search
main
0

«Какие хорошие выросли дети…». Юные участники фестиваля «Пролог-Весна» имеют право на дерзость

Каждый год в первую декаду мая в Москве, в Центре детского творчества «На Вадковском», проходит фестиваль-семинар детской театральной педагогики «Пролог-Весна». Его проводит команда единомышленников «Автономная некоммерческая организация культуры и образования «Пролог». Но это официальное название ничего не говорит о веселых мастерах своего дела, способных объединить более двухсот детей и подростков в порыве к творчеству, к образованию, к постижению театральных профессий.

В этом году, как всегда, фестиваль жил бурно и напряженно. Каждый день проходили мастер-классы по сценической речи, движению, танцу и пластике, логоритмике, по культуре Средневековья и Возрождения, игровые и психологические тренинги. Этими сложными потоками управляла вездесущая администратор фестиваля Елена Косинец. Мастер-классы вели такие уникальные специалисты, что впору было бросить все и позаниматься самой. Зачастую процессы происходили параллельно – ребята должны были выбирать. Великолепный мастер-класс провел петербургский режиссер Борис Павлович. На мастер-класс по этюдному методу режиссера и педагога Сергея Розова попали не все. Некоторым пришлось заглядывать через дверь. То же самое произошло и на мастер-классе абсолютного победителя конкурса «Учитель года России-2012» Александра Демахина. Каждый день проходили встречи с детскими писателями и драматургами. Михаил Есеновский, Сергей Седов, Юрий Нечипоренко, Ольга Громова были одинаково интересны и подросткам, и педагогам, и руководителям детских театральных коллективов. Драматурги Олжас Жанайдаров, Александр Ярин, Лев Яковлев и Жанар Кусаинова не просто читали свои произведения. Подростки участвовали в читках пьес, а потом обсуждали их. В один из дней участники фестиваля создавали оперу по стихам Артура Гиваргизова под руководством автора и музыкального педагога, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России-2008» Михаила Стародубцева. На фестивале каждый день выходила газета. Члены детской редакции были неутомимы. Каждый вечер к членам жюри с вопросами подходила Даша Крылова, которая учится на четвертом курсе факультета журналистики МГУ. Она выросла в театральной студии «Блик», а на «Прологе-Весна», еще будучи школьницей, начала заниматься театральной журналистикой, которая, я уверена, станет ее профессией. Работой детской редакции деликатно руководили московские учителя Татьяна Левина и Ольга Булак.Все эти увлекательные занятия проходили «в перерывах между боями», то есть основной театральной программой. А это спектакли, по три-четыре в день, и каждый вечер профессиональные обсуждения с педагогами и руководителями. Параллельно члены фестивальной команды проводили детские «обсуждалки», чаще всего этим была занята Юлия Рыбакова. В 2003 году всю эту театральную программу затеяла Александра Никитина, кандидат искусствоведения, уникальный театральный педагог. Она обладает способностью разговорить любого ребенка, даже подростка. Невидимо руководил всей этой махиной Александр Андреев, на котором лежала забота о всех репетициях. А Михаил Быков неусыпно следил, чтобы фестиваль «не расползся» по времени, как это бывает при большом количестве спектаклей и наличии всего одной сцены.Шестнадцать спектаклей прошли за шесть фестивальных дней. Их показали коллективы из Москвы и Подмосковья, Новороссийска, Ижевска, Екатеринбурга, Барнаула. Целый день был посвящен Пушкину. Театр-студия «Академия ХМ!» из Краснознаменска показал «Анджело» (режиссеры И.Есина и М.Змиевский). Строгая, чуть отстраненная подача текста, точная передача смыслов, современные костюмы… Видно, как юноши и девушки, не заботясь об эффектности исполнения, постигали сложнейшую поэму Пушкина. Детский музыкальный театр «Надежда» (Москва, режиссер М.Евсеева) замахнулся на все поэмы – «Кавказский пленник», «Русалка», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Почти три часа непрерывного действия спектакля-трансформера! Это была театральная дерзость, которую можно позволить только с юными исполнителями. Большое количество пластических и хореографических номеров (М.Гололысова), со вкусом придуманные костюмы. Ребята получили редкую возможность не просто знакомства с пушкинскими поэмами, а глубокого проникновения в них. Театр-студия «Паяцы» (Москва, режиссер А.Левицкий) показал спектакль «Страсти по Мусеньке» (композиция по книге М.Цветаевой «Мой Пушкин» и произведениям Пушкина). Как смотрели и слушали зрители! Впервые подумалось: ведь книга написана для подростков. И как она им подошла!Образцовый детский музыкальный театр-студия «Гармония» (Новороссийск, режиссеры Г.Сырохватова и С.Титова) показал прелестный музыкальный спектакль «Восьмая нота «МЕ» по пьесе М.Бартенева «Тук-тук, кто там?». Мы увидели подробную, талантливую работу с детьми разных возрастов, точную режиссуру и такие стильные костюмы, что впору действительно назвать спектакль образцовым. Еще один спектакль «Академии ХМ!» – «Вместе с Землей» (М.Змиевский и И.Есина) – поставлен по произведениям Сергея Козлова и Артура Гиваргизова. Этот цельный по режиссерскому замыслу спектакль вполне можно показывать на каком-нибудь молодежном фестивале. На сцене были отлично обученные ребята, свободные, живые, думающие, способные и солировать, и работать в ансамбле. А вместе с ними путалась под ногами веселая малышня, которую пора приучать к сцене. Это рассказ о школе – огромном периоде в жизни человека, о странностях и абсурде школьной жизни, которая весело и иронично высмеивается. И о планете Земля, на которой мы живем все вместе. Чудесной рифмой к нему стал спектакль театрального коллектива «Маска» (Пушкинские Горы, режиссер М.Журавлева) «Сладко-горькие истории о нас…» по сказкам Камелии Санрин. В нем очень театрально, смешно, азартно были показаны и высмеяны современные мифы, которыми увлекаются подростки.Удивил режиссерский дебют семнадцатилетней А.Саранча, поставившей пьесу Данилы Привалова «Прекрасное далёко» в театральном коллективе «Проjект» (Москва). Эта пьеса молодого петербургского драматурга была написана лет восемь назад и обошла многие российские театры. И очень интересно было смотреть, как происходит открытие российской действительности юными москвичами. А театр «Птица» из Ижевска привез спектакль «Дом, в котором…» по книге Мариам Петросян. Режиссер и автор сценария С.Шанская обратилась к темам, которые наше искусство обходит стороной. Это рассказ о доме, где живут дети-инвалиды. Но никакого сентиментального взгляда, призывающего к жалости, здесь не было. Это был жесткий рассказ о другой, параллельной жизни, со своими законами, своими мифами и надеждами. Спектакль экспериментален по сути режиссерского подхода к тексту. Попытка выстроить крупные кинематографические планы, поиграть со светом, отказ от бытового изображения, ребята, освоившие сложнейший роман, – все это вызвало уважение. В профессиональном театре вряд ли кто-то решился бы поставить такой текст. А эта студия решилась на задачу огромной важности: показать мир «других». В день закрытия фестиваля московский театр-студия «Дверь» (автор и режиссер Е.Миронова) показал спектакль «Веселей к победе, веселей». Современные ребята обнаруживают на чердаке чемодан с военными письмами, старые пластинки и начинают вслушиваться в строки и мелодии. Через несколько минут их лица изменились, стали строже и старше. Они прикоснулись к истории страданий народа, к истории подвига, ожидания, горечи потерь. Какими искренними и умными были их лица! И какими хорошими были все лица на этом фестивале! Наверное, ребята никогда не забудут эти минуты, возвышающие человека. Но и мы не забудем их! Вспоминалась строка Е.Евтушенко: «Какие хорошие выросли дети…».На «Пролог» я приехала из Ярославля, где работала на фестивале «Будущее театральной России», который проводит каждую весну первый российский театр имени Ф.Волкова. Это фестиваль дипломных спектаклей всех театральных вузов России. И через несколько лет я надеюсь увидеть на нем талантливых ребят с фестиваля «Пролог-Весна»-2014. ​Татьяна ТИХОНОВЕЦ, театральный критик, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте