В российских школах 24 апреля занятие «Разговоры о важном» проведут на тему «День труда. Мир профессий». Ребята узнают, как найти свое любимое дело жизни и в чем особенность созидательного труда.
Урок призван расширить представление детей о значении труда в жизни общества, о профессиях; содействовать воспитанию уважительного отношения к представителям разных профессий и результатам их труда. На сайте проекта даны все необходимые материалы для школьников разного возраста: сценарии, видеоролики, постеры, методические материалы.
1–2 классы
Младшим школьникам в начале занятия покажут картинки с изображениями людей разных профессий. С ними поговорят, чем занимается каждый из этих представителей: пожарный тушит пожары, механик ремонтирует автомобили, тракторист работает в поле. Детям предстоит порассуждать о том, зачем человек трудится.
Труд всех людей взаимосвязан, он важен для каждого, и 1 Мая мы отмечаем Праздник Весны и Труда. Ребятам предложат объяснить суть поговорки «Суди о человеке по его труду».
По отношению человека к своей работе можно судить о его качествах: ответственности, организованности, отзывчивости. Выдающиеся заслуги, которые специалисты достигли в своих профессиях, заслуживают самой высокой награды. В 2013 году в нашей стране было учреждено звание «Герой Труда Российской Федерации», и уже в течение десяти лет накануне Дня Труда оно присуждается людям разных профессий.
С ребятами также поговорят о профессиях их родителей и о том, кем они сами хотели бы стать в будущем. Им покажут видеоролик, который знакомит с персонажем — Совенком, он находит волшебный пульт и путешествует по разным профессиям.
В ходе выполнения интерактивного задания «Расшифруй профессию» учащиеся поработают с ребусами, в которых нужно заменить картинки на буквы и отгадать профессию.
3–4 классы
Учащимся 3–4 классов также расскажут о разных профессиях, об отношении человека к труду и учреждении звания «Герой Труда Российской Федерации». Стать Героем Труда может человек любой профессии, учитель приведет несколько примеров россиян, которые были удостоены почетного звания. Дети также узнают, что в мире существует около 40 тысяч профессий, а 300 лет назад их было всего 500. Наш мир быстро развивается, а вместе с этим появляются всевозможные профессии.
С учениками поговорят о том, что нужно делать, чтобы получить профессию. Учитель обратит внимание ребят, что главное — это не просто выбрать профессию, а найти любимое дело жизни. Поэтому так важно уже сейчас начинать знакомство с миром профессий. С некоторыми специальностями школьников познакомит видеоролик про Совенка.
В интерактивном задании «Найди лишний предмет и назови профессию» детям покажут слайды с изображением атрибутов профессии. Им предстоит определить лишний предмет и саму профессию. Например, на слайде с кисточкой, карандашом, красками и сумкой с письмами лишний предмет – сумка, а изображенная профессия – художник.
На занятии детям также предложат порассуждать, можно ли обойтись без профессий, что стало бы с людьми, если бы вдруг не стало учителей, врачей, электриков и т. д. Им напомнят, что школьники могут участвовать в общественно полезной работе, такой, как проекты по очистке окружающей среды, благотворительных акциях, волонтерстве. А еще – учиться и узнавать новое, ведь это тоже труд.
5–7 классы
В начале занятия школьникам прочитают стихотворение о значимости труда в жизни человека. Затем предложат подумать над тем, почему людям свойственно трудиться, какую роль труд играет в жизни, почему можно устать от безделья.
В продолжение разговора они посмотрят видеоролик и ответят на вопрос: «Что такое созидательный труд?». По данным некоторых исследований, лишь пятая часть людей чувствует себя счастливыми во время отдыха. Зато среди тех, кто занят интересным делом, счастливыми себя считают больше половины. Важно найти такое дело, которое будет по душе. Труд может приносить пользу самому человеку, его близким, всему обществу. Такой труд называется созидательным, и именно он, согласно результатам исследований, приносит человеку наибольшее удовлетворение.
Ребятам также покажут видеоролик «Вася и профессии», в котором герой задумывается над разными специальностями. В ходе интерактивного задания «Правда или вымысел» им предстоит выбрать правильную кнопку, которая укажет, правдивым или вымышленным фактом является представленная на экране информация о различных профессиях.
Школьникам напомнят, что в рамках проекта «Билет в будущее» ребята с 6-го по 11-й классы погружаются в мир различных отраслей и профессий, узнают о самых востребованных специальностях и профессиях будущего, проходят тестирования, которые помогают разобраться в себе и своих возможностях, и даже пробуют себя в различных профессиях.
8–9 классы
Внимание школьников обратят на то, что труду посвящен один из государственных праздников РФ, это говорит о его высокой значимости в жизни страны. С ними обсудят, почему на уровне государства труду придается такое важное значение, какую роль труд играет в жизни человека и общества в целом.
Учащимся покажут видеоролик и попросят ответить на вопрос: «Что такое созидательный труд?». Учитель расскажет, что трудиться во благо общества может каждый, независимо от профессии и возраста. Даже если занятие может казаться совсем маленьким и незначительным, на самом деле оно становится частью одного общего большого дела. Очень важно, как сам человек относится к своему труду и чем он руководствуется, выбирая то или иное дело. Думать о себе и своих интересах — это абсолютно нормально, но если добавить к этому созидание, то удовлетворения от результатов будет только больше.
При выполнении интерактивного задания «Созидатель» ребятам на экране покажут пары суждений, из которых им нужно выбрать созидательную мотивацию к занятию определенным делом. Например, «Если я изобрету лекарство от рака, я смогу спасти миллионы жизней. (Созидание) ИЛИ Если я изобрету лекарство от рака, я стану всемирно известным ученым». Будут предложены и такие суждения: «Если я получу профессию сварщика, я смогу создавать детали для ракет, атомных ледоколов, автомобилей и всего того, что делает нашу страну сильной и технологически развитой. (Созидание) ИЛИ Если я получу профессию сварщика, для меня всегда найдется работа, мне не нужно будет долго ее ждать и искать».
Учитель обратит внимание ребят на то, что способом помочь в выборе будущей профессии является анализ рынка труда. Дети посмотрят видео о том, что собой представляет этот рынок и что важно учитывать при выборе профессионального пути. Чтобы найти любимое дело жизни, то, в котором труд будет в радость, а его результаты принесут пользу всему обществу, школьнику важно задуматься: какие школьные предметы даются лучше других, что нравится, как интересно проводить свободное время, какими качествами он обладает как личность. А потом все это соединить, узнать востребованность на рынке труда и лучше даже попробовать понравившиеся варианты профессий на практике.
Анализировать рынок труда можно самостоятельно: изучать данные Росстата, сайты работодателей и сервисы по поиску работы и сотрудников. Если сравнить информацию сегодняшнюю и десятилетней давности, то будет видно, что очень многое поменялось. Заглянуть в мир будущих профессий можно с помощью мультимедийного «Атласа новых профессий», разработанного экспертами Агентства стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково».
10–11 классы
Старшеклассникам напомнят о Празднике Весны и Труда, поговорят о созидательном труде. Видеоролик расскажет им, что не так важно, в какой сфере трудится человек — изобретает новое лекарство или строит дома, заводы или дороги, придумывает новые современные механизмы или обучает детей. Любой труд ценен и важен — поэтому ему посвящен Праздник Весны и Труда, который отмечается в нашей стране — и еще в 90 странах — уже больше ста лет.
Учитель обратит внимание школьников на то, что при выборе дела жизни важно понимать: намного проще трудиться с пользой и удовольствием тогда, когда твой труд востребован, то есть очень нужен стране и работодателям. Им расскажут о способах узнать, какие профессии востребованы сегодня и будут востребованы в будущем – в частности, об анализе рынка труда.
При выборе профессии важно помнить, что в любой деятельности важны не только знания и умения, но и личные человеческие качества. Выбирая дело жизни, нужно опираться и на то, сочетаются ли в нем все ваши сильные стороны. А еще — находить вдохновляющие примеры. Школьникам покажут видеоролик «Истории успеха» и обсудят, какие качества они увидели в героях ролика, можно ли их труд назвать созидательным, какую пользу они несут обществу, стране, что им помогает трудиться с удовольствием и стремиться сделать что-то полезное для всех.
Старшеклассникам напомнят, что в России подростки могут работать с 14 лет. До 16 лет для этого требуется согласие родителей и органов опеки и попечительства. Трудовым законодательством установлено, что работодатели могут взять подростков на работу, если труд является легким и не причиняет вреда здоровью. Также подросткам нельзя работать ночью, в праздничные, выходные дни и сверхурочно. Существуют программы летней занятости для школьников. Еще один способ устроиться на работу — обратиться в Молодежную биржу труда, в Центр занятости молодежи или просто Центр занятости, где помогают трудоустроиться и подросткам, и взрослым. Можно оформить государственную услугу по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан на портале «Работа России».
Комментарии