search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Как вырастить «Маленького героя». Юные путешественники учились преодолевать страх и варить обед

В карельском оздоровительном лагере «Большое Приключение», который был создан Дмитрием и Матвеем Шпаро совместно с «УГ» 13 лет назад, все время происходят какие-то перемены. В прошлом году появилась программа для самых юных путешественников от 8 до 12 лет. Летом 2012-го их было всего десять, летом этого года – уже сто. Запуская программу, организаторы лагеря попросили вожатых делать заметки для последующего анализа.

Преодоление и самостоятельностьЯ была во многих детских лагерях и как участница, и в качестве вожатой, и в качестве организатора. Но в знаменитом лагере Дмитрия и Матвея Шпаро оказалась впервые. Поделюсь впечатлениями.Программа поразила меня своей интенсивностью, высокой степенью продуманности, особенно интересна оказалась туристическая специфика. Видимо, такой костерно-палаточный стиль отдыха дает что-то очень ценное и важное каждому человеку, решающемуся окунуться в дикую природу. На плечи ребенка при прохождении программы ложится достаточно большая нагрузка – как физическая, так и эмоциональная. Я проходила занятия вместе с детьми, училась всему, чему параллельно учились они, и, несмотря на разницу в возрасте, порой я физически ощущала усталость.Но у преодоления есть масса положительных моментов: во-первых, изнеженный, в какой-то степени даже измученный вниманием и опекой родителей ребенок наконец понимает, что ему нужно делать что-то самому и что он действительно сам что-то может.Дети 10-11 лет, с которыми мы работали, не были самостоятельными. Скорее всего, в обыденной жизни за них все делали родители. И в процессе выполнения разного рода заданий, продолжая городскую услужливость, было много соблазнов взять и сделать все самой. Ведь знаешь же, что ты сделаешь и лучше, и быстрее, причем вероятность того, что ребенок натворит что-нибудь при выполнении упражнения, уменьшается. Например, приготовление обеда в походе. Собираешь девочек, рассказываешь и наглядно показываешь, как нужно держать нож и резать лук. А в следующие десять минут почти со слезами на глазах наблюдаешь, как кто-то кромсает самую большую луковицу, потом нечаянно роняет все, подбирает вместе с землей и сосновыми иголками и виновато смотрит на тебя. Самое важное в таких ситуациях – это терпение и осознание того, что главное – процесс, а не результат.Но дети быстро схватывают, что к чему, а при правильной подаче того, чему их учат, они подходят к выполнению заданий с большим энтузиазмом и ответственностью. Можно сказать, что к середине похода ребята выполняли сами 80 процентов дел. Но верно и то, что у детей в этом возрасте очень слабая самоорганизация. Они не умеют распределять роли в команде и действовать автономно от инструктора. Как мы ни старались объяснить им значение слов «инициатива» и «самостоятельность», даже к концу смены нам не удалось добиться того, чтобы ребята сами организовали какое-либо дело.Уроки воспитанияС нашей командой работала Наталья Каркавина. Она очень профессиональный инструктор. Помимо того что она грамотно преподавала детям основы туризма, она работала и как настоящий педагог. В тандеме с инструктором мы развернули обширную деятельность. Ежедневно проводили с детьми воспитательные и коррекционные беседы. Самыми обсуждаемыми были темы взаимовыручки, умения работать вместе.Естественно, что у каждого ребенка в характере и поведении есть шероховатости. Над ними «Маленькие герои» упорно трудились. К примеру, одна девочка на первой «свечке», общей вечерней беседе, где дети делились своими ожиданиями от предстоящей смены в лагере, рассказала, что в Москве у нее очень мало друзей и она никак не может понять, почему так происходит. Глядя на этого обаятельного и жизнерадостного ребенка, мы предположили, что в девочке есть какая-то черта характера, отталкивающая людей и мешающая ей приобретать друзей. Вместе с детьми, которые с пониманием отнеслись к разговору, мы назвали это «гнилым зернышком», и девочка поставила перед собой цель избавиться от него. Думаю, ей это удалось. На заключительной «свечке» та самая девочка сказала, что именно в «Большом Приключении» она обрела самых настоящих друзей.Самой психологически ресурсной формой взаимодействия были вечерние групповые беседы. Мы обставляли их большим количеством традиций: вечерняя песня «Разговоры еле слышны», речовка «День отшумел…», орлятский круг, ритуалы приготовления ко сну. Все это создавало проникновенную атмосферу, которая располагала к дружественному, открытому и искреннему общению.Продуманные традиции и ритуалы – я в этом абсолютно уверена – не только делают отдых детей красочнее, но и дают им важное ощущение безопасности и уверенности в завтрашнем дне.Каждый вечер проводились коллективные творческие игры: «Что? Где? Когда?», «Эрудит», «Кинопробы», игры на снятие коммуникативных и тактильных барьеров. Большую эффективность имели разного рода командные атрибуты: девиз, речовки, объединяющие ритуалы, которые исполнялись всеми детьми после сложных заданий. Мы даже придумали свою песню:Напрасно нас бурей пугали -Вам скажет водник любой,Что бури бояться нам стоит едва ли,Мы все одолеем с тобой.В буре лишь крепче руки,Мы вместе пройдем сотню миль,Гораздо трудней не свихнуться со скукиИ выдержать полный штиль.Спонсоры детского лагеря «Приключение»: «Нестле Россия», «Нестле Пурина ПетКер», «Макдоналдс».​Валерия ПОЛОВОВА, студентка IV курса МГГУ им. М.А.Шолохова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте