В настоящее время актуальной проблемой стало обесценивание труда. Уже мало кто уверен в том, что размер дохода напрямую должен зависеть от приложенных усилий. То же относится и к утверждению о необходимости упорной учебы и труда для того, чтобы состояться в профессии. У подростков все популярнее становится представление о верности формулы «меньше работать — больше зарабатывать». Само по себе здоровое отношение к труду у ребенка не появится. О том, как его сформировать, рассказали педагоги и психологи.
Уважение к своей и чужой работе прививается еще в детстве. Исследования ученых подтверждают, что уважение к труду нужно воспитывать. Об этом сообщает Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО.
Как дети выбирают будущую профессию
Результаты исследования Института воспитания среди подростков от 10 до 17 лет свидетельствует, что для себя они рассматривают те профессиональные сферы, о которых узнали от родителей, друзей или блогеров. Ничто другое не оказывается в их поле зрения. Однако без знакомства со всем разнообразием профессиональных путей, где можно реализовать свои возможности, работу дети будут воспринимать как рутинный труд для взрослых.
До ребенка важно донести мысль о том, что профессия наполняет жизнь смыслом, она позволяет проявить свои способности, что двигаться в профессиональном направлении стоит уже сейчас. Как показали исследования, малыши уже в 4 года думают о том, кем они станут, когда вырастут. Свои желания они основывают на фантазии, дети в более старшем возрасте – на образах профессий из фильмов и соцсетей.
Не стоит считать тему работы «взрослой»
Эксперты советуют знакомить детей с профессиональной сферой постепенно. Необходимо развить понимание, в какое время и с какой целью обычно начинают работать, как к этому подготовиться, как выбрать сферу деятельности. Это поможет избежать нигилизма и завышенных ожиданий.
Для формирования здорового отношения к труду психологи дают следующие рекомендации.
Не обесценивайте свой труд
Дети получают от нас скрытые сообщения о труде всегда, когда мы, возвращаясь с работы, выглядим уставшими, не хотим с ними играть и разговаривать. Подсознательно ребенок воспринимает работу как нечто неприятное и утомительное.
Важно отслеживать то, как мы рассказываем о своем дне. Если мы жалуемся, а блогеры обычно довольны, демонстрируя высокий заработок, то не стоит позднее удивляться профессиональному выбору ребенка. Полезно вести себя так, чтобы дети не замечали ваше напряжение и нежелание общаться после работы.
Рассказывайте, чем занимаетесь
Зачастую дети знают место работы и должность родителей, но не понимают, чем мама и папа заняты. В сознании ребенка родители связаны с домашними делами, а работа – это не имеющая значения необходимость. Так что стоит говорить о своей профессии, это положит начало здоровому отношению к труду. Можно рассказать о рабочих обязанностях, о том, чем заняты коллеги, поделиться интересными историями. Тогда профессиональная сторона жизни найдет отклик у ребенка.
Подумайте вместе с ребенком о его возможностях
Расширьте кругозор ребенка относительно профессий. Расскажите ему истории из вашего окружения, чаще обращайте внимание детей на разные виды работы. Делая в магазине покупки, спросите, какие профессии в торговле ему известны. Обратите внимание ребенка на тех, чей труд скрыт, как продукты попадают на магазинные полки.
Подберите дополнительное образование
Кружки и секции также косвенно ориентируют ребенка в мире профессий. За животными можно ухаживать в живом уголке, в «Кванториуме» дети пробуют себя в программировании. Они могут учиться писать тексты, лепить и рисовать. Любое из опробованных занятий ребенок впоследствии может выбрать в качестве профессии.
Развивайте представления о профессиях через любопытство
Полезно задавать ребенку вопросы, благодаря которым можно вместе исследовать мир профессий: что повара делают каждый день, что им может нравиться в их работе, как они выбрали свой путь, хотел ли ребенок стать поваром. Такое любопытство будет провоцировать детей самим задавать себе вопросы. Хорошо обсуждать каждый шаг выбора профессии.
Представляйте с ребенком его будущее
Поощряйте воображение, способность саморефлексировать, предлагая ребенку представить свою жизнь через 5, 10 или даже 20 лет. Спрашивайте, что они хотят делать каждый день, как проводить свободное время. Расскажите, каким вы видели свое будущее. Это поможет сыну или дочери понять, чем бы они хотели заниматься в жизни.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что в Государственной Думе России предложили прививать школьникам любовь к труду.
Комментарии