search
main
0

Как здорово, что все мы здесь!.. Республика Коми – места не столь отдаленные для лучших людей страны

Конкурсный урок в 9-м классе
Цель: изучить национальный состав населения России, территории расселения народов России.
Ценностный компонент: многонациональность, как феномен РФ; общность народов России.
Оборудование: карта “Народы России”, опорно-логический конспект по теме, карточка задания, диаграмма национального состава РК, таблицы по национальному составу, атлас.
Ход урока:
– Здравствуйте. Меня зовут Каракчиева Инна Викторовна, я представляю в вашем городе Республику Коми. Мы видимся впервые, и я вижу, что мы сработаемся. Сегодня вы будете работать с опорно-логическими конспектами (ОЛК)… Тема нашего урока – “Национальный состав населения России”.
– Почему, как вы думаете, эту тему изучает география? Для чего же необходимо изучать национальный состав России? (Знание особенностей, традиций, культуры позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами).
– Как вы полагаете, с чего необходимо начать изучение национального состава России? (С экскурса в историю).
– Почему нам сейчас нужна история этого вопроса? (Т.к. можно найти исторические корни существующих проблем, понять их и постараться найти пути выхода из них).
– Итак, первые славянские племена пришли на территорию нынешней России в I-II веках. И лишь позднее (к VII столетию) сформировалось славянское государство – Киевская Русь (IХ век). Еще позже, в ХII веке, была заложена Москва. По мере роста Москвы развивалось централизованное государство – Московское княжество (Великая Русь), где 90% населения являлись русскими. С развитием общества, с увеличением численности населения шло расширение границ, так в ХVI – ХVII веках были освоены земли к Нижнему Дону, побережью Тихого океана. Позже (ХVIII век) заселялись Крым, Северный Кавказ, юг Сибири, и доля русских уменьшилась до 70%. ХIХ век – век освоения Закавказья, Средней Азии; из общего процента населения на долю русских приходится 49%. И наконец, ХХ век – эта цифра уменьшается до 43%. Посмотрите на таблицу в ОЛК.
– Какие тенденции наблюдаются? (Уменьшение доли русских).
– Каковы причины этих изменений? (В результате расширения границ, “вливания” новых народов и процесса ассимиляции. (См. учебник, стр. 314).
– Какие народы составляют оставшиеся 57%, т.е. какие народы, кроме русских, вам известны? (Украинцы, белорусы, евреи и другие).
– Значит, для России характерны мозаичность, многонациональность в отличие, например, от Японии.
– А я живу в Республике Коми, огромной по площади, но малонаселенной. Это богатейшая республика, где коренное население – коми, люди открытые и доброжелательные (их 26%). Большой процент приходится на русских, украинцев, татар и др.
Формирование национального состава республики шло поэтапно. Так, в екатерининские годы сюда отправляли неугодных двору людей, образованных и прогрессивных; после Отечественной войны 1812 года пленные ссыльные французы основывали здесь свои поселения (местечко “Париж”).
В годы сталинских репрессий за счет депортации (насильственного переселения народов) национальный состав изменяется. Так, например, немцы Поволжья были депортированы на территорию Коми. Причем происходило это преимущественно в зимний период (воспоминания очевидцев), и местное население приняло участие в судьбах этих людей (расселение, еда, одежда).
Также на территории республики было создано большое количество лагерей преимущественно для политических ссыльных. Это талантливые, умные люди, многие из которых после освобождения остались в Коми.
Республика Коми богата полезными ископаемыми (уголь, нефть, газ), для освоения которых приезжали люди со всех концов бывшего тогда СССР. Между пришлыми людьми и коренным населением изначально сложились добрососедские отношения.
– Как вы думаете, почему проблемы межнациональных конфликтов не возникают в Республике Коми? (Суровый климат, жесткие условия выживания => взаимодействие и поддержка, более спокойный темперамент; низкая плотность населения => нет территориальных проблем, преобладает русскоязычное население – 57%).
– Т.е. между представителями различных наций существуют добрые отношения, и люди живут спокойно в нашей республике.
Теперь рассмотрим другой субъект Федерации – Москву. Можно ли ее назвать многонациональной? Какие народы живут в этом городе? Чем объяснить такое множество народов? (Экономическими, историческими, политическими предпосылками).
– Таким образом, и Москва, и РК отличаются географическим положением, процентным соотношением национального состава, но все же есть черты, объединяющие их, – это территория, многонациональность.
– Мы с вами ведем разговор о нациях и народах. А что такое народ? Как вы объясните это слово? (Народ – общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком). Итак, делаем запись.
– Наука, изучающая народы, называется этнографией.
– Теперь более подробно рассмотрим, какие народы населяют Россию. Чтобы ответить на этот вопрос, открываем стр. 8 атласа. Достаточно одного взгляда, чтобы увидеть, что Россия – многонациональное государство. Что указывает на многонациональность? (Разнообразие фоновой окраски).
– Всего на территории РФ насчитывается 130 народов, в РК – 100. По сходству языка в географии принято объединять народы в языковые группы, а их – в языковые семьи (см. опорно-логический конспект).
– Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются? Используя лишь названия языковых семей, можно ли выделить их ареал расселения?
– Выделите самую большую языковую семью РФ (индоевропейская – 89%).
– Назовите народы, которые входят в состав индоевропейской языковой семьи (русские, украинцы, белорусы…).
– Следующая из языковых семей – алтайская. Самый многочисленный народ в этой семье – татары (5,5 млн. человек); кавказская языковая семья – народы Дагестана – 2,6 млн. чел.
– А коренное население Республики Коми относится к уральской языковой семье – к финно-угорской группе. И хотя его численность невелика (0,5 млн.), я позволю обратить на этот народ внимание, т.к. это моя родина.
– Сегодня я принесла на урок кукол в национальных костюмах. Вы видите, что костюмы их отличаются. Представители северных территорий используют для изготовления одежды меха и кожу, в то время как на юге преимущественно используются легкие ткани, такие, как ситец, хлопок.
– Жители республики говорят на 12 диалектах, среди которых есть просто уникальные (например, усть-цилемский).
– Здесь же вы можете увидеть предметы народного творчества (показать экспонаты).
– На примере Республики Коми мы видим, что национальный состав очень разнообразен. В РФ национальный состав тоже пестр. Огромное количество народов населяют Россию.
– Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты. Сейчас мы попытаемся их выделить. Для этого объединяемся в группы. Задание у вас на карточках (см. приложение). На обсуждение – 3 минуты.
Выступления представителей групп.
– Молодцы. Итак, получается, что любой народ неповторим, талантлив. Каждый вносит свою лепту в формирование российской государственности, обогащая нашу страну. Чем известна в мире Россия? (Балет, космос, наука, литература, музыка…).
Мы все разные, и вместе с тем у представителей разных национальностей есть много общего.
Итак, какие выводы мы можем сделать по национальному составу России; по его формированию; по взаимоотношениям между народами?
Выводы:
1. Россия – многонациональное государство.
2. Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.
3. Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.
Домашнее задание: ╖20. Письменно в тетради. Представьте, что вы министр по делам национальностей. Как бы вы решали конфликтные вопросы на межнациональной почве?
Ирина КАРАКЧИЕВА

