search
main
0

Как звучит тишина?

Сопровождая, обучаем

В обучении детей с нарушением слуха можно добиться значительных успехов. Это подтверждает опыт педагогов школы №224, использующих методику ранней интеграции слабослышащих детей в школьную образовательную среду.

«Интеграция» и «инклюзия» – понятия, которые часто путают. Разница в том, что они характеризуют разную степень включенности детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.

Практика инклюзивного обучения строится на признании индивидуальных особенностей каждого учащегося. Обучение здесь должно отвечать особым потребностям ребенка. Инклюзивное образование персонализирует учебный процесс и поэтому предполагает разработку индивидуальных образовательных программ.

Школа №224 имеет опыт интеграции слабослышащих детей в школьную образовательную среду. Посещая уроки вместе с другими детьми, такие учащиеся в полной мере овладевают программой общеобразовательной школы.

Первый этап интеграции слабослышащих детей – дошкольное образование.

В нашей школе на ступени дошкольного образования созданы специальные условия обучения для глухих и слабослышащих детей, выстроена серьезная работа по методике Э.И.Леонгард «Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха».

В обучении детей с нарушением слуха можно добиться серьезных успехов при условии развития у них слухового восприятия, речевого слуха и устной речи с раннего возраста без использования жестовой речи.

Кроме того, в качестве важных условий полноценного развития детей с нарушением слуха можно выделить раннее двустороннее протезирование и дальнейшее постоянное использование слуховых аппаратов, пребывание ребенка с нарушением слуха в активной речевой среде слышащих сверстников, отказ от специализированных групп для детей с нарушением слуха.

Современные технические средства позволяют во многом компенсировать недуг в развитии детей с нарушением слуха. Вместе с тем нарушение слуха – это тяжелое сенсорное нарушение, глубоко влияющее на развитие всех психических процессов ребенка – памяти, мышления, речи, внимания, восприятия.

Часть детей с нарушенным слухом обучаются в специализированных образовательных организациях с пятидневным пребыванием. Эта вынужденная изоляция, как правило, отрицательно воздействует на развитие ребенка, и мир здоровых людей часто кажется таким детям чужим, непонятным, пугающим.

Опыт показывает, что интеграция слабослышащих детей в слышащую среду необходима. Детей зачисляют в дошкольное учреждение в 2‑3‑летнем возрасте, и они естественным образом вливаются в коллектив здоровых сверстников.

И воспитатели, и специалисты службы психолого-педагогического сопровождения создают условия, для того чтобы слабослышащие дети в среде слышащих пользовались только устной речью. Это позволяет им развиваться естественным образом, проходя этапы речевого развития здоровых сверстников.

Родители детей с нарушением слуха часто задают вопросы, что можно считать результатом работы со слабослышащими детьми, как сделать так, чтобы они не боялись жить, общаться со слышащими людьми, чтобы устная речь не пугала их, стала родной и психологически комфортной.

Ранняя интеграция позволяет преодолеть тревоги родителей. Для нас важно вырастить молодого человека образованным, самостоятельным, активным в различных жизненных ситуациях. Команда педагогов (психологи, учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели, учителя) имеет богатый опыт такой интеграции. Этот опыт накапливался с момента организации в нашем дошкольном подразделении специализированных групп, работающих по методике Э.И.Леонгард.

Семья, безусловно, тоже принимает участие в речевом развитии ребенка. Раннее начало общеразвивающей и коррекционной работы осуществляется при активном участии родителей. Сделать их сторонниками, единомышленниками, друзьями – одна из основных задач педагогов групп. Постоянное сотрудничество с родителями ради того, чтобы вместе вырастить из глухого неговорящего малыша говорящего, думающего человека, – это трудная, но реализуемая задача!

Когда ребенок с ОВЗ попадает к нам, его родители находят в стенах нашей организации опытных педагогов, готовых помочь, а еще встречают родителей других детей с такими же проблемами здоровья, с которыми можно поделиться своими тревогами, обменяться мнениями и опытом, порадоваться успехам.

Учителя-дефектологи проводят открытые занятия, семинары, консультации для родителей, на которых решаются общие вопросы обучения, воспитания, организации жизни детей в группе и в семье.

На базе нашей школы действует ежегодная общероссийская стажировочная площадка для учителей, работающих с глухими и слабослышащими детьми. В работе этой площадки участвуют и родители – на открытых уроках, лекциях они получают ответы специалистов на волнующие их вопросы. Эта площадка дает дополнительную возможность обсудить наиболее сложные моменты в обучении и организации педагогической помощи в семье.

Разнообразные кружки и творческие объединения в системе дополнительного образования нашей школы позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья развивать творческие способности, формируют среду их общения со здоровыми сверстниками.

Дети с ОВЗ разносторонне одарены, среди них есть юные художники, музыканты, артисты, спортсмены, танцоры. Задачи педагога – выявить эти способности, создать условия, чтобы ребенок мог раскрыть свой талант. Возможно, в этой творческой деятельности раскроется будущий профессиональный интерес учащегося или его хобби.

Второй этап интеграции слабослышащих детей – подготовка к обучению в массовой школе.

Наши учителя стараются заранее планировать маршрут обучения каждого выпускника дошкольной группы. В этот период важно, чтобы будущий школьник до начала учебных занятий познакомился со своим учителем.

Учитель совместно со школьным психологом и учителем-дефектологом выявляет образовательный уровень, особенности речевого развития и сформированности высших психических функций ребенка. Кстати, еженедельные занятия кружка «Дошколенок», которые проводят учителя начальной школы, как правило, помогают приблизить образовательный уровень этих детей к требованиям школьной программы.

Дальнейшее обучение ребенка с особыми образовательными потребностями требует не только внутреннего принятия ребенка-инвалида, но и знания индивидуальных особенностей его развития. Методисты, учителя-дефектологи, которые вели ребенка в дошкольной группе, заблаговременно готовят учителей к работе с ним, они продолжают это сопровождение и в начальной школе. От всего педагогического коллектива зависит, насколько успешной в каждом конкретном случае будет интеграция.

Третий этап – обучение детей с нарушениями слуха в начальной школе. Это не менее ответственный этап интеграции, предполагающий коррекционную помощь со стороны психолога и учителя-дефектолога. Причем психолог в этом случае работает не только со слабослышащими учащимися, но и с другими детьми, формируя благоприятную психологическую атмосферу в классе. Учитель-дефектолог, со своей стороны, проводит с особыми учащимися регулярные коррекционные занятия.

Важно, что для каждого учащегося с ОВЗ с первых недель обучения в начальной школе разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. И в его графике – еженедельные индивидуальные занятия.

Почему мы придаем интеграции детей с особыми возможностями здоровья такое большое значение? Мы уверены, что в этом есть очевидная польза не только для детей с ОВЗ, но и для детей, не имеющих проблем со здоровьем. Они учатся проявлять сочувствие, осознают, что люди могут отличаться не только по своим личностным качествам, но и в силу физиологических особенностей.

У ребят, постоянно общающихся с особыми сверстниками, постепенно формируется стремление оказывать им помощь в преодолении трудностей. И такая помощь не только не вселяет в них чувство превосходства, но, напротив, сближает, делает более отзывчивыми и социально ответственными.

Анна ПЕКШЕВА, Елена ЭСМОНТ, педагоги-дефектологи школы №224

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте