Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Теория и практика

Какой ты сегодня нарядный!

Технология «Круг»
УГ - Москва, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

В нашей школе №1015 функционирует компенсирующая группа десятичасового пребывания «Особый ребенок». Ее посещают дети со сложными комплексными нарушениями в развитии. Основной задачей воспитания для таких детей наряду с развитием и коррекцией нарушений в развитии является социализация.

Было отмечено, что у детей снижена мотивация к общению со взрослыми и сверстниками, нет потребности в положительной оценке действий, в поощрении, они не чувствуют себя частью детского коллектива.

Перед педагогами возникла задача, решая которую они обнаружили нехватку описанных методических приемов, современных технологий, программ, позволяющих комплексно решить данную проблему. Наиболее эффективной формой коррекционно-развивающей работы с детьми в группе «Особый ребенок» для нас стало игровое занятие с использованием педагогической технологии «Круг».

Педагогами и специалистами, работающими в компенсирующей группе «Особый ребенок», была разработана программа коррекционно-развивающих игровых занятий «Возьмемся за руки!». Цель программы: создание коррекционно-развивающей среды для детей со сложной структурой нарушения.

В основу организации занятий положена педагогическая технология «Круг», которая разработана специалистами Центра лечебной педагогики (Ю.Г.Зарубина, И.С.Константинова, Т.А.Бондарь, М.Г.Попова, «Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии «Круг»).

Это занятие всегда интересно и доступно детям с комплексными нарушениями в развитии, именно оно помогает повысить активность во взаимодействии детей группы, создает эмоционально положительный настрой.

Занятие с использованием педагогической технологии «Круг» направлено на развитие у детей со сложной структурой нарушения коммуникативных возможностей и возможностей саморегуляции, на обогащение их эмоциональной сферы, наполнено упражнениями, стимулирующими активное участие каждого ребенка в общей игре. Такие игровые занятия проводятся педагогами систематически – 4‑5 раз в неделю. Длительность занятия составляет до 30 минут.

Нам очень нравится название занятия «Круг», ведь оно продиктовано расположением педагога и детей, где каждый видит всех остальных участников, тем самым чувствуя себя частью коллектива. Дети и педагоги располагаются на полу, за круглым столом или просто садятся в круг на стульчики.

Такое расположение, с одной стороны, концентрирует внимание ребенка на педагоге, на других участниках игрового процесса и на предлагаемых играх. С другой – форма круга объединяет группу, позволяет каждому испытать единство с остальными участниками, не нарушая при этом личного пространства ребенка.

Главная цель занятия «Круг» – дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы этого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива.
На занятии решаются как общие задачи, направленные на социальное и эмоциональное развитие ребенка, так и специфические, непосредственно связанные с особенностями нарушений в развитии детей, входящих в группу.

Для педагогов, работающих в группе «Особый ребенок», появляются дополнительные задачи: необходимо так организовать процесс общего занятия, чтобы в нем могли участвовать все дети, каждому было интересно и полезно. Например, одна и та же игра может служить для решения разных задач у разных детей: для одного ребенка будет стимулом, помогающим включиться в общий ритм игры, другому ребенку эта игра поможет в освоении образа тела, третьего будет побуждать смотреть на других детей.

Также необходимо учитывать темп, подходящий для каждого ребенка в группе, надо подобрать увлекательную игру, в которой всем захочется участвовать, сказку, интересную для разных детей.

На занятии присутствуют сразу несколько взрослых, что позволяет оказать каждому ребенку необходимую помощь при выполнении задания или выполнить его совместно «рука в руку». Педагоги постоянно находятся в контакте с детьми, эмоционально комментируют ход занятия, заряжают своими эмоциями детей, задают верный темп и эмоциональный настрой занятия.

Программа имеет тематическое планирование, в которое включены такие темы, как «Игрушки», «Животные», «Времена года», «Продукты», «Дом», «Праздники». Обычно работа над лексической темой продолжается в течение недели.

Команда педагогов коллективно создает план каждого занятия, распределяя задания между собой. Педагог-психолог готовит ритмические и сенсорные игры, учитель-логопед – речевые и музыкальные, учитель-дефектолог – блок познавательных игр. Обычно пальчиковые и музыкальные игры остаются неизменными на протяжении освоения всей лексической темы. Это позволяет детям быть более успешными в занятиях, чувствовать себя увереннее, играя в знакомые игры.

Занятие на основе педагогической технологии «Круг» имеет четкую структуру. Для себя мы определили оптимальный алгоритм и выделили наиболее важные этапы.