Приложение 1 Опорно-логический конспект Национальный состав населения России

Народ – общность людей, отличающихся… Этнография – наука, занимающаяся изучением сходства и различия в образе жизни народов, навыков хозяйственного использования природных ресурсов.

Языковые семьи

Приложение 2
Карточка задания
Из различных вариантов ответов выберите то, что свойственно различным народам (русским, украинцам, татарам, дагестанцам).
1. Внешний вид
– цвет волос (темноволосый, русый и т.д.)
– форма носа и глаз (голубоглазый, кареглазый, узкий разрез глаз, нос с горбинкой).
2. Национальная одежда
– ушанка, валенки
– тюбетейка, халат
– шаровары, черевички
– черкеска, бурка.
3. Национальное блюдо
– щи, окрошка, студень, блины, пельмени и т.д.
– борщ, вареники, галушки, сало и т.д.
– шашлык, лаваш, пресные лепешки, чебуреки
– кумыс, катык (кислое молоко), сузьма (подсоленное кислое молоко, более концентрированное, чем катык), каймак (кисломолочное изделие, подобное сметане).
4. Элементы культуры
– гопак, былины, турнир наездников, вольная борьба.
5. Праздники
– Рождество, Пасха, Благовещение
– Сабантуй, Рамазан, Курбан
– Иван Купала, Рождество, Пасха, Благовещение
– Сабантуй, Рамазан, Курбан.
6. Религия
– Православие, ислам, католицизм.
7. Известные люди
– Л. Толстой, М. Джалиль, Р. Гамзатов, Т. Шевченко.
8. Черты характера
– гостеприимство, приветливость, радушие, доброжелательность, общительность, любовь к людям, помощь своему ближнему, певучесть, широта души, гордость, родовые традиции, активность, предприимчивость, выносливость, темпераментность, настойчивость, трудолюбие и т.д.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте