете семьи; культуре экономических отношений в процессе производства, потребления и обмена, рациональном использовании всех видов ресурсов и др., а главное – учатся хозяйственной деятельности.
Без этого невозможно воспитание качеств хозяина, собственника, предпринимателя как условия становления гражданского демократического общества, а в конечном итоге, как было подчеркнуто в обращении В. Путина, и “развития российской экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан, обеспечения точного и эффективного проведения экономической стратегии на всей территории России”.
Мы всегда должны помнить предостережение выдающегося мыслителя Петра Струве: “Без свободы лица, свободы, утвержденной в праве, нельзя и помыслить восстановить разрушенную храмину России. Свобода же без экономического фундамента собственности неустановима и невосстановима. Можно спорить о пределах собственности, о том или ином обнаружении ее принципов в учреждениях… здесь возможны различные виды и степени. Но личной свободы без обеспечения права частной собственности быть не может – это есть главный, самый важный всемирно-исторический урок русской революции”.
Поэтому сегодня нас уже не может удовлетворить тот факт, что “Экономика” изучается в двадцати семи общеобразовательных учреждениях, а модуль “Основы предпринимательства” реализуется через программу “Технология”, так же, как и то, что курс “Граждановедение” введен не повсеместно. Жизнь требует интеграции этих курсов, обновления программ, систематизации методики обучения по ним и создания учебных пособий.
Нам важно сегодня также осмыслить роль курсов литературы, истории, обществознания, мировой художественной культуры в становлении гражданина демократического общества. Эти курсы раскрывают присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, сохраняют общую историческую память. За последнее время многое изменилось. Содержание программ по литературе, обществознанию, географии и др. наполнилось региональными знаниями. Творческие группы учителей-словесников средних школ NN 46, 32, 81, 90, 20, 36, 60 разработали пособие “Литература Дона и о Доне”. Авторский коллектив учителей и работников областного краеведческого музея подготовил к 250-летию города учебное пособие для учащихся 8-9-х классов “История г. Ростова-на-Дону”. Практически во всех школах творчески реализуется программа по географии “География родного города”. Думаю, что в ближайшее время творчески работающие учителя города проанализируют программы гуманитарных предметов с целью их систематизации и углубления по проблемам демократизации России, демократии, утверждения прав и ответственности личности и др.
Анализ формирующегося в городе опыта демократического гражданского образования учащихся убеждает также в необходимости организации и развития их гражданской деятельности. В школах Советского района четыре года назад родилась политико-экономическая игра “Демократия”, которая стала формой жизнедеятельности каждого общешкольного коллектива, позволила спроектировать модели их воспитательных систем и района в целом, создать условия, способствующие самореализации и самовыражению подростков, проявлению их творческой активности, лидерских качеств. Вот что написал об игре “Демократия” выпускник школы N 86 Александр Кобец: “С 14 лет я являюсь президентом республики “Экос”, которая входит в состав федерации “Экология” вместе с государствами “Лика” (школа N 88), “Факел” (школа N 60), “Надежда” (школа N 87), “Эверест” (школа N 61). Политико-экономическая игра “Демократия” – это не разовое мероприятие, это одно из звеньев системы гражданского образования и воспитания в районе. Участвуя в “Демократии”, я находил для себя ответы на многие вопросы: для чего нужна конституция и другие законы? В чем преимущество жизни в демократическом обществе? Какова роль отдельного гражданина? Как он может влиять на жизнь государства? Игра дала мне возможность всесторонне проявить себя, раскрыть те стороны, о которых я раньше и не подозревал.
Теперь игра “Демократия” стала неотъемлемой частью моей жизни. Мне хочется, чтобы лидеры школ Советского района продолжали начатое дело”.
В рамках Донского фестиваля “Образование. Карьера. Бизнес” два года назад родился первый городской конкурс “Лидер ХХI века”, в котором приняли участие восемь команд, представляющих 18 общеобразовательных учреждений города, и сборная команда Ростовского союза детских организаций. Победителями в номинации “Лучшая депутатская группа” стали команды Кировского, Советского и Ленинского районов, а в личном первенстве – Андрей Карпов (гимназия N 36), Светлана Филатова (школа N 92), Иван Корень (гимназия N 36).
Участники конкурса “Лидер ХХI века” при поддержке Центра образования, пресс-службы администрации города и еженедельника “Ростов официальный” разработали интернет-проект “Молодежная Дума”, реализация которого позволила школьникам, еще не имеющим избирательного права, предлагать и обсуждать законы, обретать опыт претворения идей и предложений в реальные законопроекты. Так родилась идея проведения в декабре 1999 года во всех общеобразовательных учреждениях акции “Голосуют дети”. В тех школах, где не было органов ученического соуправления, они создавались. Там, где такие органы были, проводились референдумы по актуальным проблемам жизни. Выявилась когорта лидеров. Они и предложили избрать общегородскую Молодежную Думу.
На первом этапе в выборах внутри районов участвовали старшеклассники более 100 школ. На втором этапе – 120 человек. Всего в состав Молодежной Думы вошел 21 человек – столько же, как и во взрослую Думу Ростова-на-Дону. Главной частью выборов стали предвыборные выступления кандидатов и их доверенных лиц. В большинстве предвыборных программ доминировали вопросы экологии и борьбы с распространением наркотиков. Другая важная проблема, решить которую обещали многие кандидаты, – обеспечение детской занятости. Тревогу у многих кандидатов вызывает и набирающая силу коммерциализация высшего и среднего специального образования. Кое-кто решал не останавливаться только на проблемах молодежи и в свою предвыборную программу ввел такие пункты, как перераспределение собираемых налогов между городом и областью, снижение налогового бремени с предпринимателей и др.
Выборы Молодежной Думы утвердили ее легитимность и позволили депутатам активнее вносить предложения по участию школьников в общественной жизни города. Накануне 55-летия Победы в Великой Отечественной войне был проведен субботник, собраны средства и продукты питания для раненых бойцов госпиталя. Опыт убеждает, что Молодежная Дума дает ребятам возможность реализовать себя как будущих граждан, а педагогам создать реальную воспитательную модель устройства жизни города глазами тех, кому предстоит воплощать ее в ХХI веке.
К чести взрослых депутатов городской Думы, они не посчитали инициативу выборов Молодежной Думы простой забавой и приняли деятельное участие в процессе. У истоков молодежного парламентаризма стояли такие депутаты, как Виталий Лазарев, Игорь Колесников, Андрей Мирошниченко, Галина Иванова. О Галине Ильиничне стоит сказать особо, так как именно она включилась в организацию выборов Молодежной Думы второго созыва. Как директор школы она хорошо понимает воспитательное значение этого дела для становления гражданской позиции школьников.
Развитию гражданской деятельности школьников способствуют также 144 детские организации, объединенные в Ростовский союз детских организаций. Это “Юные патриоты России”, туристско-краеведческое движение “Отечество”, Экологическая лига детских объединений, Городская лига юных журналистов. Известны своими яркими делами районные детские организации “Союз верных друзей” Пролетарского, “Улица моего детства” Первомайского, “Маленькая страна” Ворошиловского районов, межшкольные объединения: разновозрастной отряд “Звездный” Дворца творчества детей и молодежи, военно-патриотическое объединение “Энергия” ЦЛО Октябрьского района и др.
Большинство детских общественных объединений ориентировано на включение школьников в реальную социально востребованную и личностно значимую деятельность, помогающую им в овладении необходимым социальным опытом, формировании гражданской ответственности. Они реализуют программы “Детский орден милосердия”, “Дерево жизни”, “Зеленый мир”, “Свой голос”, “Синяя птица”, “Мир игры”, “Успех”, “Дети ради детей”, свидетельствующие о возрастающей потребности молодежи к самостоятельной социально-творческой, социально-преобразовательной деятельности.
О расширении сфер общения школьников, их творческой самореализации как будущих граждан свидетельствует и число самодеятельных детских печатных изданий, в которых остро, талантливо освещаются различные аспекты детского и молодежного движений, досуга, проблемы образования, допрофессиональной подготовки (газеты “ШОК” – средняя школа N 55, “Инвалид учебы” – средняя школа N 53, “Школьная” – средняя школа N 77, “Черно-белая газета” – средняя школа N 72, “Интернет Берберовки” – средняя школа N 17). Всего в школах города издаются более тридцати газет, 13 из которых имеют тираж, компьютерный набор.
Конечно, реализация даже начального этапа программы “Гражданин Ростова-на-Дону – гражданин России” была бы невозможна без взаимодействия и поддержки ученых, различных учреждений. Так, благодаря финансовой поддержке избирательной комиссии Ростовской области, реализующей программу “Повышение правовой культуры избирателей и организаторов выборов”, был подготовлен пакет научно-методического обеспечения модуля курса “Избирательное право. Избирательный процесс”, разработана его программа и пособие. Учителя граждановедения, обществознания прошли основательную курсовую переподготовку. Были созданы также методические рекомендации по организации акции “Голосуют дети”, что сделало возможным ее проведение.
Четыре года подряд по поручению избирательной комиссии Ростовской области Центр образования города проводит областную олимпиаду по избирательному праву. Год назад прошел конкурс стенных газет, посвященных выборам. Анализ показывает: сегодняшние школьники не только знают основы теории избирательного права и избирательного процесса, но и могут организовать и провести выборы в игровой форме. Они самостоятельно разрабатывают избирательные программы, создают группы поддержки кандидатов. Вряд ли участники городских и областных олимпиад по избирательному праву останутся безучастными к выборам, получив гражданское право избирать и быть избранными.
Практика реализации муниципальной комплексной целевой программы “Гражданин Ростова-на-Дону – гражданин России” выдвинула немало проблем. Среди них – осмысление содержания, форм и методов демократического гражданского образования. Стали очевидны – необходимость научно обоснованного мониторинга гражданской культуры школьников и педагогов, основательной переподготовки учителей образовательной области “Обществознание”, руководителей образовательных учреждений, дальнейшего развития взаимодействия системы образования с правоохранительными и правозащитными органами, учреждениями, заинтересованными в демократическом гражданском воспитании и образовании школьников. Решение этих проблем будет способствовать ответу на главный вопрос, волнующий сегодня всех нас: “Какую Россию мы строим?”.

Валентина БУТ,
начальник управления образования

Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте