Александр РУСИНОВ, член управляющего совета школы №1995. У него большая и дружная семья, в которой растут три дочери. А еще есть собака и лысая кошка! В детстве он мечтал стать дальнобойщиком, а в юности – учителем начальных классов. И он действительно преподавал математику, физику и иногда… музыку! Но в настоящее время руководит проектами по развитию бизнеса в телекоммуникационной компании.
–Александр Сергеевич, вы являетесь одним из ярких представителей родительской общественности в управляющем совете школы №1995. Какие вопросы удается решать в рамках этого органа?
– Как правило, это вопросы, связанные с работой школы во многих аспектах, – от согласования учебного графика и организации питания до трансформации образовательного пространства групп дошкольного образования. В рамках встреч УС согласуем потребности в закупке учебной литературы, обсуждаем результаты закупочной деятельности, принимаем предложения, поступающие от учащихся нашей школы.
В состав управляющего совета входят представители ученического самоуправления. Ребята вместе со взрослыми принимают участие в обсуждении текущих вопросов, вносят предложения, которые школа помогает реализовывать. Так, например, появилось теперь уже традиционное общешкольное событие – конвергентный батл школьных команд «Думай. Действуй. Твори. Совершенствуй».
– Вы руководите проектами по развитию бизнеса в телекоммуникационной компании. Почему считаете важным для себя находить время и для общественной нагрузки в рамках работы в управляющем совете?
– Общественную нагрузку в УС считаю естественной для заботливого папы и интересующегося человека. Эта работа не доставляет мне каких-то неудобств. Возможность быть в курсе того, что в целом происходит в жизни моего ребенка, в том числе в образовательном учреждении, своего рода ответственность меня как родителя. Очевидно, УС – это площадка, на которой есть возможность озвучивать и доносить свою точку зрения, сомнения, вопросы до педагогического сообщества и руководства школы. Я искренне считаю, что родителей можно и нужно больше вовлекать в школьную и внешкольно-школьную жизнь. Думаю, что школа в принципе как объект района может и должна быть местом притяжения и сосредоточения силы.
– Сейчас много говорят о профессиональном выгорании учителей и методах борьбы с ним. Некоторое время назад вы тоже работали в школе. А что могло бы вас заставить вернуться к доске?
– Сейчас много говорят о выгорании вообще. Термин прочно вошел в нашу жизнь и может характеризовать не только участников педагогического сообщества. Безусловно, педагоги находятся на передовой процессов с повышенным эмоциональным фоном. Постоянные эмоциональные нагрузки могут приводить к стрессам. Выгорание, если оно действительно есть, – это не приговор. Нужно искать причины такого состояния, заниматься профилактикой и работать с собой и над собой не только в профессиональном плане.
Что касается возможности вернуться к доске, вопрос интересный (смеется). Исходя из реальностей, маловероятно, что я готов вернуться к предметному учительству, но делиться своим опытом мне всегда интересно. Возможно, я бы мог вернуться в школу, например, для внеурочной работы в рамках медиадепартамента или в роли участника управленческой команды.
– Что вам больше всего запомнилось из вашего педагогического опыта? Помогает ли это вам в решении задач в бизнесе?
– Конечно же, мое первое 1 сентября в роли учителя. Первые уроки в классах. Было сильное ощущение трепета, смешанного с тревогой, потому что я понимал, что «эти пары глаз» меня внимательно изучают и оценивают. Те самые несколько секунд, которые формируют базис дальнейшей работы. И необходимость решения нестандартных задач, которые возникали в ходе учительской деятельности, например поиск мела при подготовке к урокам следующего дня и минимального набора приборов и инструментов для демонстрации физических процессов и явлений… Здесь, наверное, нужно пояснить. Я начинал работу в сельской школе после распределения по окончании университета. Было это в теперь уже далеком 1997 году. Школа была малокомплектная, земская, как было принято говорить, только что организованная в постройке, изначально предназначавшейся для отделения банка. Так вот, у нас реально не было мела, чтобы можно было что-то писать на доске. Что уж говорить о вольтметрах и амперметрах. Честно говоря, моментов, которые остались в памяти, достаточно много. Не могу сказать, что все они позитивные. Неприятный осадок остался от многочисленных проверок и визитов на уроки разного рода «методистов», которые, как мне казалось, выискивают в урочных планах отсутствующие слова, но это, видимо, совсем другая история.
Для решения текущих задач в моей деятельности мне помогает опыт в принципе. Никогда не задумывался о сегментировании его на педагогический и другой.
– Каким вам видится идеальный учитель? Кого вспоминаете из своих школьных учителей и почему?
– Идеальных не бывает… Но если абстрагироваться от недостижимого идеала, то хороший учитель – это прежде всего Человек, и именно с большой буквы. Тот, к которому хочется идти на урок не потому, что надо, а потому, что хочется. И совершенно не важно, например, что сегодня ты не сделал домашнюю работу…
Возможно, это прозвучит немного пафосно, но я действительно с огромной благодарностью всегда вспоминаю своих учителей: Сергея Павловича Басанца – учителя физики, Наталью Владимировну Ледакову – учителя математики, Диану Владимировну Бабаскину – учителя русского языка и литературы. Безусловно, это люди, которые вместе с моими родителями помогли мне увидеть себя и свой путь. Мои учителя по-настоящему научили меня многому из того, что реально пригодилось при поступлении в вуз и в дальнейшем обучении. Огромным плюсом считаю заложенные и важные сейчас так называемые soft skills, которые человек использует для жизни в обществе, навыки искать и находить нужную информацию, критически ее оценивать и уметь применять полученные знания с умом. Искренне желаю своим педагогам здоровья и всего самого наилучшего!
– Из-за пандемии коронавируса ускорились процессы цифровизации образования, стремительно развиваются цифровые образовательные платформы. Нравится ли вам как педагогу и профессионалу в отрасли телекоммуникаций тенденция смешанного очного и дистанционного обучения?
– Тенденция, пожалуй, хорошая, но всегда есть нюансы. В вашем вопросе есть вынужденная поправка на коронавирус. Это неприятное явление ускорило цифровизацию многих отраслей. Классно, что образование не осталось в хвосте и сумело вовремя мобилизоваться. Да, сначала и детям, и родителям, и педагогам было непросто. Нам всем пришлось быстро осваивать технологии, привыкать к онлайн-формату общения. Но общими усилиями мы справились с вызовом времени, и все получилось. На мой взгляд, это очевидный плюс. Далее можно порассуждать о «но»…
Острый период пандемии прошлого года, тотальные дистант и самоизоляция не оставляли нам другого выхода. Нужны были решения для обмена информацией. Это было время, когда многие пытались вынужденно запрыгнуть в вагон, а уже потом выяснять, в каком направлении он движется. Это минус, но опять же вынужденный. В хорошем смысле этого слова. Я хочу, чтобы читатели правильно меня поняли. Речь в данный момент не о том, чего мы лишились благодаря короне, а о том, что мы получили.
Школа – зеркало изменений окружающего мира. С каждым новым поколением именно в школе мы видим это отражение. Технический прогресс, новые профессии и тренды заметны очень хорошо, особенно если ты отец трех дочерей с разницей в возрасте. Мне повезло, я вижу это здесь и сейчас, каждый день. Дети разные. Дети другие. Они прекрасны (каждый в своем возрасте) набором хотелок и увлечений. При этом что-то достается им от нас и нашего прошлого, а зачастую и вечного.
Мне думается, что гибридное образование стоит продолжать развивать, но необходимо на секунду остановиться, выдохнуть, оценить возможные векторы развития и далее планомерно пытаться их реализовывать, не теряя при этом связи с окружающим миром. Начать стоит с развития цифровых компетенций учителей там, где это возможно. Недавно я читал статью, в которой говорилось о том, что существует несколько десятков моделей смешанного обучения. Это новые знания для большинства педагогов. Это новые методики и новый мир. Видимо, сейчас я включу консерватора, но, уважаемые учителя, директора, методисты и министры, давайте взвешенно подходить к задаче обеспечения качества образования. Возможно (тут я не могу претендовать на истину в последней инстанции, а скорее озвучу свою мысль как родитель), стоит уменьшить количество экспериментов над нашими детьми.
Не подумайте, что моя позиция звучит как категоричное: «Вот вы там сами вначале научитесь, а потом и детей учите». Нет. Роль родителей в подготовке детей к дистанционному формату в обучении не менее значима. И с родителями порой, как и с учениками, тоже нужно работать. В общем, я за Smart-подход.
– Как вы оцениваете раннюю профилизацию в образовании? Насколько, на ваш взгляд, полезно в раннем возрасте пробовать применять свои знания на практике?
– Очень интересный вопрос! К ранней профилизации лично я отношусь скорее настороженно. Пока мне не удалось увидеть в этом подходе ощутимых плюсов. Есть ощущение, что задача организации ранней профилизации оказалась более сложной в реализации, чем представлялось. Что касается применения знаний на практике, по моему мнению, эта конструкция не имеет жесткой привязки к ранней профилизации.
Идея реальной дифференциации и профессионального самоопределения должна была стать помощником для детей, а, кажется, стала нелегким выбором для родителей и в некоторых случаях клеткой для учащихся. Я не знаком с анализом ситуации в целом, поэтому оперирую данными собственного опыта и доступных наблюдений. Скорее склоняюсь к мысли о том, что ранняя профилизация для большинства современных школ избыточна.
Нет ничего плохого в том, что в момент перехода ребенка с I на II ступень образования у него нет четкого понимания индивидуальных личностных особенностей и сформированного вектора развития. Я считаю, что совершенно нормально в 11‑15 лет хотеть быть сначала доктором, затем – следователем, потом – парикмахером или водителем. Подход «нужное подчеркнуть» тут не работает в подавляющем большинстве случаев.
Хорошо, если у школы есть возможность организовать предпрофильные классы, но очень хочется, чтобы вместе с этим оставалась возможность просто получать базовое образование без настоятельной альтернативы выбрать инженерный или биологический уклон.
Решением, на мой взгляд, могла бы стать конвергенция обязательного и дополнительного образования с учетом желаний и интересов со стороны обучающихся. Понимаю, что процесс сложный, малопредсказуемый, но тем и интересный, на мой взгляд.
Здорово, что существуют чемпионаты профессионального мастерства KidSkills, WorldSkills. Я знаю, что ученики нашей школы принимают участие в чемпионате не первый год и с каждым разом добиваются все лучших результатов. Ребята действительно погружаются в профессию, демонстрируют не только теоретические, но и практические навыки, умения.
Кажется, больше времени стоит уделить знакомству с профессиями, ознакомлению с природными задатками, индивидуальными особенностями и пониманию того, как и куда их можно было бы развивать. И очень важна реализация желаний и полученных навыков.
Галина БАКУРКИНА, заместитель директора школы №1995
Комментарии