search
main
Топ 10
На ОГЭ по математике в 2024 году разрешено использовать калькулятор Базовая математика. Отличный результат на ЕГЭ – результат хорошей подготовки Пермская школа оказалась в центре скандала из-за формулировок в учебном плане 12 учителей одной школы написали заявления об увольнении: скандал в Екатеринбурге не утихает В Курганской области ко Дню учителя станет известно имя первого Почетного работника образования В Госдуме предложили поменять поход к процедуре назначения директоров школ Кемеровский поселок рискует остаться без школы Педагоги из Саратовской области будут получать повышенную зарплату за наставническую и методическую работу Для медицинских классов в Прикамье купят оборудование Учителей, студентов и школьников приглашают принять участие в акции «Педагогический диктант» Финал «Учитель года России – 2023»: торжественное открытие состоится 22 сентября в Доме правительства Подмосковья Кузбасские депутаты предложили больше поддерживать школьников и учителей В Черкесске прошли первые испытания конкурса «Лучший учитель родного языка и литературы» Полвека и более: педагогов-ветеранов чествовали в Чеченской Республике ЕГЭ-2024: какие изменения ждут выпускников школ Перемену объявили в Иркутске, следующий звонок прозвенит в Красноярске Толстовский педуниверситет отметил 85-летие открытием педагогического «Кванториума» Читаем по нарисованному: психологический анализ детского рисунка помогает понять состояние малыша Минпросвещения: финалисты конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» начинают бороться за победу Как помочь ребенку влиться в коллектив и справиться с конфликтом: на вопросы родителей ответила психолог
0

Как воспитать талантливого читателя?

Юность. Наука. Культура

Человек, истинно читающий, должен быть знаком с литературой разного уровня. Но современная молодежь далека от образов и понятий классической литературы – вот причина неприятия классики и причина того, что полки книжных магазинов заставлены детективами и любовными романами (спрос рождает предложение). Автор, участник Международного конкурса педагогов «Образование: будущее рождается сегодня», организатором которого является Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» (future4you), считает, что задача учителя литературы – так преподать классическое произведение, чтобы оно зазвучало по-новому, стало интересным и востребованным со стороны учеников.

Перед учителем-словесником часто встает закономерный вопрос: как заразить учеников желанием стать культурным читателем? Изучая произведения, созданные писателями XVIII-XX вв., конечно, необходимо проводить предварительную «разъяснительную» работу, учитывать, что современных школьников отделяют от героев произведения почти два столетия, они недостаточно знакомы с культурно-историческим контекстом времени, на фоне которого ведется повествование.
Открыть окно в отдаленную эпоху и ознакомиться с укладом жизни в определенный исторический период поможет подробная словарная работа, которую можно проводить и на уроках русского языка.
Привить интерес к чтению помогают также внутрипредметные и межпредметные связи. Например, при изучении «Слова о полку Игореве» учащимся можно предложить выучить наизусть отрывок в любом переводе и обосновать свой выбор.
Всегда интересным для детей является такой вид внеклассной работы, как литературная игра. С учениками 8‑х классов можно провести игру «Путешествие в страну Литературию», которая включает следующие этапы: «Литературная география», «Литературная история», «Литературная математика», «Литературная логика» и «Литературная живопись». Такая игра помогает учащимся по-новому взглянуть на изучаемые произведения и увидеть связь литературы с другими предметами.
Чтобы расширить читательский кругозор учащихся, нужно ненавязчиво руководить их чтением. В этом помогает читательский дневник. Читая произведения и заполняя соответствующие графы, ребята глубже понимают и запоминают суть прочитанного.
Свой отчет о самостоятельно прочитанных произведениях ученики могут представить и в форме заключительного урока-праздника. Например, в 5‑7‑х классах в конце учебного года изучаются произведения зарубежной литературы. Можно предложить ученикам представить в любой форме одно из произведений. Как правило, ученики с интересом и творчески подходят к этому заданию, особенно если в мероприятии участвуют все классы параллели.
Эта работа в старших классах дает свои плоды – старшеклассники с удовольствием участвуют в создании литературных вечеров, посвященных творчеству конкретного писателя или поэта («Театр Шекспира – волшебный мир») или объединенных общей темой («О, золотые времена, где взор смелей и сердце чище!», «Русская ярмарка»).

Литература – это когда читатель столь же талантлив, как и писатель, говорил в свое время автор знаменитой «Гренады» Михаил Светлов. Наша задача – воспитать такого талантливого читателя.
Светлана ГОРБУНОВА, МБОУ «Гимназия №75», Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте