Кто такой одаренный ребенок? Что педагоги, родители, общество обычно вкладывают в это понятие? Конечно, этот юный человек наделен талантом, неординарными врожденными способностями к определенному виду деятельности. Но львиная доля его успеха – это трудолюбие, трудоспособность, целеустремленность, повышенный интерес к предмету, стойкая мотивация на достижение высокого результата. И здесь без мудрого наставника школьнику не обойтись. У директора троицкого Центра новых педагогических технологий Светланы ЗОЛОТОВОЙ сложилась собственная концепция работы с одаренными школьниками, позволяющая ее воспитанникам неизменно одерживать победы на всероссийских олимпиадах по информатике.
– Светлана Ивановна, чем занимается Центр новых педагогических технологий?- Государственное образовательное учреждение «Центр новых педагогических технологий» был организован Министерством образования Московской области в 1992 году. Основная задача центра – это содействие внедрению новых информационных технологий в учебный процесс, подготовка для этого педагогических кадров. Наши специалисты разрабатывают методические рекомендации, проводят курсы повышения квалификации школьных учителей, организуют дискуссии, семинары, международную конференцию «Применение новых технологий в образовании» и конкурс «Компьютер и школа»… А еще готовят задачи, тесты, тестирующие системы и рекомендации для районных (городских) и областных олимпиад по информатике Московской области. Кстати, областные олимпиады школьников по информатике на протяжении многих лет проводятся тоже именно здесь. По результатам областной олимпиады мы готовим сборную школьников Московской области для участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады.- Результаты вашей работы с детьми действительно впечатляют…- Да, сборная Московской области на Всероссийской олимпиаде по информатике вот уже много лет входит в тройку лидеров наряду с командами Москвы и Санкт-Петербурга. В этом году шестеро наших ребят вернулись из Перми, где проходил заключительный этап олимпиады по информатике, с дипломами победителей и призеров. В 2010 году был такой же результат, в 2009-м – 4 диплома победителя, в 2008-м – пять.- Победа на всероссийской олимпиаде – это грандиозный успех для школьника. Как вам удается подготовить детей к достижению такого высокого результата? С чего все начинается?- Наша первостепенная задача – это поиск одаренных детей. Найти их довольно сложно. Объясню почему. Очень часто одаренного ребенка путают с отличником в школе. Иногда это действительно совпадает. Отличная учеба – это все-таки следствие аккуратности, тщательности, исполнительности. Поэтому отличники обычно являются таковыми по всем предметам. Но даже отличники побеждают на олимпиадах, как правило, только по одному предмету или двум очень близким. Однако чаще всего неординарные способности ребенка выявляются на занятиях в специализированных классах, факультативах, кружках в школе и в системе дополнительного образования. Наш центр по поручению Министерства образования Московской области ежегодно проводит летние компьютерные лагеря для заинтересованных ребят. В наш лагерь приезжают дети со всего Подмосковья. Утром педагоги центра проводят со школьниками занятия на компьютерах, а во второй половине дня дети живут обычной лагерной жизнью: занимаются спортом, отдыхают, развлекаются, общаются. За лагерную смену нам довольно успешно удается выявить действительно одаренных детей – талантливых, умных, трудолюбивых. Многие победители различных этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике начинали свой путь именно в компьютерном лагере. Большую роль в выявлении талантливых детей играют также открытые олимпиады по информатике, в которых могут принимать участие все желающие. Иногда талантливый ребенок не может пройти сито районного уровня: количество квот на каждый район ограничено. Победители открытой отборочной олимпиады, которую Центр новых педагогических технологий проводит для школьников Московской области, получают возможность принять участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по информатике персонально, вне квоты района. – Как сегодня ведется подготовка школьников к олимпиадам областного уровня? – Специальная подготовка талантливых ребят к участию в олимпиадах областного и всероссийского уровней – это наша вторая основная задача. Школьники из тех муниципальных образований, где есть талантливые педагоги и специализированные места по подготовке к олимпиадам, традиционно показывают и самые высокие результаты. В Московской области хорошо развита система подготовки в Мытищах, Дубне, Троицке, Раменском, Жуковском, Королеве, Долгопрудном. Однако в последние годы появилась тенденция обучать школьников в основном прикладному программному обеспечению. В результате такой политики дети оказываются лишены навыков, необходимых для участия в олимпиадах по информатике различного уровня. Частично этот пробел, конечно, восполняется внеурочными занятиями: кружками, факультативами. Понимая это, специалисты Центра новых педагогических технологий некоторое время назад организовали опытно-экспериментальные площадки в школах Московской области по развитию дополнительных занятий по программированию. Формы занятий были разными: дополнительные часы информатики, факультативы, кружки. Центр предоставил учебные пособия для школьников и методические разработки для учителя с возможностью консультаций по электронной почте у методистов центра. Это принесло ожидаемые результаты.Сотрудники центра также проводят очные занятия с победителями районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике, так как многие разделы математики и алгоритмики, необходимые юным программистам, не входят в школьную программу и некоторые учителя даже не знакомы с ними.К сожалению, талантливых школьников больше, чем очных возможностей для занятий с ними. Особенно это касается сельских школьников. Поэтому важную роль играют среды дистанционной подготовки с использованием возможностей глобальной сети «Интернет».- На что еще педагогам и, может быть, родителям следует обратить особое внимание при работе с одаренными детьми?- На наш взгляд, очень важно сформировать у ребенка стойкий интерес к предмету и правильно мотивировать его на успех. Главная мотивация для подростка – мнение окружающей его группы людей. Если он попадает в среду, где престижно хорошо учиться и побеждать на олимпиадах, ему повезло в жизни. Поэтому победителями олимпиад становятся дети, которые учатся в специализированных классах и занимаются любимым предметом дополнительно. Внимание и поддержка родителей, преподавателей тоже являются важной частью решения этой задачи. Для успешного развития интеллектуального уровня молодого поколения обязательно наличие или специальное создание в городе, в районе мест, где одаренного ребенка заметят и поддержат, куда стремятся попасть его друзья и одноклассники. Большую роль играет внимание руководства Московской области к работе по поддержке одаренных детей: встречи победителей олимпиад с губернатором Московской области Борисом Всеволодовичем Громовым, губернаторские стипендии, выделение средств на подготовку сборных команд. Важна возможность поступления в престижные вузы. Все это сильно мотивирует школьников на успех. Если говорить конкретно о системе работы с одаренными детьми в Московской области, то у нас все эти задачи решаются довольно успешно. Победы подмосковных школьников на олимпиадах различного уровня – наглядное тому подтверждение.
Комментарии