За долгие годы я пришла к определенным принципам в своей работе со старшеклассниками как классный руководитель. На мой взгляд, школа должна в большей мере приносить в жизнь ребенка радость, оптимизм, красоту, удовольствие. И это касается любого ученика, успешного и не очень.
Классный руководитель – это прежде всего координатор между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями-предметниками, родителями. Но при этом в образовательном процессе он не обвинитель и не судья, а скорее друг, соратник, адвокат.
Как классный руководитель я должна помочь ребенку повзрослеть, получить свой первый документ об образовании и поддержать его в преодолении трудностей на этом пути.
Заниматься воспитанием подростков и старшеклассников непросто. Так было всегда. Великий Сократ еще за 400 лет до нашей эры говорил: «Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…» Так и хочется сказать: «И что же изменилось?»
Современные школьники и сегодня не признают откровенной назидательности, всегда имеют собственное мнение и хотят отстаивать его. Я стараюсь своим ребятам давать возможность быть не согласными со мной, иметь другое мнение по какому-либо вопросу. В свою очередь мне это позволяет выстроить наши отношения в доверительном ключе, почти на равных.
Современной молодежи, мне кажется, присущи трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, независимость и самостоятельность, они гораздо свободнее, чем поколение, например, 90‑х. Хотя надо иметь в виду, что далеко не все дети способны в старшем школьном возрасте быть разумными, практичными и самостоятельными.
Классный руководитель должен очень хорошо знать своих ребят, видеть в каждом из них своеобразные, уникальные черты. Чем лучше разбираешься в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее можешь организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития самообразования, активности и дарований каждого ученика.
И еще очень важно, на мой взгляд, чтобы классный руководитель был оптимистом, человеком с позитивным отношением к жизни, которое рождается из энтузиазма и уверенности в себе. Оптимизм, бодрый и веселый настрой очень часто помогают мне в решении разных вопросов с детьми и их родителями. Я всегда верю в успех своих ребят, всегда стараюсь найти для них слова одобрения, похвалы и поддержки. И если и предстоит с кем-то серьезный разговор, то он будет только один на один.
И последнее, возможно, самое важное. Мой долгий опыт классного руководителя показал, что, какие бы воспитательные беседы я ни проводила с моими любимыми учениками, это просто беседы. И только личный пример, личное неравнодушие, личное участие по-настоящему оказывают влияние и имеют огромную силу в воспитании. И тут вспоминаются слова Л.Н.Толстого: «…Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя». А вот это и является, на мой взгляд, самым сложным – как воспитать себя?
Вероника РОМАНОВА, учитель истории и обществознания школы №664
Комментарии