Приветствие

Приветствие является неизменным. Дети и взрослые берутся за руки, коротким стихотворением обозначают начало игрового занятия. Это помогает детям обратить внимание друг на друга, испытать радость от встречи с друзьями. Эмоциональный подъем способствует речевой активности. Затем появляется сказочный персонаж Сова – большая голова, которая приветствует каждого ребенка, говорит теплые слова, например: «Какой ты сегодня нарядный!»

Игры на развитие познавательных психических процессов

Игры на развитие сенсорных способностей – это важная составляющая занятия на основе педагогической технологии «Круг». Эти игры позволяют поднять эмоциональный тонус ребенка, получить новые сенсорные впечатления (что особенно важно для наших детей с НОДА, которые ограничены в своем передвижении) и увидеть эмоциональную реакцию сверстников.

Они создают благоприятный эмоциональный фон в группе. Стимулируют активность ребенка, расширяют его сенсорный опыт. Для этого на занятии мы используем природный материал, воду, камушки, снег, сосульки, крупу, сенсорные дощечки, музыкальные инструменты.

Игры, развивающие речь ребенка (словесные), выполняют несколько функций: познавательную, коммуникативно-речевую, дидактическую. С детьми группы «Особый ребенок» актуальными являются игры, стимулирующие общение, обогащающие словарный запас, игры на развитие звукоподражания, диалоговой речи, а также музыкальные и пальчиковые игры.

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Целью ритмических игр являются эмоциональное заражение и эмоциональное единение. Ритм играет важную роль в регуляции поведения ребенка. Внешний ритм, задаваемый взрослым, помогает ребенку проявлять собственную активность. Если движения ребенка регулируются внешним ритмом, ему легче менять его.

В условиях ритмически организованной деятельности ребенок в дальнейшем может действовать без инструкций.

Коммуникативные игры связаны с социализацией ребенка с ОВЗ в среде сверстников. Потребность в общении у детей со сложной структурой нарушения зачастую развита недостаточно, поэтому необходимо постепенно, шаг за шагом, формировать навыки взаимодействия, умение учитывать обоюдные интересы.

Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры. Дети с тяжелыми нарушениями развития в процессе этих игр учатся брать игрушку, совершать с ней простые игровые действия, ставить ее в определенное место.

Для этого мы на занятии используем игры с предметами, где основное условие – дождаться своей очереди. Ребенку не всегда легко сразу понять и принять эти условия. Повторение игры из раза в раз, наблюдение за другими детьми помогают ему вовремя вступить в игру и выполнить действие правильно.

Развитие эмоциональной сферы

Такие игры направлены на снижение эмоционального и мышечного напряжения, обучение элементам саморегуляции, формирование эмоциональной выразительности и эмпатии.

Продуктивная деятельность

Она является неотъемлемой частью каждого занятия. Дети выполняют аппликацию из салфеток, раскрашивают изображения цветным песком, мягким пластилином или пальчиковыми красками. Иногда выполняется коллективная работа. После завершения работы дети показывают друг другу получившийся результат, оценивают свою работу и работы остальных, ждут поощрения от других участников.

Окончание занятия, как и приветствие, является неизменным, это дает возможность детям легче ориентироваться в течение занятия. Взрослые и дети берутся за руки, сообщают друг другу, что занятие закончено, хвалят и аплодируют друг другу.

Опыт проведения коррекционно-развивающих занятий с использованием технологии «Круг» в группе «Особый ребенок» показал, что сенсорные переживания являются наиболее доступными для детей со сложной структурой нарушения, позволяют привлечь и удерживать их внимание, переживать эмоциональное единение с группой, почувствовать себя полноправным участником детского коллектива и в итоге снижают тяжесть вторичных нарушений, способствуют поддержанию физической и психической активности детей с ОВЗ, а значит, способствуют их максимальной социализации.

Совушка наша варила кашу

Программное содержание игры: помочь детям почувствовать себя членами группы, учить обращать внимание друг на друга, учить детей ждать своей очереди, развивать тактильное, слуховое, зрительное восприятие, умение действовать по подражанию взрослому, воспитывать чувство ритма, развивать речевую активность детей через игровую деятельность, развивать мелкую моторику рук, тренировать умение захватывать и отпускать небольшие предметы, уточнить представления детей о животных, обитающих в лесу.

Оборудование: бубен, перчаточная игрушка «сова», игрушки-муляжи «репки маленькие», мягкая игрушка «репка большая», деревянное полотно с круглыми ячейками, миски с крупой, тарелочки с нанесенным клеем ПВА, пластиковые ложки по количеству детей, игрушки «дикие животные» по количеству детей.

Наталья СИДОРОВА, учитель-логопед школы №1015; Ольга КУЧЕРОВА, Елена ИВАНОВА, учителя-дефектологи школы №1015


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt