Не секрет, что сегодня немодно быть педагогом. Низкой учительской зарплатой не заманишь в школу энергичную и амбициозную молодежь. Чем же тогда? Согласитесь, необходимо искать ответ на этот важный и невероятно сложный вопрос.
К слову, недавно от депутатов Госдумы поступило дельное предложение освободить от воинской повинности педагогов-мужчин, приходящих на работу в городские школы. Почти не сомневаюсь, решись этот вопрос на федеральном уровне, педагогические ряды пополнились бы мужчинами. Это один из возможных выходов. И они есть, поверьте.
Расскажу, как мы в Салехарде работаем в данном направлении. Последние годы наши педагоги вовремя получают заработную плату, отпускные, премиальные к праздничным датам. Не скрою, конечно, учительская «получка» скромна в сравнении с зарплатой газовиков, нефтяников, работников административных учреждений. Но мы всеми силами стараемся изменить ситуацию. Так, постановлением мэра города установлены контрактные надбавки некоторым категориям работников. Помимо этого мы финансово стимулируем педагогов-творцов, использующих инновационные подходы в научно-методической, внеклассной, учебной деятельности. А в большинстве образовательных учреждений для молодых специалистов предусмотрены дополнительные выплаты из надтарифного фонда. Можете спросить меня: достаточно ли этого? Приведу такие данные. Ежегодно в школы, техникумы, училища приходят 10-15 молодых педагогов, но более половины из них в течение учебного года из системы образования уходят. Вот вам и ответ. И опять повторю, мы делаем все, что в наших силах.
За последние пять лет значительное количество салехардских педагогов улучшили жилищные условия: получили квартиры от администрации города.
Помимо этого мы работаем со школьниками – создаем профильные классы. Так мы пытаемся сориентировать ребят на поступление в пединституты. Хотя, к сожалению, работа по формированию этих классов идет нелегко. Кроме того, у некоторых салехардских школ налажены связи с филиалом Тобольского педагогического института, ведущего подготовку преподавателей по нескольким специальностям. Старшеклассники ежегодно участвуют в окружных ярмарках профессий, где знакомятся в том числе и с условиями приема на педагогические специальности.
И это не все. Согласно постановлению губернатора ЯНАО вот уже в течение трех лет выделяются целевые образовательные субсидии, которые позволяют многим выпускникам школ получать бесплатное образование. В 2003-2004 годах за счет окружных финансовых средств обучались 273 студента. Комиссия по предоставлению субсидий в первую очередь принимала на бюджетную форму обучения тех ребят, которые поступали на педагогические специальности. Но многие ли из них выбрали профессию учителя? Нет. Всего 15 человек.
Поэтому можно сказать так: да, у нас в городе, регионе, как вы увидели, проблема нехватки педагогических кадров решается насколько позволяют бюджетные средства. Но мы могли бы сделать несравнимо больше при поддержке государства. Только «сверху» можно поднять статус учителя. И это прежде всего задача чиновников Министерства образования и депутатов, занимающихся соответствующими вопросами в Госдуме. Тогда, уверен, исчезли бы вакансии в образовательных учреждениях, не пришлось бы вызывать педагогов из других регионов. Тогда на смену ветеранам педагогического труда пришли бы молодые неравнодушные люди. Но все это пока, к сожалению, всего лишь мечты, речи в сослагательном наклонении.
Руслан БАСКАЕВ, начальник управления образования , Салехард
Комментарии