В карельском оздоровительном лагере «Большое Приключение», который был создан Дмитрием и Матвеем Шпаро совместно с «УГ» 13 лет назад, все время происходят какие-то перемены. В прошлом году появилась программа для самых юных путешественников от 8 до 12 лет. Летом 2012-го их было всего десять, летом этого года – уже сто. Запуская программу, организаторы лагеря попросили вожатых делать заметки для последующего анализа.
Преодоление и самостоятельностьЯ была во многих детских лагерях и как участница, и в качестве вожатой, и в качестве организатора. Но в знаменитом лагере Дмитрия и Матвея Шпаро оказалась впервые. Поделюсь впечатлениями.Программа поразила меня своей интенсивностью, высокой степенью продуманности, особенно интересна оказалась туристическая специфика. Видимо, такой костерно-палаточный стиль отдыха дает что-то очень ценное и важное каждому человеку, решающемуся окунуться в дикую природу. На плечи ребенка при прохождении программы ложится достаточно большая нагрузка – как физическая, так и эмоциональная. Я проходила занятия вместе с детьми, училась всему, чему параллельно учились они, и, несмотря на разницу в возрасте, порой я физически ощущала усталость.Но у преодоления есть масса положительных моментов: во-первых, изнеженный, в какой-то степени даже измученный вниманием и опекой родителей ребенок наконец понимает, что ему нужно делать что-то самому и что он действительно сам что-то может.Дети 10-11 лет, с которыми мы работали, не были самостоятельными. Скорее всего, в обыденной жизни за них все делали родители. И в процессе выполнения разного рода заданий, продолжая городскую услужливость, было много соблазнов взять и сделать все самой. Ведь знаешь же, что ты сделаешь и лучше, и быстрее, причем вероятность того, что ребенок натворит что-нибудь при выполнении упражнения, уменьшается. Например, приготовление обеда в походе. Собираешь девочек, рассказываешь и наглядно показываешь, как нужно держать нож и резать лук. А в следующие десять минут почти со слезами на глазах наблюдаешь, как кто-то кромсает самую большую луковицу, потом нечаянно роняет все, подбирает вместе с землей и сосновыми иголками и виновато смотрит на тебя. Самое важное в таких ситуациях – это терпение и осознание того, что главное – процесс, а не результат.Но дети быстро схватывают, что к чему, а при правильной подаче того, чему их учат, они подходят к выполнению заданий с большим энтузиазмом и ответственностью. Можно сказать, что к середине похода ребята выполняли сами 80 процентов дел. Но верно и то, что у детей в этом возрасте очень слабая самоорганизация. Они не умеют распределять роли в команде и действовать автономно от инструктора. Как мы ни старались объяснить им значение слов «инициатива» и «самостоятельность», даже к концу смены нам не удалось добиться того, чтобы ребята сами организовали какое-либо дело.Уроки воспитанияС нашей командой работала Наталья Каркавина. Она очень профессиональный инструктор. Помимо того что она грамотно преподавала детям основы туризма, она работала и как настоящий педагог. В тандеме с инструктором мы развернули обширную деятельность. Ежедневно проводили с детьми воспитательные и коррекционные беседы. Самыми обсуждаемыми были темы взаимовыручки, умения работать вместе.Естественно, что у каждого ребенка в характере и поведении есть шероховатости. Над ними «Маленькие герои» упорно трудились. К примеру, одна девочка на первой «свечке», общей вечерней беседе, где дети делились своими ожиданиями от предстоящей смены в лагере, рассказала, что в Москве у нее очень мало друзей и она никак не может понять, почему так происходит. Глядя на этого обаятельного и жизнерадостного ребенка, мы предположили, что в девочке есть какая-то черта характера, отталкивающая людей и мешающая ей приобретать друзей. Вместе с детьми, которые с пониманием отнеслись к разговору, мы назвали это «гнилым зернышком», и девочка поставила перед собой цель избавиться от него. Думаю, ей это удалось. На заключительной «свечке» та самая девочка сказала, что именно в «Большом Приключении» она обрела самых настоящих друзей.Самой психологически ресурсной формой взаимодействия были вечерние групповые беседы. Мы обставляли их большим количеством традиций: вечерняя песня «Разговоры еле слышны», речовка «День отшумел…», орлятский круг, ритуалы приготовления ко сну. Все это создавало проникновенную атмосферу, которая располагала к дружественному, открытому и искреннему общению.Продуманные традиции и ритуалы – я в этом абсолютно уверена – не только делают отдых детей красочнее, но и дают им важное ощущение безопасности и уверенности в завтрашнем дне.Каждый вечер проводились коллективные творческие игры: «Что? Где? Когда?», «Эрудит», «Кинопробы», игры на снятие коммуникативных и тактильных барьеров. Большую эффективность имели разного рода командные атрибуты: девиз, речовки, объединяющие ритуалы, которые исполнялись всеми детьми после сложных заданий. Мы даже придумали свою песню:Напрасно нас бурей пугали -Вам скажет водник любой,Что бури бояться нам стоит едва ли,Мы все одолеем с тобой.В буре лишь крепче руки,Мы вместе пройдем сотню миль,Гораздо трудней не свихнуться со скукиИ выдержать полный штиль.Спонсоры детского лагеря «Приключение»: «Нестле Россия», «Нестле Пурина ПетКер», «Макдоналдс».Валерия ПОЛОВОВА, студентка IV курса МГГУ им. М.А.Шолохова
Комментарии