Дети стремятся в школу, надеясь на интересные занятия, предвкушая будущие успехи. А о чем думают родители, отправляя ребенка в первый класс?
Вероятно, о том, как он будет чувствовать себя в школе, как сложатся отношения с учителями, насколько сложным окажется процесс обучения.
Вместе с физиологическими процессами роста малыш развивается и как личность, требуя все больше и больше не только от окружающих, но и от себя. Как пишет А.Н.Леонтьев, действия ребенка, все более обогащаясь, перерастают тот круг деятельности, который они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Это и есть кризис развития (в 3 года, в 7 лет, в 12). В результате прежние цели психологически дискредитируются или перестают существовать вообще. Таким образом, родители должны своевременно “подхватить” и направить в нужное русло процесс развития знаний и умений первоклассника.
Многие взрослые допускают ошибку, полагая, что школа призвана обучать и воспитывать (ставя между этими двумя понятиями знак равенства), оставляя за домом и семьей лишь символическое значение. Представьте, какова может быть результативность таких слов: “Подойди-ка ко мне, мое солнышко, сядь. Сейчас я тебя научу, как нужно разговаривать с незнакомыми, как относиться к родителям, к бабушке, как разговаривать с соседями, как реагировать на плохие (хорошие) новости…”. Большинству вышеперечисленных умений не учатся сидя за столом или слушая лекции. Овладение тем или иным процессом поведения строится по образу того, как взрослый овладевает им. Создавая новый уровень отношений семья – ученик – школа, следует помнить, что добрый, открытый, отзывчивый, уравновешенный ребенок может вырасти только в той семье, члены которой сами обладают такими качествами.
Не надо жить за ребенка, давайте поможем ему преодолевать неприятности, постараемся понять его радость или горе, защитим в любой ситуации, поддержим его начинания, вселим чувство уверенности в своих силах.
В помощь мамам и папам
Принимайте активное участие в жизни своих детей. Знайте и помните, что добрый, любящий и открытый человек может вырасти только в том случае, если таковой является среда, в которой он воспитывается.
Всегда находите время, чтобы поговорить с сыном или дочерью.
Не оказывайте давления, тем самым помогая ему (ей) самостоятельно принимать решения.
Не командуйте, а советуйте.
Следите за своими мыслями, выражением лица, жестами и т.д. – дети очень восприимчивы к невербальным способам общения.
Умейте сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
Помогайте развивать умения и таланты, тем самым демонстрируя свою компетентность в определенной области знаний и умений.
Ангелина ВИХАРЕВА,
магистрант Таллинского педагогического университета
Комментарии