Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Социальная защита

Как воспитать талантливого читателя?

Юность. Наука. Культура
Учительская газета, №28 от 27 января 2021. Читать номер
Автор:

Человек, истинно читающий, должен быть знаком с литературой разного уровня. Но современная молодежь далека от образов и понятий классической литературы – вот причина неприятия классики и причина того, что полки книжных магазинов заставлены детективами и любовными романами (спрос рождает предложение). Автор, участник Международного конкурса педагогов «Образование: будущее рождается сегодня», организатором которого является Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» (future4you), считает, что задача учителя литературы – так преподать классическое произведение, чтобы оно зазвучало по-новому, стало интересным и востребованным со стороны учеников.

Перед учителем-словесником часто встает закономерный вопрос: как заразить учеников желанием стать культурным читателем? Изучая произведения, созданные писателями XVIII-XX вв., конечно, необходимо проводить предварительную «разъяснительную» работу, учитывать, что современных школьников отделяют от героев произведения почти два столетия, они недостаточно знакомы с культурно-историческим контекстом времени, на фоне которого ведется повествование.
Открыть окно в отдаленную эпоху и ознакомиться с укладом жизни в определенный исторический период поможет подробная словарная работа, которую можно проводить и на уроках русского языка.
Привить интерес к чтению помогают также внутрипредметные и межпредметные связи. Например, при изучении «Слова о полку Игореве» учащимся можно предложить выучить наизусть отрывок в любом переводе и обосновать свой выбор.
Всегда интересным для детей является такой вид внеклассной работы, как литературная игра. С учениками 8‑х классов можно провести игру «Путешествие в страну Литературию», которая включает следующие этапы: «Литературная география», «Литературная история», «Литературная математика», «Литературная логика» и «Литературная живопись». Такая игра помогает учащимся по-новому взглянуть на изучаемые произведения и увидеть связь литературы с другими предметами.
Чтобы расширить читательский кругозор учащихся, нужно ненавязчиво руководить их чтением. В этом помогает читательский дневник. Читая произведения и заполняя соответствующие графы, ребята глубже понимают и запоминают суть прочитанного.
Свой отчет о самостоятельно прочитанных произведениях ученики могут представить и в форме заключительного урока-праздника. Например, в 5‑7‑х классах в конце учебного года изучаются произведения зарубежной литературы. Можно предложить ученикам представить в любой форме одно из произведений. Как правило, ученики с интересом и творчески подходят к этому заданию, особенно если в мероприятии участвуют все классы параллели.
Эта работа в старших классах дает свои плоды – старшеклассники с удовольствием участвуют в создании литературных вечеров, посвященных творчеству конкретного писателя или поэта («Театр Шекспира – волшебный мир») или объединенных общей темой («О, золотые времена, где взор смелей и сердце чище!», «Русская ярмарка»).

Литература – это когда читатель столь же талантлив, как и писатель, говорил в свое время автор знаменитой «Гренады» Михаил Светлов. Наша задача – воспитать такого талантливого читателя.
Светлана ГОРБУНОВА, МБОУ «Гимназия №75», Казань

Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt