Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Как вдохновить юных инноваторов. Хочу быть Эдисоном!

Учительская газета, №45 от 8 ноября 2011. Читать номер
Автор:

​Сегодня возникла необходимость в подготовке кадров нового поколения, соответствующих требованиям времени. И основной вопрос здесь состоит в том, что воспитание граждан и подготовку будущих профессионалов необходимо начинать со школьной парты.

В 2011 году московские старшеклассники получили новое пособие Сергея Лескова «Живая инновация. Мышление XXI века». Этот проект направлен на популяризацию и повышение престижа научного знания, создание у школьников мотивов к развитию собственного творческого потенциала и самореализации, возникновение активного интереса к новаторству, воспитание у молодого поколения россиян чувства сопричастности судьбе Родины и ответственности за ее будущее. Этот эксперимент является продолжением проекта «Школа инноваций», начатого в 2009-2010 годах, когда ряд общеобразовательных учреждений Российской Федерации включили в образовательный процесс пособие «Живая инновация. Мышление XXI века». Результаты использования книги в школах говорят об особой социальной значимости проекта, необходимости продолжения данного направления деятельности. О предпосылках проекта «Школа инноваций», а также его основной идее рассказывает управляющий директор издательства «Просвещение» Александр КОНДАКОВ.Триада успешности В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России сформулировано определение экономики инновационного, социально ориентированного типа. Во-первых, это экономика, основанная на знаниях. Во-вторых, это высокая инновационная активность населения. И в-третьих, это рост качества человеческого капитала и эффективности его использования. То есть фактически все три тезиса обращены напрямую к школе.Создание экономики, основанной на знаниях, формирование инновационного потенциала страны надо прежде всего начинать с подрастающего поколения – это вопрос выживания. Поэтому стандарт мы построили на основе триады успешности: демократия – человек – инновация. Здесь мы говорим о том, что социокультурная модернизация общества, изменение ценностной основы, построение гражданского общества, ценностями которого являются социальное благополучие, безопасность и солидарность, – это основа необратимого массового инновационного процесса. Потому формирование ценностной сферы ребенка, его творческого потенциала является на сегодняшний день наиболее важной задачей, которая стоит перед отечественной системой общего образования. Особенности современной системы образования Каждому историческому периоду были свойственны свои особенности в плане образования. XIX век – это академичность, широта знаний, энциклопедичность подготовки. Эпоха НТР привела нас к сужению знания, узкоспециализированной подготовке. А сегодня? Успешность выпускника школы, высшего учебного заведения зависит опять же от его более широкой (не скажу – энциклопедичной) подготовки. Вопрос конвергенции знаний, умения применять их в разных областях, допустим, из биологии – в химии, или знания по физике – в математике, вышел сейчас на первый план по своей важности. Применение междисциплинарных знаний является одной из ключевых компетенций современного человека. Это заложено в стандарте и реализуется через проектную и учебно-исследовательскую деятельность. Стандарт и инновацияГоворя о стандарте как новой парадигме отечественного образования, мы, конечно, отмечаем, что закрепляем переход к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося. Это происходит уже в начальной школе, получает развитие в основной школе, и на старшей ступени мы возвращаемся к вопросам профильного обучения, изучения предметов по выбору и т. д. Мы даем возможность каждому ребенку реализовать свой образовательный маршрут, в том числе с использованием технологий открытого образования. В соответствии со стандартом школа должна предоставить максимальные возможности для формирования у учащихся потребности в творческой и инновационной деятельности. Это в том числе заложено в те самые 2 часа в неделю, которые отводятся на индивидуальные проекты. В 9-м классе защита индивидуального проекта – это предмет итоговой аттестации. В 11-м классе, если стандарт будет утвержден, это тоже станет предметом итоговой аттестации: дети должны продемонстрировать свою способность сформулировать гипотезу, определить цели и задачи, планируемые результаты, простроить процесс достижения результата, рассчитать ресурс и презентовать собственный результат. Живая инновация Книга «Живая инновация. Мышление XXI века» – это пособие для старшеклассников, которое способствует формированию этого метапредметного, конвергентного мышления и интереса к инновационной деятельности. Автор книги Сергей Леонидович Лесков – яркий журналист, пишущий о науке, системе образования, о социально значимых темах. Он опубликовал много статей по проблеме инноваций, построения экономики знаний и модернизации страны, побывал на самых отдаленных и засекреченных объектах нашей страны и рассказал о них в своих очерках: урановые рудники в Забайкалье, ядерный полигон на Новой Земле, атомные ледоколы и атомные подводные лодки в Северном Ледовитом океане, сверхсекретные заводы на Урале и в Сибири, потайной тоннель под Енисеем, знаменитый Арзамас-16, где сделаны атомная и водородная бомбы. Но в этой книге он рассказал и о многих простых вещах, например, о канцелярской скрепке как об инновации, которая перевернула мир. Инновация, нацеленная на результат На самом деле инновация – это изобретение или научная идея, результатом которой является конкретный продукт, который можно использовать. В свое время мне, как экзаменатору международного бакалавриата, довелось оценивать дипломный проект, где описывалась тележка, изобретенная мальчиком для больной соседки, чтобы ей удобнее было ходить в магазин. Парень произвел продукт, который дал благо. Наверное, мы, организуя проектную и учебно-исследовательскую деятельность наших учащихся, тоже должны стремиться к тому, чтобы ориентировать их на те проекты, которые изначально заставляют думать о результате и приносят пользу. Кто такой инноватор? Инноватор не тот, кто выдвинул идею, а тот, кто сумел сделать ее общественной ценностью и получить прибыль. Каждая деятельность должна иметь фиксированный результат – это очень важный момент. Инновационная школа – это та школа, где воспитывают свободных, креативных, обладающих широким кругозором, уверенных в себе людей, способных повернуть развитие страны в инновационный режим саморазвития. Они мыслят по принципу «Я сделал, и я за это отвечаю». Роль специальной тематической литературы для школьников очень велика. Книги, посвященные открытиям и изобретениям, имеют большой мотивационный потенциал – они вдохновляют на подвиги, пробуждают желание попробовать себя в качестве новых Ломоносовых, Эйнштейнов, Эдисонов, Поповых.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту